Конкурентоспособность и качество продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, на основе изучения теоретических и практических аспектов влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработки системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
изучить современные научные подходы по повышению конкурентоспособности продукции;
выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
определить основные пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение. 5
Глава 1. Сущность качества продукции и показатели ее качества. 8
Глава 2. Оценка уровня качества продукции на предприятии. 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 15
2.2 Место и роль ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" на рынке молочной продукции в Республике Беларусь. 25
2.3 Управление качеством продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 30
Глава 3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию качеством продукции, а также повышение ее конкурентоспособности. 34
3.1 Анализ конкурентоспособности молочной продукции ОАО "Кобринский МСЗ" 34
3.2 Мероприятия по улучшению качества и стратегия продвижения продукции предприятием.. 37
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия(3).docx

— 151.92 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: собственная  разработка 
Таблица 2.7 - Объемы экспорта, тыс. долл. США

Показатели

2007

2008

2008 г. 

Индекс измен. 2008 г. к 2007 г,%

оценка

прогноз

1

2

3

4

Сыры твердые

Объем экспорта

14787.7

16132

2850

4640

5162

3480

109

в страны СНГ

14787.7

16132

2850

4640

5162

3480

109

в Россию

14787.7

16132

2850

4640

5162

3480

109

Масло

Объем экспорта

34

114

 

80

34

 

335

на экспорт

34

114

 

80

34

 

335

в страны СНГ

34

114

 

80

34

 

335

в Россию

34

114

 

80

34

 

335

Сухая сыворотка

Объем экспорта

722

884

220

200

200

264

122

на экспорт всего:

722

884

220

200

200

264

122

из него:  
в страны СНГ

722

884

220

200

200

264

122

всего в Россию

722

884

220

200

200

264

122

Всего (сыр твердый, масло,, сухая сыворотка,)

Объем экспорта

15552

17130

3070

4920

5396

3744

110

на экспорт всего:

15552

17130

3070

4920

5396

3744

110

в страны СНГ

15552

17130

3070

4920

5396

3744

110

всего в Россию

15552

17130

3070

4920

5396

3744

110


Примечание - Источник: собственная  разработка  
Основными конкурентами в регионе являются Березовский СК, ОАО "Брестский молкомбинат", "Кобринский МСЗ". Цены на продукцию этих предприятий несколько отличаются: на ЦМП Брестского молзавода выше на 5-9%, Пинского мол. комбината - на 2-3%, Березовского СК на уровне нашего завода. Жесткую конкуренцию представляет собой рынок мороженого. Основные конкуренты ООО "Морозпродукт", ИП "Санта-Импекс".  
 

2.3 Управление  качеством продукции на ОАО  "Кобринский маслодельно-сыродельный  завод"

Одним из важнейших приоритетов  производственной деятельности ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" является обеспечение показателей  качества и безопасности выпускаемой  продукции. Структурная схема управления качеством продукции предусматривает  взаимодействие всех подразделений  и служб.  
Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.  
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии в комплексе решаются задачи, предприятия и включающей в себя следующие основные мероприятия: рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции; совершенствование маркетинговой деятельности; освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий; сертификация новых видов продукции; проведение технического перевооружения; совершенствование кадровой политики.  
Система обеспечения качества продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ подразделениями и службами предприятия. Актуализация нормативной документации проводится регулярно.  
Функции службы контроля на предприятии выполняет производственная лаборатория, которая осуществляет: входной контроль качества поступающего сырья; вспомогательных материалов и тары; режимов технологических процессов на всех стадиях производства; приемочный контроль качества готовой продукции.  
 
Таблица 2.8 - Мероприятия по совершенствованию системы качества на 2008 год

Наименование работ

Затраты на внедрение (млн. руб)

Экономическая 
целесообразность

Реализация программы "Качество" на 2008 год, с анализом ее выполнения каждое полугодие

 

Повышение качества и конкурентоспособности  продукции

Разработка и внедрение  системы охраны труда в Соответствии со стандартами СТБ 18001 - 2006

10

Создание безопасных условий  труда

Проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО 9001, системы безопасности на основе принципов НАССР, системы экологического менеджмента.

2

Совершенствование производственного 
лабораторного контроля

Проведение инспекционного надзора за деятельностю аккредитованной производственной лаборатории на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО / МЭК 17025

2

Постоянная актуализация и сверка нормативного фонда

10

Формирование фонда ТНПА и ТД

Учеба кадров по темам: внутренний аудит систем Менеджмента качества. Аккредитация ПЛ. Система управления охраной труда в соответствии со стандартами СТБ 18001-2006

5

Повышение профессионального  уровня специалистов

Повышение квалификации специалистов в области технического нормирования и стандартизации, Основы технического нормирования и стандартизации.

4

Участие в республиканских, областных семинарах Конференциях в области передовых технологий, Метрологии, управления качеством продукции

10

Участие в конкурсах:  
"Лучшие товары Республики Беларусь", 
"Лучшие товары Республики Беларусь на рынках Российской Федерации"

5

Повышение качества и конкурентоспособности 
продукции

Изучение конкурентоспособности  вырабатываемой продукции путем  участия в выставках, ярмарках, проведении дегустации

20

Проведение рекламной  деятельности вырабатываемой продукции  на канале ОНТ, областном и районном телевидении.

25

Участие в проведении отраслевых Дней качества, ПДКК

 

Постоянное обновление ассортимента вырабатываемой продукции

 

Совершенствование взаимоотношений  с поставщиками сырья и вспомогательных материалов: выезды в хозяйства специалистов; предприятия; проведение оценки поставщиков вспомогательных материалов; проведение тендеров на закупку; вспомогательных материалов.

 

Повышение качества закупаемого сырья, вспомогательных материалов, снижение затрат на входной контроль


Примечание - Источник: собственная  разработка  
Производственная лаборатория аккредитована на техническую компетентность.  
В своей работе производственная лаборатория руководствуется "Положением о лаборатории", утвержденным директором предприятия 4 января 2001 года. На всех работников лаборатории разработаны должностные инструкции, которые также утверждены директором предприятия.  
Контроль готовой продукции по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям осуществляется согласно схеме технохимического контроля, согласованной с главным государственным врачом г. Кобрина и утвержденной главным инженером предприятия.  
В схеме технохимического контроля определены: объект исследования; место отбора проб; периодичность контроля; контролируемые показатели; нормативные документы и методы контроля; ответственный за проведение контроля; регистрация результатов контроля. Результаты контроля отражаются в специальных журналах.  
По результатам контроля разрабатываются конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.  
Лаборатория обеспечена необходимым оборудованием, реагентами и необходимой посудой, обеспечивающими точность выполнения исследования.  
На сегодняшний день на предприятии внедрена система качества СТБ ИСО 9001-2001.  
Во исполнение Постановления Совета Министров РБ от 09.09. 2006 г. № 1000 "О программе развития организаций РБ, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции на 2006 - 2010 г. ", поручения СМ РБ от 08.08. 2007 г. и на основании письма Комитета по экономике Брестского облисполкома от 01.09. 2007 г. в течение первого полугодия 2008 года на предприятии будет внедрена система НАССР.  
 

Глава 3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию  качеством продукции, а также  повышение ее конкурентоспособности

3.1 Анализ конкурентоспособности  молочной продукции ОАО "Кобринский  МСЗ" 

ОАО "Кобринский МСЗ" реализует  различную молочную продукцию: молоко, сыр, масло.  
Для оценки конкурентоспособности выбран товар - сыр. Сыр - высокопитательный пищевой продукт, получаемый из молока путем ферментативной, кислотной или смешанной коагуляции белков, выделения сырной массы с последующей обработкой и созреванием. Сыр является одним из необходимых товаров в потребительской корзине покупателя. В связи, с чем спрос на сыр, в достаточно устойчив. Можно отметить некоторые сезонные колебания спроса и предложения. Так, в летнее время спрос на сыр снижается, но в это время у сельскохозяйственных предприятий увеличиваются объёмы надоя, поэтому предложение превышает спрос. По окончанию летнего сезона, особенно ближе к новогодним праздникам спрос на сыр возрастает, в это же время надои молока снижаются, что приводит к превышению спроса над предложением.  
На рынке города Кобрина сыр предлагают в основном местные производители, реже поставки осуществляют предприятия других областей, присутствует импортная продукция.  
Конкуренция достаточно большая, так как на рынке много предложений. Многие предприятия предлагают очень широкий ассортимент товаров в своих фирменных магазинах. В них цены ниже, сервис боле высокий. Покупатели активнее посещают специализированные фирменные магазины, так как считают, что у них товар более качественный, обслуживание лучше. Поэтому можно сказать, что спрос удовлетворен. В фирменных магазинах действительно качество товаров лучше, гарантия сертифицированности товаров, соблюдения сроков хранения. Ассортимент товаров постоянен, запасы своевременно пополняются, поэтому торговля бесперебойная.  
Следует отметить, что сыр - широко рекламируемый товар, в основном на рынке активно рекламируют импортные изделия. В завершении обзора можно сказать, что спрос на сыр постоянен и в дальнейшем будет устойчивым.  
Важным показателем деятельности перерабатывающих предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:  
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;  
б) удельный вес продукции высшей категории качества;  
в) средневзвешенный балл продукции;  
г) средний коэффициент сортности;  
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;  
е) удельный вес сертифицированной продукции;  
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;  
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.  
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:  
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);  
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);  
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);  
г) эстетичность изделий.  
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, доля зарекламированной продукции, потери от брака и др. Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.  
В таблице 3.1 проанализируем основные показатели сыра на исследуемом предприятии и сравним их с показателями данного вида продукции молочного комбината г. Пинска.  
Таблица 3.1 - Анализ обобщающих показателей качества сыра

Показатель

ОАО "Кобринский МСЗ"

ОАО "Пинский молочный комбинат"

Средневзвешенный балл качества сыра

5

4,25

- вкус 
цвет 
жирность 
запах




5




4

Упаковка

5

4

Престиж торговой марки

5

4

Гарантийный срок (срок хранения)

5

5

Право заменить товар

4

5

Защищенность патентами

5

4

Продвижение продуктов на рынке (реклама)

4

3

Возможности увеличения качества

4

3

Итого

37

32,25


Примечание - Источник: собственная  разработка  
Как видно из таблицы 3.1, в результате оценки конкурентоспособности продукции ОАО "Пинский МСЗ" можно сделать вывод о том, что продукция этого предприятия достаточно конкурентоспособна. В сравнении с Пинским молочным комбинатом сыр более конкурентен, так как, в общем, данное предприятие специализируется на производстве масла, кисломолочных продуктов и молока.

3.2 Мероприятия  поулучшению качества и стратегия продвижения продукции предприятием

Для поддержания высокого качества выпускаемой продукции  и дальнейшего улучшения качества продукции предприятие намерено выполнить следующие мероприятия:  
закончить разработку системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов НАССР;  
разработать и внедрить методы учета затрат на качество для оценки результативности системы менеджмента качества;  
проводить внутренние аудиты СМК в соответствии с Планом-графиком, и использовать их результаты для совершенствования СМК;  
проводить ежеквартальные заседания Координационного советапо результатам функционирования системы менеджмента качества.  
Основными направлениями формирования эффективной стратегии продвижения продукции предприятием являются:  
реализация готовой продукции на местном рынке с максимальным вовлечением торговых точек города и района в процесс реализации;  
расширение рынков сбыта за счет продвижения товара в других областях республики (упор делается на продукцию с длительными сроками хранения);  
расширение ассортимента продукции в упаковке пюр-пак, позволяющей увеличить сроки реализации готовой продукции;  
расширение ассортимента творожной продукции мелкой расфасовки с новыми видами оберточного материала (линкавер), позволяющей придать товарный вид творожной продукции и увеличить сроки реализации готовой продукции;  
переход на мелкофасованные продукты, т.е. переход от фасовки продукции большого веса к более приемлемому для покупателя;  
реализация свободного остатка продукции путем организации продаж по областям и областным центрам без предварительной заявки торговых точек, т.е. поставка продукции осуществляется в момент заключения договора в торговой точке при непосредственном составлении заявки по наличию продукции у представителя комбината;  
реализация свободного остатка путем применения гибкой системы скидок, а также рассмотрения цены товара для каждого отдельного оптового или розничного покупателя;  
расширение количества организаций работающих по договорам комиссии;  
создание системы реализации готовой продукции через сеть дилеров в других регионах республики областях и особенно в областных центрах.  
С целью увеличения объема продаж и укрепления позиций предприятия на рынке нами разработан план маркетинговой и рекламной деятельности:  
1. Провести ранжирование регионов РБ по степени значимости для интересов предприятия и определить наиболее перспективные;  
2. Постоянно проводить проверки торговых предприятий г. Кобрина на предмет наличия продукции в торговой сети;  
Осуществить сбор информации о конкурентах в РБ, провести анализ их деятельности, составить базу данных по конкурентам и оперативно ее обновлять;  
Разработать и внедрить механизм анкетирования потребителей РБ;  
Продолжить работу по определению оптимального ассортимента выпускаемой продукции с учетом изменений покупательского спроса;  
Составить конъюнктурный обзор по рынку РБ;  
Провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия;  
Для завоевания новых рынков проводить поиск потенциальных покупателей в РБ;  
Расширять сеть выездной торговли в регионах РБ для освоения новых рынков сбыта продукции;  
Увеличить долю продукции, продаваемой по областям РБ через углубленное изучение этих рынков сбыта и анализ ожиданий покупателей в этих регионах;  
Изучить вопрос по субаренде торговых площадей с неконкурирующими предприятиями пищевой промышленности в целях совместного продвижения продукции на рынке РБ;  
Приобрести дополнительное транспортное средство для расширения рынков сбыта продукции в РБ;  
Приобрести дополнительно холодильные лари для увеличения объема реализации мороженого в регионах РБ;  
Совершенствовать организационную структуру маркетинговой службы для расширения и конкретизации работы по всем направлениям маркетинга;  
Перевести на сдельную форму оплаты труда специалистов сектора продаж в зависимости от индивидуальных показателей поступления выручки;  
Заключить с крупнейшими оптовыми покупателями дилерские договора и применять в отношении них ценовую политику, позволяющую реализовывать в регионах продукцию с минимальной торговой наценкой;  
17. Использовать элементы Интернет-маркетинга;  
18. Еженедельное обновление информации на сайте концерна;  
19. Разработать и внедрить компьютерные программы для систематизации, обработки и хранения маркетинговой информации;  
20. Провести обучение работников торговли г. Кобрина грамотному размещению и продаже товара производства, используя фирменные стандарты производителя;  
21. Для повышения заинтересованности покупателей и стимулирования сбыта разработать оптимальную ценовую политику (ценовые скидки, надбавки) с учетом сезонных колебаний спроса, формы оплаты, в зависимости от объемов партии продукции.  
22. Устанавливать цены на продукцию на уровне рыночных, при повышении цены обеспечить выпуск высококачественного по потребительским свойствам товара.  
23. Подготовить предложения и рекомендации к плану производства продукции по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка  
24. Переориентировать производство на выпуск продукции, соответствующей современным требованиям покупателей, принять конкретные меры по улучшению качества выпускаемой продукции и недопущению в продажу продукции низкого качества;  
25. Разработать новую торговую марку (бренд) для выпускаемой продукции предприятия;  
26. Разработать фирменный стиль (brand-book) для использования в рекламных компаниях предприятия;  
27. Подготовить и провести целенаправленную рекламную кампанию по продвижению на рынок новой торговой марки и поддержания имижда предприятия;  
28. Проводить рекламные компании по продвижению новых видов продукции для ознакомления потенциальных потребителей с основными преимуществами новых видов продукции;  
29. Продолжить работу по совершенствованию дизайна упаковки, улучшить ее качественный и количественный состав;  
30. Переоформить торговые площади и витрины фирменного магазина в едином корпоративном стиле;  
31. Изготовить и оснастить магазины г. Кобрина рекламными POS-материалами;  
32. Усилить рекламу в местах продаж для целевого воздействия на покупателя в момент совершения покупки и увеличения объёмов реализации  
33. Изготовить новое выставочное оборудование;  
34. Активизировать рекламу в СМИ, разместить рекламную информацию в каталогах, газетах, журналах) перед выставками-ярмарками накануне проведения выставок-дегустаций продукции в предпраздничный период;  
35. Разместить рекламу на транспорте г. Кобрина и Минска;  
36. Провести анализ приглашений и принять участие в выставках и ярмарках;  
37. Для создания благоприятного образа о предприятии и выпускаемой продукции создать следующие имиджевую рекламу.  
38. Изготовить следующие виды полиграфической продукции: визитная карточка предприятия, визитная карточка руководителя, представительский буклет, календари (плакат, квартальный, карманный), фирменные папки, рекламные листовки, фирменные пакеты.  
 

Заключение

Оценка и прогнозирование  конкурентоспособности продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению  необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления  коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.  
Конкурентоспособность с точки зрения потребителя - это более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. С точки зрения производителя конкурентоспособность продукции - это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.  
Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).  
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшими из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.  
Проведенные исследования позволили обосновать следующие выводы и предложения:  
Предприятие из года в год наращивает объемы производства. Так за период с 2005 по 2007 г производство продукции в сопоставимых ценах увеличилось на 26%. Объем переработки сырья увеличился на 19%. Особо следует отметить значительное увеличение закупок молока у населения (на 61%). Это говорит о том, что принятые меры по стимулированию закупок молока у населения дали положительный результат.  
В результате оценки конкурентоспособности продукции предлагаются следующие пути повышения конкурентоспособности решения:  
изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;  
изменение порядка проектирования продукции;  
изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;  
изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;  
изменение порядка реализации продукции на рынке;  
изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;  
изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;  
изменение системы стимулирования поставщиков;  
изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.  
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии предприятия. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.  
Для повышения качества продукции в ОАО "Кобринский МСЗ" необходимо:  
Сформировать осознание потребности в качественной работе и создать возможность для улучшения качества.  
Установить цели для постоянного совершенствования деятельности.  
Создать организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.  
Предоставить обучение всем сотрудникам организации.  
Выполнить проекты для решения проблем.  
Информировать сотрудников о достигнутых улучшениях.  
Выразить свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.  
Внедряйте достижения, которые Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.  
 

Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции