Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
Ведение…………………………………………………………………………3-4
I глава. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ .
1.1 Понятие конкуренция, её виды…………………………………………...5-8
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………………8-12
1.3. Методология оценки конкурентоспособности продукции…………….12-17
II глава. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «Акконд».
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………….18-20
2.2. Анализ динамики и состава прибыли………………………………..….20-23
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………….23-28
III глава. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»……………………………………………………………….29-31
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………….33-34
Приложение 1………………………………………………………………….34-35
Приложение 2……………………………………………………………….....36
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:
А.
разнообразием и качеством
Б.
Наличие возможности смены
В. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков (большие объемы закупок делают поставщиков более зависимыми от предприятия).
Сила
позиции покупателей
Рассмотренные выше 4 группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Исследования в указанных направлениях дадут фирме возможность определить «конкурентный» климат, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.
Повышение
уровня конкурентоспособности
Экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».
По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.
В качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия можно считать эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента.
Конкурентоспособности предприятия это совокупности характеристик, включающих в себя:
Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. Т.е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.
Необходимо
рассмотреть отличия
Первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т.е. выпуска на рынок новых товаров.
Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.
Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации.
Соотношение
основных категорий
Рис.1.
Соотношение понятий
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Можно
сделать вывод, что конкурентоспособность
продукции является основным результатом
реализации конкурентоспособности
предприятия. Конкурентоспособность
товара и конкурентоспособность
предприятия соотносятся как
часть и целое. Возможности предприятия
конкурировать на определенном рынке
непосредственно зависят от конкурентоспособности
товара и совокупности социально-экономических
и организационных факторов и методов
деятельности предприятия, оказывающих
воздействие на результаты конкурентной
борьбы.
1.3
Основные методы
оценки конкурентоспособности
предприятия и
продукции.
Оценка
конкурентоспособности товара производится
путем сопоставления параметров
анализируемой продукции с
Конкурентоспособность товара и предприятия можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью.
Для оценки конкурентоспособности продукции и предприятия можно использовать аналитические и графические методы оценки. Аналитические методы:
Графические методы оценки конкурентоспособности включают:
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей .
Она выражается формулой:
Аj =
где Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);
Vj — важность мотива для потребителя;
Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
При проведении анкетирование учитывается только мнение потребителя, и на основе результатов определяется предпочтения покупателей.
Минусы этого метода субъективность ответов, поэтому результаты опроса не могут быть 100% объективными.
При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
Qi =
где Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi — величина i-го параметра товара;
Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:
К =
где n — число оцениваемых параметров;
αi — вес i-го параметра.
Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:
Qj =
где Qj — оценка потребителями марки j;
Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);
Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции