Конкурентоспособность продукции и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в необходимости постоянного поиска путей повышения конкурентоспособности продукции.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях 5
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия 10
Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия 17
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ 23
Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии 23
Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Зотпп – сметная стоимость организационно-технической подготовки производства нового изделия,

Зизг – затраты на изготовление,

N2 – количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной технологической документации (если же изготовитель данного изделия один, то N1 = N2,),

Звн – затраты на сервис, внедрение изделия у потребителя, включающие транспортные расходы,

Зэт - затраты на эксплуатацию,

Зликв – затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) элементов основных производственных фондов (включая само изделие), выводимых в связи с освоением и внедрением нового изделия. Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то они должны быть со знаком «минус», если больше – со знаком «плюс».[1, c.82]

При помощи этого метода можно оценивать конкурентоспособность только однопараметрических товаров (материалы, топливо, энергия, сырьё и т.п.). Конкурентоспособность многопараметрических изделий (приборы, товары широкого потребления, сложная техника) рекомендуется оценивать экспертным методом.

Метод верхнего предела цены осуществляется по формуле:

 

К21 = Ц1 * Укач21 * kнтф / Ц2 = Цвп / Ц2,                          (1.4)

 

где Ц1, Ц2 – соответственно цена базового и нового товара (или товара-конкурента),

Укач21 – уровень качества нового товара (или товара-конкурента) по сравнению с базовым товаром,

kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара (или товара конкурента) потребителями,

Цвп - верхний предел цены.

Расчёт коэффициента Укач21 , который учитывает влияние таких факторов, как эстетичность, эргономичность, уровень сервиса и престижность предприятия, осуществляется при помощи метода экспертных оценок.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности продукции основан на применении единичных и комплексных показателей. Его рекомендуется использовать только в тех случаях, когда:

  • единичных показателей конкурентоспособности товара достаточно много и они разнообразны по значимости, что не дает возможность сделать общий вывод об уровне конкурентоспособности товара;
  • общий показатель уровня конкурентоспособности товара, определяемый комплексным методом или методом соотношения качества и затрат, недостаточно полно учитывает все значимые параметры товара и как следствие не адекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров.

Алгоритм применения смешанного метода предполагает:

  1. Оценку наиболее важных параметров товара при помощи единичных показателей, которые в последующем рассматриваются наряду с групповыми показателями.
  2. Группировку по определённым признакам всех или части оставшихся параметров продукции с целью осуществления расчёта групповых показателей.
  3. Определение общего показателя конкурентоспособности продукции (Ксмеш) посредством расчёта интегрального показателя на основе полученных групповых и самостоятельно учитываемых единичных показателей с учётом их весомости по формуле:

 

Ксмеш = ∑ miqi + mk К,                                          (1.5)

 

где ∑ miqi + mk К = 1,

n – количество единичных показателей, учитываемых самостоятельно,

mi - коэффициент весомости – го единичного показателя (qi),

mk – коэффициент весомости комплексного показателя (К).

Данный метод  применяется в сочетании комплексного метода и метода соотношения качества и затрат. [1, c.83]

Одним из расчётно-графических  методов является метод радара, который основан на использовании показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции оценивается относительной  площадью радара, построенного внутри оценочного круга по ряду показателей, которые, по мнению потребителей, являются наиболее значимыми для данной продукции.

Коэффициент конкурентоспособности  продукции по методу радара (К) рассчитывается по формуле:

 

К = Sp / S,                                                             (1.6)

 

где Sp – площадь радара для конкретной продукции,

S – общая площадь оценочного круга.

При помощи радара можно легко найти слабые стороны  оцениваемой продукции, но модель не учитывает конкретные требования рынка, все равномерные показатели имеют  одинаковую значимость, что не соответствует  практике.[7, с.50]

Для оценки уровня конкурентоспособности продукции экспертный метод используется в тех случаях, когда невозможно или затруднено применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей. Основой этого метода является использование опыта и интуиции специалистов-экспертов. Экспертным метод чаще всего применяется для оценки продукции лёгкой и пищевой промышленности при анализе таких потребительских свойств, как мода, аромат, вкусовые качества.

На практике при оценке конкурентоспособности  продукции наиболее часто используется упрощённый метод балльных оценок, где баллы даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок.

Социологический метод основан на устном опросе или на материалах анкет-вопросников, конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации. Данный метод используется при изучении покупательских предпочтений и конкурентоспособности продукции.

Таким образом, конкурентоспособность продукции представляет собой комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Существует множество как внешних (формы и методы государственного регулирования, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения и т.д.), так и внутренних факторов (цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание и др.), которые влияют на конкурентоспособность продукции. Из них качество продукции является ключевым факторов конкурентоспособности, повышение с минимальными затратами которого помогает вывести продукцию на лидирующие позиции и даёт возможность поставлять её на экспорт. Ряд методик позволяет оценить уровень конкурентоспособности продукции на разных стадиях: планирования, производства, реализации, потребления. Они помогают оценить эффективность производства в соотношении с продукцией конкурента.[1, c. 84].  Необходимо отметить, что каждый из вышеперечисленных методов оценки конкурентоспособности продукции имеет свои преимущества и недостатки. Одним из главных факторов, определяющих достоверность полученных результатов, является правильный выбор метода, который зависит от разновидности товара, стадии его жизненного цикла, отрасли промышленности и имеющихся данных. Например, в пищевой и легкой промышленности чаще всего применяется экспертный метод, а для оценки конкурентоспособности однопараметрических товаров, таких как топливо, энергия, сырье используется метод соотношения качества и затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, конкурентоспособность продукции  – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции  в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям  конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. Конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов: технико-экономических, коммерческих и нормативно-правовых. В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. В целях повышения качества в Республике Беларусь постоянно проводится совершенствование базы сертификации, принимаются государственные стандарты, большинство из которых соответствует международным требованиям, внедряются системы управления качеством. Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции, они могут воздействовать как в сторону ее повышения, так и уменьшения. Определение характера этой зависимости позволяет выявить пути  и резервы для повышения конкурентоспособности.

Именно в условиях мирового финансово-экономического кризиса  приоритетной задачей любого государства является создание конкурентоспособной экономики.  В Республике Беларусь проводится ряд мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, разработано множество государственных программ.

Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.  Ряд методик позволяет оценить уровень конкурентоспособности продукции на разных стадиях: планирования, производства, реализации, потребления. Они помогают оценить эффективность производства в соотношении с продукцией конкурента. Следует отметить, что каждый из методов оценки конкурентоспособности продукции имеет свои преимущества и недостатки. Одним из главных факторов, определяющих достоверность полученных результатов, является правильный выбор метода, который зависит от разновидности товара, стадии его жизненного цикла, отрасли промышленности и имеющихся данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Волкова, О.И. Экономика предприятия(фирмы): учебник /О.И.Волкова,О. В.Девяткина.-М.:ИНФРА-М,-2004.-C.337-345.

2. Головачёв, А.С. Методологическое и методическое обеспечение конкурентоспособности товаров / А.С. Головачёв // Экономика и управление. – 2007. - №2. – C. 78-87.

3.Ильенкова, С. Д. Управление качеством: учеб. пособие/ С.Д.Ильенкова.  - М.: Высшая школа, -2003. - 237 с.

4. Коллинз, У.У. Словарь по экономике/ У.У. Коллинз. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 864 с.

5. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, 2007. – 400с.

6.  Мазилина, E.И. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие. / Е.И. Мазилина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега – Л, 2007. – 336с.

7.  Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность: учебник / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. - СПб.: Питер, 2004. – 268с.

8. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие/ Л.Н. Нехорошева. – Минск: БГЭУ, 2008. – 720 с.

9.  Обзор предприятий – производителей молочной продукции в Гродненской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.export.by/ - Дата доступа:03.05.2012.

10. Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perspectives.utmn.ru. – Дата доступа: 15.03.2012.

11. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди / О.В. Пролесковский [и др.]; под общ. ред. О.В. Пролесковский. – Минск: БГЕУ, 2008. - 437с.

12. Трубилин, А.И. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А.И.Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2002. - № 12. – С. 12-15

13. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – 3-е изд. - М.: Маркет ДС, - 2008. - 432с.

14. Чурсин, А.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник/ А.А. Чурсин. - М.: ФГУП «НТЦ Информтехника», 2006. – 275с.

15. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебник / Ю.А. Юданов. - М.: Акалис, 1996. – 272с.


Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения