Конфликт, как разновидность стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:32, реферат

Описание работы

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении.

Содержание

Введение
Понятие конфликта
Конфликтная личность
Как вести себя с конфликтной личностью?
Разрешение конфликта
Введение

Работа содержит 1 файл

Конфликт как разновидность стресса.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Конфликт как  разновидность стресса

Введение

Понятие конфликта

Конфликтная личность

Как вести себя с конфликтной личностью?

Разрешение конфликта

Введение 

Каждому из нас  приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил  американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов. 

Воспоминания  о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать. 

Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. 

В наше время  теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. 

Конфликт - это  всегда взаимодействие людей. В зависимости  от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.

Понятие конфликта 

Как и у многих понятий в психологии, у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. 

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой  и межгрупповой конфликт. 

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Конфликтная личность 

Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием  к людям, типичные особенности которых  описаны ниже. Конфликтность, ставшую  свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог. 

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Пять основных типов конфликтных личностей.

Конфликтная личность -демонстративный тип.

Хочет быть в центре внимания.

Любит хорошо выглядеть  в глазах других.

Его отношение  к людям определяется тем, как  они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.

Хорошо приспосабливается  к различным ситуациям.

Рациональное  поведение выражено слабо. Налицо поведение  эмоциональное.

Планирование  своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает  его в жизнь.

Кропотливой систематической  работы избегает.

Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Часто оказывается  источником конфликта, но не считает  себя таковыми.

Конфликтная личность -ригидный тип.

Подозрителен.

Обладает завышенной самооценкой.

Постоянно требуется  подтверждение собственной значимости.

Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

Прямолинеен и  негибок.

С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.

Выражение недоброжелательства  со стороны окружающих воспринимается им как обида.

Малокритичен  по отношению к своим поступкам.

Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению  к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность -неуправляемый тип.

Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

Поведение такого числа плохо предсказуемо.

Ведет себя вызывающе, агрессивно.

Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

Характерен высокий  уровень притязаний.

Несамокритичен.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

Не может грамотно спланировать свою деятельность или  последовательно претворить планы  в жизнь.

Недостаточно  развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность -сверхточный тип.

Скрупулезно относится  к работе.

Предъявляет повышенные требования к себе.

Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются.

Обладает повышенной тревожностью.

Чрезмерно чувствителен к деталям.

Склонен придавать  излишнее значение замечаниям окружающих.

Иногда вдруг  порывает отношения с друзьями, знакомыми  потому, что ему кажется, что его  обидели.

Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения  в группе.

Конфликтная личность -бесконфликтный тип.

Неустойчив в  оценках и мнениях.

Обладает легкой внушаемостью.

Внутренне противоречив.

Характерна некоторая  непоследовательность поведения.

Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

Недостаточно  хорошо видит перспективу.

Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

Излишне стремится  к компромиссу.

Не обладает достаточной силой воли.

Не задумывается глубоко над последствиями своих  поступков и причинами поступков  окружающих.  

Руководителю  приходится разрешать конфликты  не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

Как вести себя с конфликтной личностью?

Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.

Следует взять  под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.

Не принимать  на свой счет слова и поведение  данного человека, зная, что для  удовлетворения своих интересов  трудный человек так ведет  себя со всеми. 

При выборе подходящего  стиля действия в конфликтной  ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге “Общение с трудными людьми”  Роберт Брэмсон выделяет следующие  типы трудных людей, с которыми ему  пришлось работать в различных фирмах: 

агрессист - говорящий  грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности; 

жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; 

“разгневанный ребенок” - человек, относящийся к  этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его  желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение; 

максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости; 

молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то; 

“тайный мститель” - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а  он восстанавливает справедливость; 

“ложный альтруист” - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.; 

“хронический  обвинитель” - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему. 

Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы. 

Если считаете необходимым продолжение общения  с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил  правду, неважно - какую. Вы должны убедить  его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему “ключик”, исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему “подобрать ключ”, то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного бедствия. 

Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

Информация о работе Конфликт, как разновидность стресса