Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия

Содержание

Глава 1. Классификация предприятий по формам собственности………
Распределение предприятий по формам собственности…………….
Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности……………………………………………………………
2.1 Предприятие государственной формы собственности…………………..
2.2. Преимущества и недостатки государственной формы собственности……
Глава3. Практика…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика фирмы.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

       Среди государственных предприятий этих отраслей преобладают организации  розничной торговли (12,2%), сельскохозяйственные предприятия (7,2%), и предприятия бытового обслуживания (6,6%). Доля остальных отраслей варьируется от 5,6% (предприятия общественного  питания) до 0,7% (предприятия легкой промышленности).

       Данные  о распределении государственных  предприятий по базовым отраслям промышленности (электроэнергетика, нефтедобыча  и переработка, черная и цветная  металлургия и пр.) отсутствуют. Распределение госпредприятий по регионам крайне неравномерно: от 89% общего числа предприятий в Таймырском АО до 10% - в Рязанской области.

       Таблица 5. Госпредприятия, состоящие на самостоятельном  балансе, в определенном разделе.

Отрасль 01.01.98                01.06.98                   01.04.99

   

Ед. % Ед. Ед. Ед. %
Легкая  промышленность 701 0,8 701 630 606 0,7
Пищевая промышленность 1466 1,6 1466 1433 1404 1,6
Строительные  предприятия 5026 5,5 4638 5,2 4281 4,9
Промышленность  стройматериалов 734 0,8 703 0,8 678 0,8
Сельскохозяйственные  предприятия и ПГО с/х 6427 7,1 6427 6383 6289 7,2
Автотранспорт и авторемонтные предприятия 4481 4,9 4417 4328 4263 4,9
Розничная торговля 11193 12,3 11193 10842 10001 11,4
Оптовая торговля 1227 1,4 1227 1216 1212 1,4
Общественное  питание 5124 5,6 5124 4957 4725 5,4
Бытовое обслуживание 5866 6,5 5866 5823 5536 6,3
Объекты незавершенного строительства 4837 5,3 4837 4746 4707 5,4
Прочие 43696 48,1 43696 43165 44190 50,3
Всего 90778 100 90778 88864 87892 100

        

       В 29 регионах по итогам первого полугодия 1996 г. приватизировано менее половины государственных предприятий. Среди наиболее крупных регионов можно отметить г. Москву (14147 ед., или 59 % от общего числа предприятий) и Московскую область (4937 ед., или 50%), республик Татарстан (3729, или 69%) и Башкортостан (3723 ед., 78%), Краснодарский край (3940 ед., или 53%), Пермскую (3476 ед., или 65%) и Владимирскую (2047 ед., или 63%) области.

       В 24 регионах в собственности государства  осталось менее четверти всех предприятий. К этим регионам относятся г. Санкт-Петербург (23% от общего числа предприятий), Челябинская (22%), Ростовская (21%) и Саратовская (20%) области, Приморский (23%), Алтайский (24%) и Ставропольский (14%) края, Волгоградская область (15%).

       Наибольшее  количество приватизированных в  первом полугодии 1996г. предприятий  и объектов находилось на территории Омской (303), Новосибирской (300), Свердловской (197), Сахалинской (190) областей, г. Санкт-Петербурга (169), Московской (157) и Саратовской (135) областей, Ярославской области и  Приморского края (по 87), Кемеровской  области (76), республики Дагестан (75), Нижегородской (69), Иркутской (62) и Челябинской (60) областей. В результате реализации Государственной программы приватизации число акционерных обществ составило на 1 января 1998 г. около 33 тысяч.

       С вовлечением в приватизационный процесс предприятий промышленности, особенно отраслей оборонного и топливно-энергетического  комплекса, растет количество акционерных  обществ, в которых государство  является собственником определенного  пакета акций. В уставном капитале образованных до 1997 г. акционерных обществ был  закреплен в государственной  собственности пакет акций общей  номинальной стоимостью около 7 трлн. рублей. "Золотой акцией" государство  располагало в 1557 вновь созданных  акционерных обществах (5,7% общего числа  АО). Основная часть обществ с закрепленными в собственности государства пакетом акций или "золотой акцией" относилась ранее к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, в первую очередь к таким отраслям, как топливная, пищевая промышленность, машиностроение, транспорт и связь.

       В целом за весь период выполнения программы  приватизации, по состоянию на 17 мая 1996 г., в государственной и муниципальной  собственности закреплены пакеты акций  различной величины в 3764 акционерных  обществах с суммарным уставным капиталом более 2,3 трлн. рублей. Контрольный пакет акций (51% и более) принадлежит государству в 141 акционерных обществах (6,2% общего числа предприятий с государственным участием). "Золотая акция" закреплялась за государством в относительно небольших по размерам уставного капитала акционерных обществах. Государственное присутствие в этих обществах носит чисто символический характер и ограничивается правом "вето" на принятие решений, касающихся:

* внесения  изменений и дополнений в устав  акционерного общества;

* его реорганизации или ликвидации;

* его  участия в других предприятиях  или объединениях предприятий;

* передачи  в залог или аренду, продажи  и отчуждения иными способами  имущества, состав которого определяется  планом приватизации предприятия.

       Около половины акционерных обществ со смешанным капиталом (46,2%) составляют компании, где государство владеет  относительно небольшими пакетами (менее 25,5%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий 

       Структура, полномочия и особенности управления организаций закреплены в Гражданском  Кодексе и определяются, согласно соответствующими законами, правовыми  актами и уставом самой организации. Рассмотрим преимущества и недостатки некоторых из вышеперечисленных организационно-правовых форм предприятий.

       ПОЛНОЕ  ТОВАРИЩЕСТВО - Фирменное наименование полного товарищества должно содержать  либо имена (наименования) всех участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или  нескольких участников с добавлением  слов "и компания" и слова "полное товарищество".

       Единственным  учредительным документом товарищества является его учредительный договор. Он должен быть подписан всеми полными  товарищами [1, c.76].

       Управление  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором  товарищества могут быть предусмотрены  случаи, когда решение принимается  большинством голосов участников. Каждый участник имеет один голос и вправе знакомиться со всей документацией  по ведению дел. Каждому участнику  дано право действовать от имени  товарищества, если учредительным договором  не установлено, что все его участники  ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

       При совместном ведении дел товарищества для совершения каждой сделки требуется  согласие всех его участников. Если ведение дел товарищества поручается одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на которого возложено ведение таких дел. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

       ТОВАРИЩЕСТВО  НА ВЕРЕ - Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей  и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем  одного полного товарища с добавлением  слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества [3, c.87].

       При ликвидации товарищества на вере, в  том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право  на получение вкладов из имущества  товарищества, оставшегося после  удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

       ООО (ОДО) - Полное фирменное наименование общества должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

       Управление  обществом строится на следующих  принципах. Высший орган - общее собрание его участников, исключительной компетенцией которого является решение принципиальных вопросов (изменение устава, утверждение  годовых отчетов, распределение  прибыли и убытков, реорганизация  или ликвидация общества). В обществе с ограниченной ответственностью создается  исполнительный орган (коллегиальный  и (или) единоличный), осуществляющий текущее  руководство его деятельностью  и подотчетный общему собранию его  участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также  и не из числа его участников. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут  быть переданы им для решения исполнительному  органу общества.

       К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся [4, c.55]:

1) изменение  устава общества, изменение размера  его уставного капитала;

2) образование  исполнительных органов общества  и досрочное прекращение их  полномочий;

3) утверждение  годовых отчетов и бухгалтерских  балансов общества и распределение  его прибылей и убытков;

4) решение  о реорганизации или ликвидации  общества;

5) избрание  ревизионной комиссии (ревизора) общества.

       Уставом общества может быть предусмотрено  формирование совета директоров (наблюдательного  совета) общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более ¼ состава  совета директоров общества.

       Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем  совета директоров (наблюдательного  совета). Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и его коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы подотчетны общему собранию участников и совету директоров общества.

       Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно  вправе ежегодно привлекать профессионального  аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его  участниками (внешний аудит). Аудиторская  проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена  по требованию любого из его участников. Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества [2, c.44].

       Опубликование обществом сведений о результатах  ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах  с ограниченной ответственностью. АО - Фирменное наименование акционерного общества должно содержать имеющее различающее значение наименование и слова "открытое акционерное общество" или "закрытое акционерное общество".

       В акционерном обществе предусмотрена  трехзвенная система управления: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), который в  обязательном порядке создается, если в обществе более 50 участников, и  исполнительный орган (единоличный  или коллегиальный). Высшим органом  управления акционерным обществом  является общее собрание. Однако его  компетенция не распространяется на вопросы, относящиеся к ведению  совета директоров или исполнительного  органа.

Информация о работе Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности