Конкурентоспособность продукции и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в необходимости постоянного поиска путей повышения конкурентоспособности продукции.
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкурентоспособности продукции предприятия и определение путей её повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
Сущность и значение конкурентоспособной продукции предприятия в современных условиях 5
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции предприятия 10
Пути повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия 17
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ 23
Классификация методов оценки уровня конкурентоспособности предприятии 23
Характеристика методов оценки уровня конкурентоспособности продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

2) возможности  каждого предприятия в сильной  мере зависят от наличия у  него ресурсов и резервов, не  задействованных в производстве. Иными словами, потенциал характеризуется объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство;

3) экономический  потенциал предприятия определяется  не только имеющимися ресурсами  и возможностями, но и деловыми  качествами работающего на нем  персонала. И прежде всего речь  о профессиональных способностях  маркетологов, их умении организовать  выпуск продукции, приносящей максимальный доход.

К числу мероприятий, позволяющих повышать уровень использования  ресурсного потенциала и соответственно улучшать состояние предприятия, относятся  мероприятия ресурсосберегающего  характера. В современных условиях крайне важной становится мобилизация всех резервов хозяйствования. Ресурсосбережение является крупным резервом, который используется пока недостаточно. Сочетание потребности в рациональном, экологически безопасном использовании ресурсного потенциала и возможности осуществления этих мероприятий представляет собой одну из важнейших черт, отличающих процесс воспроизводства на современном этапе. При этом одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности является эффективное использование отходов производства. Ещё одним путем повышения уровня конкурентоспособности продукции является минимизация расходов и потерь, связанных с проявлением дефектов производимых товаров и услуг.  Потери и расходы, связанные с проявлением дефектов включают следующие статьи затрат: стоимость забракованной продукции; штрафные санкции; стоимость израсходованных материалов на исправление дефектов; расходы на оплату труда работникам, выполнявшим работу по исправлению брака на предприятии. [14, с. 74]

При уменьшении этих затрат можно снизить себестоимость продукции, что в свою очередь повлияет на цену выпускаемой продукции. Важно учесть и качество продукции, которое регулируется специальными документами и нормами в разных странах, но имеют общие черты. Такие как повышение конкурентоспособности за счёт улучшения качества продукции и снижению затрат на производство.

Важнейшими  инструментами повышения конкурентоспособности  продукции являются ее стандартизация и сертификация. Внедрение на предприятиях Республики Беларусь международных  стандартов  способствует повышению качества выпускаемой продукции, устранению технических барьеров при ее поставке на мировые рынки, снижению рекламаций. В Республике Беларусь ежегодно принимается более 500 государственных стандартов, большинство которых соответствует международным требованиям. Уровень гармонизации  принимаемых стандартов с их международными аналогами составляет более 60%, что является оптимальным для создания безбарьерной среды в международной торговле. Для подтверждения соответствия продукции общепринятым стандартам проводится сертификация.  Сегодня сертификацию продукции проводят около 150 аккредитованных органов по сертификации. Многими предприятиями,  в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также формированию позитивного имиджа на внутреннем и внешнем рынках, созданы и сертифицированы системы управления качеством, соответствующие международным стандартам (ИСО 9001, ИСО 14001).

 

Именно в  условиях мирового финансово-экономического кризиса приоритетной задачей любого государства является создание конкурентоспособной экономики.  В Республике Беларусь проводится ряд мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, разработано множество государственных программ.  Большое внимание уделяется стандартизации и сертификации продукции.  В 2010 году доля сертифицированной продукции в общем объеме производства  составила 70,4 %.

   Проблема  конкурентоспособности выпускаемой  продукции остается актуальной  и для белорусских предприятий.  За период 2011 г. объемы экспортно-импортных операций Республики Беларусь  зарегистрированы со 187 странами мира. Товары поставлялись на рынки 152 государств, импортировалась продукция, произведенная в 171 стране. Основными торговыми партнерами республики в январе-ноябре 2011 г. являлись: Россия – 47% от всего объема товарооборота, Украина – 7,5%, Нидерланды – 5,2%, Германия – 4,8%, Китай – 3,6%, Польша – 3,4%, Венесуэла – 2,4%, Латвия – 1,7%, Соединенное Королевство и Италия – по 1,6%.[10] Наиболее  конкурентоспособными  отраслями нашей экономики являются химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Предприятия этих отраслей располагают значительным экспортным потенциалом, их продукция составляет основные статьи национального экспорта и занимает достаточно емкие сегменты рынков стран ближнего и дальнего зарубежья.

   Конкурентоспособность  продукции белорусских предприятий  обеспечивается, в первую очередь,  созданием наукоемкой продукции  с применением новых материалов, современных ресурсосберегающих технологий и оборудования. В последние годы  конкурентоспособными  на внутреннем и внешнем рынках стали  белорусские  услуги, в первую очередь – транспортные, туристические, строительные, а также услуги связи. В 2007 году объем белорусского экспорта услуг увеличился на 36,6%. В настоящее время почти половина белорусских услуг экспортируется в страны вне СНГ. В результате анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента, было установлено, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. Это объясняется сокращением объемов прямых и косвенных инвестиций в исследования и развития.[8] 

   Основные направления повышения конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей и национальной экономики определены в ключевых государственных программах, утверждённых на среднесрочную перспективу:

    • Программе социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015гг.;
    • Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь 2011-2015 гг.;
    • Проекте национальной программы развития экспорта на 2011-2015гг.;
    • Проекте государственной программы инновационного развития.

   Кроме того, проблемы  конкурентоспособности конкурентных  товаров и товарных групп прорабатываются  в соответствующих отраслевых  и региональных программах  министерств,  областей и г. Минска, а также  на микроуровне. Данные программы направлены на увеличение объемов экспорта товаров и услуг, достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, повышение конкурентоспособности экономики на основе модернизации.

В целях повышения  качества  и конкурентоспособности отечественной продукции в Республике Беларусь  проводится ежегодный конкурс на соискание премии Правительства Республики Беларусь за достижение в области качества. Постоянно проводятся работы по совершенствованию базы сертификации, оснащению испытательных оборудований.

 

2. МЕТОДИКА  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ                        ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Классификация  методов оценки конкурентоспособности  продукции предприятия

 

В настоящее  время существует множество методик  оценки конкурентоспособности продукции.

Методы оценки классифицируют на:

    • прямые и косвенные;
    • методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции;
    • методы, принимаемые на стадиях реализации и эксплуатации;

По виду формализации выделяют:

    • эмпирические (формализованные);
    • экспертные (интуитивные).

По форме  представления данных различают:

    • расчетные;
    • матричные;
    • графические;
    • комбинированные.

Прямые методы основаны на использовании общего показателя конкурентоспособности продукции. Как правило, в зависимости от его значений товары ранжируют, присваивая первое место товару с наивысшим значением. Это самые широко распространенные методы.

  Косвенные методы основаны на анализе только параметров отдельных свойств продукции, например, технические, экономические, что позволяет косвенно судить об уровне конкурентоспособности продукции. Применение данных методов оправдано в том случае, когда оцениваемая продукция имеет одинаковые или близкие значения технических или экономических параметров. Основой расчета данного метода являются групповые показатели количественных характеристик технических параметров или цены потребления.  В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется степень соответствия его требования конкретных стандартов.

Методы, применяемые  на стадиях проектирования и изготовления продукции, основаны на определении уровня её потенциальной конкурентоспособности. Эти методов используется для обоснованного принятия решения о целесообразности ее промышленного производства. Данные методы, как правило, используются при сравнительном анализе проектируемого продукта с его образцовым аналогом.

Методы, применяемые  на стадиях реализации и эксплуатации товара, в основном используются для  обоснованного принятия решения  о целесообразности модернизации или  разработки новой продукции. Кроме того данные методы широко применяются торговыми и потребительскими организациями.

Расчётные методы оценки конкурентоспособности продукции  включают:

    • комплексный метод;
    • метод соотношения качества и затрат;
    • метод верхнего предела цены;
    • смешанный метод;
    • метод радара;
    • экспертные методы;
    • метод балловых оценок;
    • социологический метод.

Последовательность  оценки уровня конкурентоспособности  продукции можно представить  в виде данной схемы (рис.1.3.):

 

Рис.1.3.Последовательность оценки уровня конкурентоспособности продукции [9]

 

2.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности продукции предприятия

Комплексный метод предполагает определение интегрального показателя конкурентоспособности (К) рассматриваемой продукции по отношению к продукции конкурента. При этом конкурентоспособность товара определяется через систему индексов по формуле:

 

                                                                                              (1.2)

 

где      Im= ;     Iэ= ;       Iн= ;    Iсс=

   где Im, Iн,Iэ,Iсс –групповые показатели соответственно по техническим, нормативным, экономическим и сервисно-сбытовым параметрам конкурентоспособности; -единичный показатель по j-му техническому параметру; - весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, используемых при оценке;Ц,Ц0 – цена потребления соответственно оцениваемого товара и товара конкурента; - единичный показатель по i –му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, используемых при оценке; qi  -единичный показатель по I –му сервисно – сбытовому параметру; р – число сервисно-сбытовых параметров, используемых при оценке; -весомость i –го сервисно-сбытового параметра.

   При К  › 1 оцениваемая продукция считается  конкурентоспособной по отношению  к другой продукции на конкретном  рынке в конкретный момент  времени. Комплексный метод применяется  на практике для сравнения  одинаково направленных единичных показателях, входящих в определённую группу.[14 c.81]

         Метод соотношения качества и затрат позволяет оценить полезный эффект товара, который является результатом использования потребителем совокупных свойств продукции. Полезный эффект товара может быть равен потенциальному эффекту качества продукции, но как правило, он ниже полезного эффекта, получаемого потребителем от качества.

Количественную  оценку конкурентоспособности продукции  оценивают по формуле:

 

Ка.о. = (Еа.о. / Ел.о.) * k1 * k2 * kn,                                    (1.2)

 

где Ка.о. – конкурентоспособность анализируемого образца продукции на конкретном рынке,

Еа.о. – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, еденица полезного эффекта, денежная единица,

Ел.о – эффективность лучшего образца-конкурента на данном рынке,

k1, k2, kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества. [8, с.184]

Совокупные  затраты за жизненный цикл единицы  товара можно определить по формуле:

 

Зс = Зм.ниокр N1 + Зотпп + Зизг N2 + Звн + ∑ Зэт  ± Зликв,               (1.3)

 

где Зм.ниокр - сметная стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструктогрских работ,

N1 – количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной конструкторской документации,

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения