Конкурентоспособность продукции и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в необходимости постоянного поиска путей повышения конкурентоспособности продукции.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях 5
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия 10
Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия 17
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ 23
Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии 23
Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

3. Уровень конкурентоспособности  региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);

4. Уровень конкурентоспособности  организации, выпускаемой товар  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности товара);

5. Сила конкуренции  на выходе системы, среди ее  конкурентов (старых и новых) (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

6. Сила конкуренции  на входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

7. Сила конкуренции  среди товаров-заменителей (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность товара);

8. Появление  новых потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);

9. Уровень организации  производства, труда и управления  у посредников и потребителей  товаров, выпускаемых системой (повышение  уровня организации повышает  конкурентоспособность товара);

10. Активность  контактных аудиторий (общественных  организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением  активности контактных аудиторий  конкурентоспособность товара повышается).

  • Внутренние факторы:

1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);

2. Рациональность  организационных и производственных  структур системы (структура должна  отвечать принципам рационализации  структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);

3. Конкурентоспособность  персонала системы (повышение  конкурентоспособности персонала  повышает конкурентоспособность  товара);

4. Прогрессивность  информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

5. Прогрессивность  технологических процессов и  оборудования (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий  повышается конкурентоспособность  товара);

6. Научный уровень  системы управления (менеджмента) (с  увеличением количества применяемых  научных подходов, принципов и  современных методов повышается  конкурентоспособность товара);

7. Обоснованность  миссии системы (миссия системы  должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и её товаров).

Фокин В.Н.[9] считает, что конкурентоспособность товара зависит от множества разноплановых факторов, а именно:

- издержки производства,

      - производительность и интенсивность  труда, которые влияют на цену и качество.

      Все факторы определяющие конкурентоспособность  можно разделить  на три  группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.[3, с.125]

      Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

      Коммерческие факторы определяют  условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

      Нормативно-правовые факторы отражают  требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

      Эти факторы определяющим образом  влияют на конкурентоспособность  продукции (услуг), т.е., конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

Немаловажным  для  конкурентоспособности продукции выступают инвестиционные проекты. Здесь имеют место свои факторы, влияющие на инициативы в принятие решений по вложению капитала в развитие и улучшение производства. Так в 2007 году компания Accenture провела опрос 500 международных инвесторов в США, которые участвуют в принятии инвестиционных решений. Большинство инвесторов (65%) при оценке конкурентоспособности учитывают соотношение материальных и нематериальных активов. При этом ключевыми нематериальными активами являются репутация компании, инновационность и узнаваемость брэнда.     60% инвесторов сравнивают результаты деятельности компании с показателями отрасли или аналогичными компаниями, 58 % оценивают деятельность компании с точки зрения ключевых факторов роста и стратегии. Данные факторы помогают оценить продукции по её узнаваемости, в зависимости от статуса предприятия и возможностью его развития.

Следует выделить отдельно неценовой фактор конкурентоспособности  продукции – это её качество.

В соответствии со стандартом ИСО 9000 «Качество –  это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

На предприятиях для оценки улучшения качества продукции  используется ряд показателей, таких  как: надёжность, эстетичность, безопасность, долговечность, экологические, расходы на обслуживание и ремонт и ряд других. Влияя на эти показатели можно добиться  повышения качества выпускаемой продукции. Немаловажным является новизна и технология производства продукции, а для этого необходимы высококвалифицированные кадры.

Повышение качества неразрывно связано с увеличением  затрат на стадии разработки и производства  продукции. К этим затратам относят:

- расходы на  предотвращение выпуска дефектной  продукции;

- затраты на  контроль качества в процессе производства;

- потери и  расходы, связанные с проявлением  дефектов.

Расходы на предупреждение возникновения несоответствий имеют  место в структурных подразделениях при осуществлении функциональной деятельности, направленной на обеспечение  требуемого уровня качества продукции. К дынных расходам относятся: расходы на оплату услуг сторонних организаций по сертификации продукции и системы менеджмента качества; оплата труда работникам отдела качества; обучение и повышение квалификации персонала; приобретение и модернизация технологического оборудования, компьютерной техники; оплата приобретения нормативной и методической документации и научно-технической литературы.

К затратам на контроль и подтверждение соответствия продукции  включает входной контроль покупных комплектующих изделий и материалов; технический контроль деталей и сборочных единиц собственного производства; приёмо-сдаточные испытания готовой продукции.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что конкурентоспособность  продукции зависит от ряда факторов: технико-экономических, коммерческих и нормативно-правовых. В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. В целях повышения качества в Республике Беларусь постоянно проводится совершенствование базы сертификации, принимаются государственные стандарты, большинство из которых соответствует международным требованиям, внедряются системы управления качеством. Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции, они могут воздействовать как в сторону ее повышения, так и уменьшения. Определение характера этой зависимости позволяет выявить пути  и резервы для повышения конкурентоспособности.

1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия в современных условиях.

 Проблемы  повышения конкурентоспособности  крайне важны и актуальны для  подавляющего большинства производственных  предприятий. Любая продукция  обладает комплексом свойств, определяющих её пригодность к использованию в конкретных условиях.

Основными факторами,  которые определяют конкурентоспособность предприятия,  являются:  стратегия фирмы, наличие материальных,  трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Для того,  чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности

предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду,  в которой

работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия. Наличие конкурентного преимущества дает предприятию возможность выпускать конкурентоспособную продукцию.

Существуют два вида конкурентного преимущества:

        1)  более низкие затраты –   означают способность предприятия

разрабатывать,              выпускать и продавать похожий  товар с наименьшими

затратами, чем  у конкурентов;

       2)  дифференциация товаров –   это способность обеспечения  покупателя

большей ценностью  в форме нового качества товара,  его особенных

потребительских свойств или послепродажного  обслуживания,  что дает

возможность устанавливать  более высокие цены [10].

Для успешного  функционирования предприятия в  условиях рыночной конкуренции на начальном  этапе его становления необходимо провести ряд таких мероприятий как:

  • Оценка конкурентоспособности продукции

В целях оценки степени соответствия продвигаемой продукции требованиям рынка  может применяться методика, базирующаяся на использовании системы взаимоувязанных  критериев.

                    На первом этапе уточняется состав сегментов рынка продукции и систематизируется требования этих сегментов. Определяется совокупность критериев удовлетворения запросов потребителей, выявляются пути повышения качества. Информация на данном этапе должна собираться на основе спроса представительных групп.

                     На втором этапе определяется, какой должна быть предлагаемая  продукция предприятия, чтобы  её можно было реализовать  с максимальной рентабельностью.  Выявляются резервы производства, оптимизируется состав поставщиков комплектующих.

                    На третьем этапе анализируется  эффективность сбытовой деятельности  и всей товаропроводящей сети  в сопоставлении с аналогичными  показателями конкурентов.

Методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на процессах закрепления предприятия на рынке в динамике. Учетной базой этих методик может служить жизненный цикл продукции. [1,337c.]

  • Выбор сегмента рынка

В качестве одного из организационно-экономических путей  повышения конкурентоспособности предприятия могут быть предложены методологические подходы по сегментации рынка с четким определением рыночной ниши. Смысл сегментации рынка не только в том, чтобы выделить какие-то особенные группы потребителей, но и в том, чтобы определить различия в требованиях , предоставляемых к продукции и методам её реализации. После проведения сегментации необходимо выбрать целевой рынок, т.е. определить наиболее подходящую и выгодную для организации группу сегментов рынка. Данный подход обеспечивает предприятию сильную рыночную позицию на обслуживаемом сегменте.

  • Продвижение продукции на рынок

После определения  рыночной ниши со свойственной ей целевой  аудиторией потребителей необходимо тщательно  проработать систему продвижения  продукции на рынок.

Вариант А. Если в качестве целевой аудитории  выбираются  все возможные потребители продукции, то и на рынок можно выходить с единым комплексом продвижения продукции.

Вариант Б. Если потребители сегментированы по определенным признакам, то для каждой целевой аудитории нужно предлагать свой комплекс продвижения. В рекламе, например, не следует сразу, ориентируясь на все сегменты, приводить доводы, специфически важные для каждого сегмента в отдельности. Может получиться, что один довод будет противоречить другому.

Вариант В. После  сегментирования потребителей по варианту Б в целевую аудиторию можно  включить только один сегмент с расчетом, что потребители других сегментов  получат информацию или будут  убеждены потребителями целевого сегмента купить продукцию. Этот комплекс продвижения можно ориентировать на лидеров мнений в надежде, что они продолжат рекламную кампанию.[1,341c.]

 

 

Дальнейший  успех хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется умением выбрать правильную стратегию маркетинга на основе следующих правил:

1) экономический  потенциал предприятия оценивается  его реальными возможностями  в избранной сфере деятельности;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения