Кредитный процесс в коммерческом банке

Автор: Иван Иванов, 10 Августа 2010 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Выделение и рассмотрение такого целостного понятия, как «кредитный процесс», позволяет комплексно проанализировать все составляющие и этапы механизма банковского кредитования.
Кредитный процесс - это движение банковского кредита как последовательный ход его организационных стадий (этапов). В ходе кредитного процесса происходит последовательная смена стадий механизма банковского кредита. Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности при наличии у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.

Работа содержит 1 файл

банковское дело.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Тема. Кредитный процесс в коммерческом банке

  Введение

    Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.    

     Выделение и рассмотрение такого целостного понятия, как «кредитный процесс», позволяет комплексно проанализировать все составляющие и этапы механизма банковского кредитования.

     Кредитный процесс - это движение банковского кредита как последовательный ход его организационных стадий (этапов). В ходе кредитного процесса происходит последовательная смена стадий механизма банковского кредита. Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности при наличии у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.

     В теории и практике кредитования выделяют, как правило, семь основных стадий кредитного процесса, управление которыми банк должен тщательно организовывать:

1) рассмотрение  заявки заемщика на получение  кредита;

2) анализ  финансового состояния (кредитоспособности) клиента;

3) разработка  условий займа; подготовка и  заключение кредитного договора;

4) определение  порядка обеспечения кредита,  гарантий возврата займа;

5) процедура  предоставления займа;

6) процедура  погашения займа;

7) контроль  за кредитной операцией. 

    В данной работе, мы рассмотрим, правовые и организационные основы кредитного процесса в банке, дадим характеристику этапов кредитного процесса, рассмотрим особенности кредитного процесса в зависимости от категории заёмщиков, целей кредитования, форм обеспечения. В третьей части рассмотрим кредитный договор, его содержание и экономическое значение.

    На  примере ООО КБ «Фемили» произведем Анализ кредитного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Правовые и организационные основы кредитного процесса в банке.

    Порядок осуществления Банком операций по кредитованию регламентируется следующими нормативными документами:

    1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 года № 395-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
    2. «Гражданский кодекс Российской Федерации»;
    3. Положение Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26 июня 1998 года № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями);
    4. Положение Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 года № 54-П (с последующими изменениями и дополнениями);
    5. Письмо Банка России «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета от 26 июня 1998 года № 39-П» от 14 октября 1998 года № 285-Т;
    6. Письмо Банка России «О применении Положений Банка России от 26 июня 1998 года № 39-П, от 31 августа 1998 года № 54-П, а также Методических рекомендаций Банка России от 14 декабря 1998 года № 285-Т» от 24 марта 1999 года № 104-Т;
    7. Письмо Банка России «О применении Положения Банка России от 26 июня 1998 года № 39-П» от 27 декабря 1999 года № 361-Т;
    8. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26 марта 2007 года № 302-П (с последующими изменениями и дополнениями);
    9. Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 года № 254-П (с последующими изменениями и дополнениями);
    10. внутренние документы Банка, определяющие конкретный порядок кредитования Заемщиков.

    Координацию кредитной работы и принятие решений  о выдаче кредитов Заемщикам или  их пролонгации в Головном Банке (Филиале Банка) осуществляет Кредитный комитет Банка (Филиала), действующий в соответствии с Положением о Кредитном комитете Банка (Филиала).

    Филиал  Банка осуществляет операции кредитования самостоятельно, в пределах предоставленных  им полномочий, в порядке, установленном внутренними документами Банка.

    Конкретные  структурные подразделения и  должностные лица Филиала Банка, осуществляющие операции кредитования, определяются штатным расписанием  и решениями руководства Филиала  Банка.

    В случае необходимости рассмотрения Заявки Заемщика Филиала Кредитным комитетом Банка:

    1. координацию взаимодействия Филиала со структурными подразделениями Головного Банка осуществляет Управляющий филиалом;
    2. решение Кредитного комитета Филиала и заключение о выдаче кредита направляется на рассмотрение в Управление кредитования Банка, которое дает свое заключение по рассматриваемой Ссуде и представляет документы на рассмотрение Кредитного комитета Банка;

    Банк  осуществляет кредитование Заемщиков  за счет собственных и привлеченных средств.

    Филиал Банка, действуя от его имени в рамках предоставленных ему полномочий, осуществляет кредитование Заемщиков за счет ресурсов, привлеченных Филиалом,  либо за счет ресурсов, предоставляемых Филиалу Головным Банком. 

2. Характеристика этапов  кредитного процесса.

Кредитный процесс — это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Итак, в  процессе кредитования клиента банку  предстоит получить ответы на следующие  вопросы:

  1. Сведения о клиенте и его компании:
    • правовая форма компании;
    • дата регистрации компании
    • кто владельцы компании;
    • какова прибыль компании;
    • была ли произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;
    • подвержено ли это имущество порче;
    • каковы издержки по его хранению;
    • основная продукция компании (или виды основных услуг);
    • каков опыт и квалификация менеджеров;
    • кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании;
    • на каких условиях продается товар (услуга).
  2. Вопросы о запрашиваемом кредите:
    • сумма и валюта, которую хотел бы получить заемщик;
    • каким образом определена эта сумма;
    • достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей;
    • учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита;
    • учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок.
  3. Вопросы о погашении кредита:
    • имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
    • сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
    • как клиент предполагает погашать кредит;
    • есть ли юридические лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение;
  4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита:
    • каков вид обеспечения;
    • кто владелец обеспечения;
    • где и под чьим контролем оно находится;
    • как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения.
  5. Вопросы об отношениях клиента с другими банками:
    • почему клиент пришел именно в этот банк;
    • услугами, каких банков пользуется в настоящее время клиент;
    • обращался ли он за кредитом к другим банкам;
    • имеет ли клиент непогашенные кредиты, каковы их сумма и сроки погашения.

Для принятия решения о выдаче кредита банку  предстоит определить:

  1. серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов;
  2. обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика;
  3. соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его кредитного портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным результатам.

   Основным  моментом анализа любой кредитной  заявки и сопроводительных документов является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор выясняет объем доходов и представляющих ценность активов, которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиентов, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Кредитные инспектора придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков. Они предпочитают получать от клиента информацию о доходе после всех выплат и удержаний, то есть чистом доходе.

   Данные  о среднедневном остатке на счете клиента служат косвенным показателем размера и стабильности дохода. В числе факторов, на которые должен обращать внимание кредитный инспектор, — продолжительность деятельности потенциальных клиентов на рынке. Многие банки, как правило, отказываются предоставлять кредиты предприятиям, которые были недавно зарегистрированы.

   На  основании таких фактов делается вывод о реальном финансовом положении  предприятия и его навыках  управления финансовыми ресурсами.

После того, как кредитный инспектор внимательно изучит все документы, представленные потенциальным заемщиком, проведет с ним все необходимые беседы, оценит информацию, полученную на запросы, и составит анализ кредитной заявки, он принимает решение о продолжении работы с клиентом или об отказе ему.

     Составленная  кредитная заявка рассылается службам  банка, которые выносят свои заключения о клиенте, запрашиваемом финансировании и обеспечении. Банк обязательно  проверяет клиента на наличие  связанных лиц, поэтому лучше  всего сообщить о наличие таковых на начальных этапах кредитования. Не раз после всей проделанной работы банки отказывали в выдаче кредита только потому, что клиент скрыл наличие связанных лиц.

После этого кредитная заявка выносится  на кредитный комитет банка, который  принимает одно из решений:

  1. отказать в предоставлении кредита;
  2. предоставить запрашиваемое финансирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности кредитного  процесса в зависимости  от категории заёмщиков,  целей кредитования, форм обеспечения.

    Заемщиками  могут выступать как физические, так и юридические лица, по различным кредитным продуктам. В зависимости от заемщика, целевого назначения кредита, обеспечения, формируется кредитный процесс.

    При поступлении заявки на кредит, методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов.

    При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики, происходит предварительная классификация клиента, как «надежного», «сомнительного» или «плохого». В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса – оценке кредитоспособности клиента. 

    Данный  этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика (если клиент юридическое лицо). Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация кредитная история. Такие действия особенно важны, если клиент для банка новый, либо обслуживается в другом банке. В случае кредитования клиента с длительной историей его взаимоотношений с банком, когда дополнительных сведений о репутации заемщика не требуется, менеджер по кредитам приступает к финансовому анализу. Источником информации для финансового анализа выступают данные бухгалтерской отчетности заемщика, а так же справки с места работы физического лица. На основании рекомендаций центрального банка по вопросам Оценки кредитоспособности заемщика и используемой в банке методики расчета финансовых показателей оцениваются финансовое состояние и перспективы его изменения на период кредитования. Часто при оценке кредитоспособности в целом и финансового состояния в частности используются методики рейтинговой оценки, основной целью которых является унифицирование процедуры анализа и создание информационной базы для сравнения различных категорий заемщиков. Помимо количественного анализа финансовых коэффициентов все большее распространение в банковской практике кредитования получает качественный анализ уровня менеджмента на предприятии-заемщике, а также внешних рыночных факторов. Несомненно, что два этих основных направления анализа не должны противопоставляться Они, призваны органично дополнять друг друга и усиливать обоснованность принятия решений по кредиту. Если результаты оценки кредитоспособности заемщика признаны, удовлетворительны, менеджер по кредитам переходит к рассмотрению вопроса использования тех или иных форм исполнения обязательств по кредиту.

Информация о работе Кредитный процесс в коммерческом банке