Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:32, реферат
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении.
Введение
Понятие конфликта
Конфликтная личность
Как вести себя с конфликтной личностью?
Разрешение конфликта
Введение
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для конфликта готова;
стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
излишняя принципиальность
и прямолинейность в
критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
определенный
набор эмоциональных качеств
личности – тревожность, агрессивность,
упрямство, раздражительность.
Но конфликт
возникает, если личностные особенности
человека или группы приходят в столкновение
с вышеназванными особенностями человека,
предрасположенного к конфликтам, т. е.
при наличии межличностной или социально-психологической
несовместимости.
В качестве примера
рассмотрим несовместимые типы темперамента
при определенных условиях. В нормальной
спокойной обстановке холерик и флегматик
успешно справляются с порученной им работой.
В аварийной ситуации медлительность
флегматика, желание обдумать ход деятельности
и вспыльчивость, неуравновешенность
и суетливость холерика могут стать причиной
конфликтных отношений между ними.
Еще более часто
основой для межличностной
Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.
Разрешение конфликта
Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
адекватность отражения конфликта;
открытость и
эффективность общения
создание климата
взаимного доверия и
определение существа конфликта;
выработка взаимовыгодных
решений путем переговоров.
Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
а) Адекватное восприятие
конфликта.
Очень часто
в ситуации конфликта мы неправильно
воспринимаем собственные действия,
намерения и позиции, равно как
и поступки, интенции и точки зрения
оппонента. К типичным искажениям восприятия
относятся:
“Иллюзии собственного
благородства”. В конфликтной ситуации
мы нередко полагаем, что являемся жертвой
нападок злобного противника, моральные
принципы которого весьма сомнительны.
Нам кажется, что истина и справедливость
целиком на нашей стороне и свидетельствует
в нашу пользу. В большинстве конфликтов
каждый из оппонентов уверен в своей правоте
и стремлении к справедливому разрешению
конфликта, убежден, что только противник
этого не хочет. В результате подозрительность
часто естественным образом проистекает
из существующей предубежденности.
“Поиск соломинки
в глазу другого”. Каждый из противников
видит недостатки и погрешности
другого, но не осознает таких же недостатков
у себя самого. Как правило, каждая
из конфликтующих сторон склонна
не замечать смысла собственных действий
по отношению к оппоненту, но зато с негодование
реагирует на его действия.
“Двойная этика”.
Даже тогда, когда противники осознают,
что совершают одинаковые действия
по отношению друг к другу, все
равно собственные действия воспринимаются
каждым из них как допустимые и законные,
а действия оппонента - как нечестные и
непозволительные.
“Все ясно”.
Очень часто каждый из партнеров
чрезмерно упрощает ситуацию конфликта,
причем так, чтобы это подтверждало
общее представление о том, что
его достоинства хороши и правильны,
а действия партнера - наоборот, плохи
и неадекватны.
Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нему, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.
б) Открытое и
эффективное общение
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Контроль эмоциональной
сферы
Когда человек
“обуреваем” эмоциями и захвачен
конфликтом, ему трудно выражать свои
мысли и внимательно
Японцы, например,
придумали для этого
И все-таки рискованно
обнаруживать свои чувства, если это ведет
к эмоциональной реакции. Когда за этим
не следишь, может разразиться крупная
ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что
по мере предъявления своих претензий
вы раздражаетесь все больше и больше
и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы
только накаляют отрицательные эмоции
оппонента, необходимо сказать себе: “
Мне следует остановиться. Я должен подумать
о том, что я могу сделать для решения этой
проблемы в будущем”. После этого дайте
понять противнику, что желаете остановить
кипение страстей. Следует объяснить,
что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями
оппонента или отрицать их обоснованность,
а хотите только сдержать их. Целесообразно
сказать что-то в роде: “ Да, я вижу, мы
оба раздражены, но это раздражение никуда
нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы
вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом
случилось нечто неладное, в результате
чего мы оба раздражены. Но теперь давайте
вместе подумаем над тем, что мы могли
бы предпринять в будущем”. Это может
быть особенно полезным подходом, если
вступили в конфликт с кем-то, с кем вы
должны будете продолжать общение.
Хорошо, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
каких реакций я жду со стороны другого?
на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Преодоление страха
в конфликтной ситуации
Если вы хотите
отделаться от страхов, ставших препятствием
на вашем пути, примите метод визуализации,
который может помочь вам в этом
случае.
Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавиться от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, который при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.
Преодоление конфликтов
посредством общения
Любое нарушение
общения может привести к конфликту.
Иногда человек выражается недостаточно
определенно и ясно, и тогда
слова могут быть поняты неправильно.
Иногда кто-то слушает невнимательно.
И тогда человек видит, что
его не слушают, у него могут возникнуть
чувства враждебности или осуждения. Часто
возникает непонимание в отношении того,
что подразумевается. Препятствием могут
стать скрытые предположения. А иногда
в результате непонимания или обиды общение
вообще прекращается.
Если вы используете
в конфликтной ситуации ключевые
элементы общения, то сделайте шаг к
преодолению конфликтов. Итак,
уделяйте внимание
неречевым свидетельствам того, что
слова говорящего расходятся с его
мыслями и чувствами. Выносите это
противоречие на открытое обсуждение;
следите за тем,
чтобы у вас или у другого
человека не было скрытых ложных предположений
или установок. Обсуждайте их открыто,
так, чтобы ошибки можно было исправить;
старайтесь делать
общение открытым. Дипломатично говорите
о том, что думаете и чувствуете;
спросите самого
себя, соответствует сказанное вашим
истинным желаниям, нуждам или чувствам?
Если не соответствует, то ваши интересы
могут остаться неудовлетворенными;
не оставляйте
неясностей. Втолковывайте то, что
вы имеете в виду. Если вы не уверены,
что ваше сообщение понято, попросите
конфликтующую сторону повторить то, что
вы сказали, чтобы убедиться в точности
восприятия.
Если же вы не
можете что-то понять с первого раза,
не отрицайте этого. Признавая, что
вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство
и доказываете самому себе свою честность
и желание все делать правильно с самого
начала;
научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего:
слушать с сочувствием;
сосредоточиться на предмете разговора;
относиться к говорящему уважительно;
слушать внимательно, не делая оценок;
высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают;
отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены;
используйте для
поддержания разговора
в) Создание климата
взаимного доверия и
Этому может
способствовать проявление доверия
к партнеру путем готовности открыть
перед ним такую свою незащищенную
позицию, какой является стремление
к согласию и взаимопониманию, нежелание
использовать слабые и уязвимые места
противника.
Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованны в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытия в общении. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.
г) Определение
существа конфликта
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.