Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:24, реферат
Концентрация представляет собой сосредоточение производства на крупных предприятиях как в рам-ках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отрас-лей.
Специализация – это сосредоточение выпуска однородной продукции, отдельных ее частей и технологических операций в обособленных отраслях, предприятиях, цехах и отдельных участках.
Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации отраслей и предприятий на изготовлении отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования, других изделий и продуктов.
Комбинирование представляет собой соединение на одном предприятии (комбинате) несколько тех-нологически разнородных специализированных производств и отраслей на основе их технико-экономического единства, обеспечивающего более полное использование исходного сырья, топлива и вторичных энергоресур-сов, производственных площадей, свойств промежуточных продуктов, экономию капитальных вложений и снижение себестоимости продукции.
Концентрация,
специализация, кооперирование,
комбинирование производства
и их влияние на
эффективность хозяйствования
1.
Концентрация производства:
сущность, формы, показатели
Концентрация представляет собой сосредоточение производства на крупных предприятиях как в рамках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),
- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);
- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
- одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,
- развития комбинирования взаимосвязанных производств.
В каждой отрасли или подотрасли концентрация производства зависит от конструктивно-технологических особенностей продукции. Например, в черной металлургии, электроэнергетике размеры предприятий зависят от размеров основных агрегатов, их количества, обеспечивающего комплексное использование всех факторов производства и управления; в машиностроении, текстильной, обувной отраслях размеры производства определяются оптимальным сочетанием определенных комплексов машин и оборудования, форм организации в соответствии с особенностями технологии производства.
Отраслевые особенности не позволяют установить единые для всех отраслей оптимальные размеры производств и предприятий. В отраслях добывающей промышленности существенное влияние на них оказывают природные условия и объемы добычи полезных ископаемых. В обрабатывающих отраслях размерный ряд оптимальных мощностей определяется как единичными мощностями современных агрегатов, так и исходя из рационального набора различных станков и оборудования, поточных и автоматических линий, обслуживающих хозяйств и других подразделений.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели:
- объем выпуска продукции;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
- среднесписочная численность работающих.
Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели:
- доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли,
- доля предприятия на рынке продаж и др.
Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
- являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла “наука — производство”, т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
- легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
- создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
- с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
- больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
- достигается большой эффект от применения вычислительной техники.
К недостаткам крупных предприятий следует отнести:
- увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
- необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
- усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
- повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
- возможность монополизации производства и др.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
Результатом концентрации производства является создание крупных предприятий, которые путем поглощения конкурентов стараются занять монопольное положение на рынке. В этой связи важнейшим элементом государственного регулирования рыночного механизма является осуществление антимонопольной политики, обеспечивающей поддержку конкурентоспособности. К числу мер антимонопольной политики относится принудительная демонополизация структур в нашей стране.
В соответствии с Законом РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» департамент по предпринимательству Министерства экономики РБ и его территориальные органы разрабатывают Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ. Реестр представляет собой перечень хозяйствующих субъектов, подлежащих государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также учету в случае ликвидации и реорганизации, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации, приобретения ими акции, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов.
Проведение антимонопольной политики в РБ требует анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, который позволит установить принадлежность предприятий к высоко-, средне-, и низкоконцентрированному рынку и оценить наличие и степень развитости конкуренции.
Во многих развитых странах концентрация рынка оценивается показателями:
-
доли на товарном рынке
-
индексом Герфинделя-Гиршмана, который
показывает влияние крупных
где – n число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); xi - доля 1-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина варьирует от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
1. Нормальная концентрация; CR-3<45%, HHJ<1000. – неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации; 45%<CR-3<70%, 1000<HHJ<2000 – умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации; CR-3>70%, HHJ>2000 – слабая конкурентная среда.
В современных условиях принято считать, что нижняя планка монопольного владения рынком 35%, ниже 35% - положение не доминирующее.
Факт
доминирования устанавливается
в соответствии с «Рекомендациями
по определению доминирующего положения
хозяйствующих субъектов на товарных
рынках РБ». Основанием для исключения
хозяйствующего субъекта из Реестра является
уменьшение его доли на рынке определенного
товара ниже уровня, установленного Рекомендациями,
утрата им статуса юридического лица,
прекращение действия свидетельства о
государственной регистрации или вступление
в законную силу решение хозяйственного
или арбитражного суда.
2.
Специализация и кооперирование
производства
Специализация – это сосредоточение выпуска однородной продукции, отдельных ее частей и технологических операций в обособленных отраслях, предприятиях, цехах и отдельных участках.
Специализация производства в промышленности осуществляется в четырех основных формах:
- предметной;
- подетальной;
- технологической;
- функциональной.
Предметная специализация означает сосредоточение производства отдельных видов продукции конечного потребления (станкостроительный завод, «Гомсельмаш»).
Подетальная – сосредоточение производства определенных деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов (завод станочных узлов, подшипниковый завод).
Технологическая или стадийная специализация – предприятия осуществляют лишь определенные фазы технологического процесса (литейное, кузнечно-прессовое производство), т.е. отдельные фазы превращаются в самостоятельные производства.
Функциональная специализация или специализация вспомогательных производств – предприятия или их подразделения специализированы на выполнении определенных функций (ремонтные предприятия, тара и упаковка).
Показателями уровня специализации являются:
-
коэффициент отраслевой
-
коэффициент детальной,
-
удельный вес основной (профильной
продукции). Под производственным
профилем понимается
- удельный вес стандартизированных, унифицированных частей в изделии;
-
степень однородности
- коэффициент серийности.
Переход к рыночной экономике заставил предприятия пересмотреть политику в области специализации и перейти на диверсификацию производства. Это выразилось в широком наборе номенклатуры продукции, часто не отвечающем признакам однородности и профильности. По степени разнообразия номенклатуры продукции предприятия делятся на:
- монопродуктовые;
- диверсифицированные;
- доминантно-продуктовые.