Конкурентоспособность предприятия и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………3-4
I глава. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ .
1.1 Понятие конкуренция, её виды…………………………………………...5-8
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………………8-12
1.3. Методология оценки конкурентоспособности продукции…………….12-17
II глава. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «Акконд».
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………….18-20
2.2. Анализ динамики и состава прибыли………………………………..….20-23
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………….23-28
III глава. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»……………………………………………………………….29-31
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………….33-34
Приложение 1………………………………………………………………….34-35
Приложение 2……………………………………………………………….....36

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и продукции КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

       Сила  позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором  действуют поставщики и предприятия отрасли. Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:

       А. разнообразием и качеством поставляемых продуктов (услуг),

       Б. Наличие возможности смены поставщиков,

       В. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков (большие объемы закупок делают поставщиков более зависимыми от предприятия).

       Сила  позиции покупателей определяется следующими факторами:

  1. возможностью переключиться на использование других продуктов,
  2. затратами, связанными с этим переключением,
  3. объемом закупаемых продуктов.

       Рассмотренные выше 4 группы факторов определяют привлекательность  отрасли и целесообразность вести  в ней бизнес. Исследования в указанных  направлениях дадут фирме возможность  определить «конкурентный» климат, интенсивность  соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

      1.2. Конкурентоспособность предприятия и продукции.

 

      Повышение уровня конкурентоспособности предприятий  любой формы собственности, оптимизация  их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов. В условиях реформирования российской экономики принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия.

      Экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

      По  сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.

      В качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия можно считать эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента.

      Конкурентоспособности предприятия это совокупности характеристик, включающих в себя:

  1. захваченную предприятием долю рынка;
  2. способность предприятия к производству, сбыту и развитию;
  3. способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

      Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. Т.е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.

      Необходимо  рассмотреть отличия характеристик  конкурентоспособности предприятия от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере два.

     Первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т.е. выпуска на рынок новых товаров.

      Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.

      Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации.

      Соотношение основных категорий конкурентоспособности  на различных уровнях хозяйствования можно представить следующим  образом:

        

        

      Рис.1. Соотношение понятий конкурентоспособности  страны, предприятия и товара 

      Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

      Можно сделать вывод, что конкурентоспособность  продукции является основным результатом  реализации конкурентоспособности  предприятия. Конкурентоспособность  товара и конкурентоспособность  предприятия соотносятся как  часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. 

           1.3 Основные методы  оценки конкурентоспособности  предприятия и  продукции. 

    Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Базой сравнения  могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.

    Конкурентоспособность товара и предприятия можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью.

    Для оценки конкурентоспособности продукции и предприятия можно использовать аналитические и графические методы оценки. Аналитические методы:

  • Модель Розенберга;
  • Анкетирование
  • Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
  • Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
  • Модель с идеальной точкой;

    Графические методы оценки конкурентоспособности  включают:

  • Матрица БКГ;
  • Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
  • Матрица Портера.

    Модель  Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей .

    Она выражается формулой:

    Аj =

  Iij,                                              (1)

где  Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

    С точки зрения работы с товаром  использование модели связано с  множеством проблем. Мотивы, важные для  товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

    Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает  сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

    При проведении анкетирование учитывается только мнение потребителя, и на основе результатов определяется предпочтения покупателей.

    Минусы  этого метода субъективность ответов, поэтому результаты опроса не могут  быть 100% объективными.

    При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

    Qi =

,                                             (2)

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

    Pi — величина i-го параметра товара;

    Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.

    Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности:

    К =

,                                              (3)

где    n — число оцениваемых параметров;

    αi — вес i-го параметра.

    Очевидно, чем ближе К приближается к  единице, тем ближе по набору оценочных  параметров данный товар соответствует эталонному образцу. К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

    Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

    Qj =

k |Bjk – Ik|r ,                                             (4)

где    Qj — оценка потребителями марки j;

    Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

    Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

    Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

    r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

    Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

    Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции