Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 04:41, курсовая работа
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия
Глава 1. Классификация предприятий по формам собственности………
Распределение предприятий по формам собственности…………….
Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности……………………………………………………………
2.1 Предприятие государственной формы собственности…………………..
2.2. Преимущества и недостатки государственной формы собственности……
Глава3. Практика…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..
Во многих странах различают публичную собственность, принадлежащую центральному правительству, и коммунальную -- собственность местных органов управления. Если хозяйственный объект принадлежит частично властям и в то же время в нем участвует частный капитал, говорят о смешанной собственности. Пакеты акционерного капитала крупнейшего в Европе германского автомобильного концерна "Фольксваген", например, принадлежат правительству ФРГ, правительству земли Нижняя Саксония и многочисленными частным акционерам.
ГС
существовал во многих странах задолго
до развития капитализма, к нему относились
принадлежащие государству
По мере развития капитализма государство строило, выкупало Т.е. национализировало. Другим способом национализации была и бывает конфискация собственности. у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом, в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
В
том или в ином объеме ГС в экономике
каждой страны необходим, и во многих
странах Европы, Юго-Восточной Азии,
в развивающихся странах ГС отводится
значительная роль. В настоящее время
в Европейском Сообществе на государственных
хозяйственных объектах занято более
8 млн. человек - почти 11% всех работающих
по найму. На них приходится 12,5% вновь
созданной стоимости и почти 20%
валовых капиталовложений в основные
фонды (без сельского хозяйства).
По странам эти показатели сильно
дифференцированы. Максимальна доля
ГС в ВВП Греции - 23,2%; минимальна
в Нидерландах - 8,3%, Государственные
предприятия преобладают в
В
Италии есть специальное министерство
по управлению пакетами акций, находящимися
в государственной
Заметное
место в ГС занимают государственные
резервы топлива, сырья и продовольствия.
Они обеспечивают национальную безопасность
страны и способствуют экономической
стабильности. В мировой торговле
известна роль стратегических запасов
цветных и редкоземельных металлов
США. При повышении мировых цен
правительство США продает
Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем у частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства приобретений, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу. В 80-е и 90-е годы эта тенденция заметно усилилась.
В организационно-правовом отношении и по всей своей "экономической ауре" различия сводятся к нюансам, заложенным в местные нормативные документы, по которым действуют муниципальные и "муниципальные", а также просто государственные компании. Поэтому мы не будем повторять каждый раз "государственные и муниципальные", а будем вести речь в основном о государственных объектах, постоянно держа в уме и их муниципальных родственников.
В
России государственный сектор экономики
в настоящее время составляют
хозяйствующие субъекты, по организационно-правовым
формам не имеющие аналогов в странах
с развитыми рыночными
Прежде всего, это связано с наличием в отечественном гражданском законодательстве таких особых разновидностей вещных прав, как право оперативного управления. Субъектами указанных прав могут быть только особые юридические лица - "предприятия" и "учреждения".
Программой
Правительства РФ "Реформы и
развитие российской экономики в 1995-1997
гг." определено в качестве одного
из направлений реформы
Основная
масса государственных и
Государство постепенно освобождается от несвойственных ему функций в экономической сфере, сохраняя в собственности только те предприятия, имущество которых безусловно необходимо для осуществления конституционных функций и удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Вместе с тем в процессе реформирования экономики была в значительной степени потеряна управляемость государственными предприятиями. С введением в жизнь новых "правил игры", принятием нового гражданского законодательства государственные органы утратили старые инструменты и рычаги управления предприятиями и не смогли выработать нового эффективного механизма управления государственной собственностью.
В
отношении предприятий, остающихся
в форме унитарных
Ограниченное
число федеральных
Существуют различные точки зрения о том, какие предприятия должны составлять основу "казенного" субсектора и каким образом будет происходить управление ими. Есть мнение, что в "казенный" субсектор должны войти предприятия базисной инфраструктуры (предприятия электроэнергетики, железные дороги, аэропорты, морские и речные порты, трубопроводы, почта, телеграф, основные коммуникационные сети), предприятия оборонной промышленности, не подлежащие конверсии и ориентированные в основном на государственный спрос.
По-видимому,
в казенные должны быть в первую
очередь преобразованы
Важной
составляющей реформирования государственного
сектора является создание для каждого
предприятия системы управления
издержками производства, активное участие
федеральных органов
Государственное регулирование, о котором шла речь ранее, распространяется на всю экономику, значит, в равной степени и на государственный ее сектор. ГС - объект государственного регулирования.
Одновременно - мы показали только что - ГС в целом является выражением деятельности государства как хозяйственного субъекта.
Кроме
того, как мы сейчас увидим, ГС служит
инструментом, рычагом государственного
регулирования. На начало 1992 г. в собственности
государства находилось более 250 тысяч
предприятий. По данным ГКИ на 01.07.98 их
число сократилось до 85781, т.е. почти в три
раза (таб.2).
Таблица 2. Основные показатели уменьшения числа государственных предприятий в России за 1993 – 1998гг.
Нарастающий итог с 01.01.93 | 01.01.93 | 01.01.94 | 01.07.95 | 01.01.96 | 01.01.97 | 01.01.98 |
Госпредприятия
На самостоятельном балансе (ед) |
204998 |
156635 |
138619 |
126846 |
90778 |
85781 |
Пиватизация
предприятий |
46815 |
88577 |
103796 |
112625 |
118797 |
126783 |
Таблица 3. Доля госпредприятий в производстве материальных благ по состоянию на 01.01,%.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
18,6 | 23,6 | 19,0 | 28,4 | 40,4 |
Массовая приватизация началась с 1 июля 1992 г. после принятия Верховным Советом РФ 11 июня 1992 г. Государственной программы приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества".
Темпы приватизации существенно различаются по годам: 1992-1994 гг. - увеличение темпов разгосударствления; 1995-1996 гг. - замедление процесса приватизации.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 214) государственная собственность подразделяется на федеральную собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта федерации. Структура государственных предприятий по уровням собственности приведена в табл.4.
Таблица 4. Госпредприятия, состоящие на самостоятельном балансе по уровням административного деления.
Уровень собственности 01.01.98 и 01.05.98
|
Ед. |
% |
Ед. |
% |
Федеральная | 33290 | 36,7 | 31824 | 35,8 |
Республиканская | 8209 | 9,0 | 7570 | 8,5 |
Краевая, областная | 7218 | 8,0 | 6885 | 7,7 |
Муниципальная | 42061 | 46,3 | 42585 | 47,9 |
Всего | 90778 | 100,0 | 88864 | 100,0 |
Значительная
часть государственных
Наибольшее
число государственных
Приватизация ряда отраслей завершена. В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании доля государственных предприятий менее 20%, а в легкой и пищевой промышленности - еще ниже (табл.1.4).