Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия

Содержание

Глава 1. Классификация предприятий по формам собственности………
Распределение предприятий по формам собственности…………….
Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности……………………………………………………………
2.1 Предприятие государственной формы собственности…………………..
2.2. Преимущества и недостатки государственной формы собственности……
Глава3. Практика…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика фирмы.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

       Во  многих странах различают публичную  собственность, принадлежащую центральному правительству, и коммунальную -- собственность местных органов управления. Если хозяйственный объект принадлежит частично властям и в то же время в нем участвует частный капитал, говорят о смешанной собственности. Пакеты акционерного капитала крупнейшего в Европе германского автомобильного концерна "Фольксваген", например, принадлежат правительству ФРГ, правительству земли Нижняя Саксония и многочисленными частным акционерам.

       ГС  существовал во многих странах задолго  до развития капитализма, к нему относились принадлежащие государству земельные  массивы, леса, недвижимость, провиантские и топливные склады, арсеналы, военные  базы и другое военное хозяйство, почта, частично транспортная служба, некоторые заводы, прежде всего военные.

       По  мере развития капитализма государство  строило, выкупало Т.е. национализировало. Другим способом национализации была и бывает конфискация собственности. у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом, в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

       В том или в ином объеме ГС в экономике  каждой страны необходим, и во многих странах Европы, Юго-Восточной Азии, в развивающихся странах ГС отводится  значительная роль. В настоящее время  в Европейском Сообществе на государственных  хозяйственных объектах занято более 8 млн. человек - почти 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% вновь  созданной стоимости и почти 20% валовых капиталовложений в основные фонды (без сельского хозяйства). По странам эти показатели сильно дифференцированы. Максимальна доля ГС в ВВП Греции - 23,2%; минимальна в Нидерландах - 8,3%, Государственные  предприятия преобладают в энергетике (примерно 70% всех занятых в этой отрасли в ЕС), на транспорте и  в связи (около 60% занятых); в финансовом секторе (30%). Влияние государственного сектора особенно велико во Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в  таких важных отраслях как металлургия, судо- и автомобилестроение, химия, пищевая промышленность, автостроение, атомная энергетика, исследование космоса.

       В Италии есть специальное министерство по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

       Заметное  место в ГС занимают государственные  резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической  стабильности. В мировой торговле известна роль стратегических запасов  цветных и редкоземельных металлов США. При повышении мировых цен  правительство США продает часть  этих запасов. После вспышек энергетического  кризиса во многих странах Западной Европы и в Японии были созданы  государственные резервы жидкого  топлива для защиты национальных хозяйств от возможного нефтяного эмбарго  или резкого повышения цен. Частные  фирмы могли бы создать буферные и спекулятивные запасы для себя, но не стали бы делать этого для  всего народного хозяйства и  в его интересах.

       Значительная  часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем у частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

       Размеры ГС, его доля в национальной экономике  изменяются не только в результате нового строительства приобретений, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу. В 80-е  и 90-е годы эта тенденция заметно  усилилась.

       В организационно-правовом отношении  и по всей своей "экономической  ауре" различия сводятся к нюансам, заложенным в местные нормативные  документы, по которым действуют  муниципальные и "муниципальные", а также просто государственные  компании. Поэтому мы не будем повторять  каждый раз "государственные и  муниципальные", а будем вести речь в основном о государственных объектах, постоянно держа в уме и их муниципальных родственников.

       В России государственный сектор экономики  в настоящее время составляют хозяйствующие субъекты, по организационно-правовым формам не имеющие аналогов в странах  с развитыми рыночными отношениями.

       Прежде  всего, это связано с наличием в отечественном гражданском  законодательстве таких особых разновидностей вещных прав, как право оперативного управления. Субъектами указанных прав могут быть только особые юридические  лица - "предприятия" и "учреждения".

       Программой  Правительства РФ "Реформы и  развитие российской экономики в 1995-1997 гг." определено в качестве одного из направлений реформы государственных  предприятий последовательное сужение  сферы действия права хозяйственного ведения.

       Основная  масса государственных и муниципальных  предприятий, основанных в настоящее  время на этом праве, будет преобразовываться  в акционерные общества с той  или иной степенью участия государства  в уставных капиталах этих предприятий. Тем самым будут создаваться  равные экономические и правовые условия деятельности для всех участников рынка, а изменение форм управления и контроля за деятельностью предприятий позволит устранить массовые факты злоупотреблений со стороны административных лиц при использовании государственного имущества.

       Государство постепенно освобождается от несвойственных ему функций в экономической  сфере, сохраняя в собственности  только те предприятия, имущество которых безусловно необходимо для осуществления конституционных функций и удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Вместе с тем в процессе реформирования экономики была в значительной степени потеряна управляемость государственными предприятиями. С введением в жизнь новых "правил игры", принятием нового гражданского законодательства государственные органы утратили старые инструменты и рычаги управления предприятиями и не смогли выработать нового эффективного механизма управления государственной собственностью.

       В отношении предприятий, остающихся в форме унитарных государственных  предприятий, потребуются дополнительные меры по повышению ответственности  их руководителей за эффективное  использование государственного имущества. В частности, вводится в практику заключение с руководителями государственных  предприятий контрактов, предусматривающих  ответственность за нарушение финансовой дисциплины, невыполнение договорных обязательств, использование государственного имущества не по назначению.

       Ограниченное  число федеральных государственных  предприятий будет реорганизовано в федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом.

       Существуют  различные точки зрения о том, какие предприятия должны составлять основу "казенного" субсектора и каким образом будет происходить управление ими. Есть мнение, что в "казенный" субсектор должны войти предприятия базисной инфраструктуры (предприятия электроэнергетики, железные дороги, аэропорты, морские и речные порты, трубопроводы, почта, телеграф, основные коммуникационные сети), предприятия оборонной промышленности, не подлежащие конверсии и ориентированные в основном на государственный спрос.

       По-видимому, в казенные должны быть в первую очередь преобразованы предприятия, осуществляющие свою деятельность в  зонах правила рынка, предприятия  жизнеобеспечения населения или  тех, деятельность которых необходима для выполнения государством конституционных функций.

       Важной  составляющей реформирования государственного сектора является создание для каждого  предприятия системы управления издержками производства, активное участие  федеральных органов исполнительной власти, координирующих и регулирующих деятельность в соответствующей  отрасли, в выработке и реализации ценовой политики государственных  предприятий, маркетинговых исследованиях, перераспределении ресурсов и ориентации производственного потенциала на наиболее перспективные сегменты рынка.

       Государственное регулирование, о котором шла  речь ранее, распространяется на всю  экономику, значит, в равной степени  и на государственный ее сектор. ГС - объект государственного регулирования.

       Одновременно - мы показали только что - ГС в целом является выражением деятельности государства как хозяйственного субъекта.

       Кроме того, как мы сейчас увидим, ГС служит инструментом, рычагом государственного регулирования. На начало 1992 г. в собственности государства находилось более 250 тысяч предприятий. По данным ГКИ на 01.07.98 их число сократилось до 85781, т.е. почти в три раза (таб.2).  
 
 
 
 

Таблица 2. Основные показатели уменьшения числа  государственных предприятий в  России за 1993 – 1998гг.

Нарастающий итог с 01.01.93 01.01.93 01.01.94 01.07.95 01.01.96 01.01.97 01.01.98
Госпредприятия

На самостоятельном  балансе (ед)

 
 
204998
 
 
156635
 
 
138619
 
 
126846
 
 
90778
 
 
85781
Пиватизация предприятий 
 
 
46815
 
88577
 
103796
 
112625
 
118797
 
126783
 

Таблица 3. Доля госпредприятий в производстве материальных благ по состоянию на 01.01,%.

1994 1995 1996 1997 1998
18,6 23,6 19,0 28,4 40,4
 

       Массовая  приватизация началась с 1 июля 1992 г. после  принятия Верховным Советом РФ 11 июня 1992 г. Государственной программы  приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных  мерах по преобразованию государственных  и муниципальных предприятий в акционерные общества".

       Темпы приватизации существенно различаются  по годам: 1992-1994 гг. - увеличение темпов разгосударствления; 1995-1996 гг. - замедление процесса приватизации.

       Согласно  Гражданскому кодексу РФ (ст. 214) государственная  собственность подразделяется на федеральную  собственность (имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта федерации. Структура государственных  предприятий по уровням собственности  приведена в табл.4.

       Таблица 4. Госпредприятия, состоящие на самостоятельном  балансе по уровням административного  деления.

Уровень собственности 01.01.98 и 01.05.98

 
 
 
Ед.
 
%
 
Ед.
 
%
Федеральная 33290 36,7 31824 35,8
Республиканская 8209 9,0 7570 8,5
Краевая, областная 7218 8,0 6885 7,7
Муниципальная 42061 46,3 42585 47,9
Всего 90778 100,0 88864 100,0
 

       Значительная  часть государственных предприятий (35,8%) является федеральной собственностью. Собственность субъектов федерации (республиканская, краевая и областная) составляет 16,2%.

       Наибольшее  число государственных предприятий  является муниципальной собственностью, причем за первые полгода 1998 г. ее доля возросла с 46,3% вначале до 47,9% на 1 июня 1998 г. Таким образом, происходит не только количественное уменьшение государственных предприятий, но и их перегруппировка по видам собственности.

       Приватизация  ряда отраслей завершена. В торговле, общественном питании и бытовом  обслуживании доля государственных  предприятий менее 20%, а в легкой и пищевой промышленности - еще ниже (табл.1.4).

Информация о работе Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности