Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:24, реферат
Концентрация представляет собой сосредоточение производства на крупных предприятиях как в рам-ках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отрас-лей.
Специализация – это сосредоточение выпуска однородной продукции, отдельных ее частей и технологических операций в обособленных отраслях, предприятиях, цехах и отдельных участках.
Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации отраслей и предприятий на изготовлении отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования, других изделий и продуктов.
Комбинирование представляет собой соединение на одном предприятии (комбинате) несколько тех-нологически разнородных специализированных производств и отраслей на основе их технико-экономического единства, обеспечивающего более полное использование исходного сырья, топлива и вторичных энергоресур-сов, производственных площадей, свойств промежуточных продуктов, экономию капитальных вложений и снижение себестоимости продукции.
Специализация, как форма общественной организации производства, тесно связана с кооперированием.
Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации отраслей и предприятий на изготовлении отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования, других изделий и продуктов.
В соответствии с формами специализации в промышленности, выделяют три формы промышленного кооперирования:
1. Предметное или агрегатное кооперирование заключается в том, что ряд предприятий поставляет головному предприятию различные комплектующие изделия.
2. Подетальное кооперирование – ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали для производства конечной продукции.
3. Технологическое или стадийное кооперирование – поставка специализированными предприятиями полуфабрикатов или выполнение отдельных технологических операций для головного предприятия.
Уровень кооперирования определяется следующими показателями:
-
удельный вес в себестоимости
продукции комплектующих и
- удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;
-
количество предприятий,
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий, участвующих в процессе кооперирования, различают следующие виды кооперационных связей:
- внутрирегиональные – кооперирование предприятий, находящихся в одном районе, области;
-
межрегиональные –
-
внутриотраслевые –
-
межотраслевые –
Внутриотраслевые
и межотраслевые связи могут
быть внутрирегиональными и
Экономическая
эффективность специализации и кооперирования
проявляется главным образом в снижении
себестоимости за счет повышения производительности
труда и уменьшения условно-постоянных
расходов, приходящихся на единицу продукции.
Специализация создает условия для организации
непрерывного процесса производства,
внедрения прогрессивных технологических
процессов, обеспечивает более полное
использование оборудования, упрощает
производственную структуру. На основе
специализации и кооперирования производства
возникают более устойчивые связи с поставщиками
и потребителями, улучшается и упрощается
материально-техническое снабжение и
сбыт.
3.
Комбинирование и диверсификация
производства
Комбинирование представляет собой соединение на одном предприятии (комбинате) несколько технологически разнородных специализированных производств и отраслей на основе их технико-экономического единства, обеспечивающего более полное использование исходного сырья, топлива и вторичных энергоресурсов, производственных площадей, свойств промежуточных продуктов, экономию капитальных вложений и снижение себестоимости продукции.
Предпосылки развития комбинирования в промышленности – специализация производства и его концентрация, высокий уровень развития науки и техники. Входящие в состав комбинатов производства – это крупные специализированные подразделения. Развитие научно-технического прогресса технически дает возможности для дальнейшего развития комбинированных производств на основе комплексного использования сырья и отходов.
Основными формами комбинирования являются:
-
объединение
-
использование отходов
-
комплексного использования
-
органическое соединение
Наибольшее распространение комбинирование получило в химической, металлургической, нефтяной, горной, легкой, целлюлозно-бумажной, пищевой и др. отраслях.
Уровень комбинирования определяется показателями:
-
удельный вес продукции,
- удельный вес комбинированных предприятий в общем числе предприятий соответствующей отрасли;
-
количество объединяемых в
-
количество и стоимость
Эффективность комбинирования прослеживается по следующим основным направлениям:
-
расширение сырьевой базы на
основе комплексного
-
экономия капитальных вложений
вследствие совместного
-
интенсификация
- смягчение сезонности;
- улучшение качества продукции;
- обеспечение пропорционального размещения промышленности и развитие регионов;
-
экономия расходов общего
-
сокращение длительности
-
уменьшение потерь сырья при
переходе от одной стадии
-
уменьшение запасов
-
возможность получения
-
сокращение сроков
Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера.
Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.
В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.
Диверсификация производства способствует:
- большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
- более полному использованию ресурсов предприятия;
- наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
- проведению антимонопольной политики.
Спрос на отдельные виды продукции цикличен. Диверсификация бизнеса позволяет застраховать себя на случай падения рынка основной продукции. Теряя на одном, можно компенсировать потери на другом рынке.
Принято выделять ограниченную, связанную и несвязанную диверсификацию. Ограниченная диверсификация имеет место, когда в деятельности компании доминирует какой-то один бизнес, но развиваются и другие бизнесы с небольшими объемами. Связанная диверсификация - это развитие нескольких бизнесов, связанных между собой каким-либо образом (производство, технология, продажи и т.д.). Несвязанная диверсификация наблюдается, когда компания развивает несколько различных несвязанных между собой бизнесов.
В настоящее время выделяют два основных направления диверсификации:
- использование при диверсификации преимуществ, которых добилась компания в традиционной для себя сфере (использование при диверсификации существующих технологий, возвратного сырья, каналов распределения, производственных мощностей и т.д.). Данное направление получило название синергической диверсификации.
- конгломератная диверсификация - выражается в переходе компании в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям и потребностям рынка, с целью получения фирмой большей прибыли и минимизации предпринимательских рисков.
В
качестве показателя диверсификации
удобно рассматривать индекс энтропии,
рассчитанный следующим образом:
E
= ∑Yiln(1/Yi),
где i - рынки, на которых действует фирма i = 1, 2... n; Yi - доля от реализации продукта на i-м рынке в общей выручке фирмы.
Он показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.
Показатель энтропии будет принимать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число наименований производимой продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.