Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 04:41, курсовая работа
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия
Глава 1. Классификация предприятий по формам собственности………
Распределение предприятий по формам собственности…………….
Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности……………………………………………………………
2.1 Предприятие государственной формы собственности…………………..
2.2. Преимущества и недостатки государственной формы собственности……
Глава3. Практика…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..
Круг
объектов права государственной
собственности неограничен. В собственности
государства может находиться любое
имущество, в том числе и то,
которое не входит в круг объектов
права частной собственности. Таковым
является имущество, составляющее исключительную
собственность государства. Это
имущество, которое находится в
исключительном обладании общества
и используется исключительно в
интересах народа или для обслуживания
особых государственных нужд Объекты
исключительной государственной собственности
функционирует в особом правовом
режиме, установленном
Частная собственность в отличие от государственной - более простая категория. Непосредственно она представляет собой выражение власти над объектами собственности только одного человека, и внутри семьи возникают уже проблемы, связанные с отношениями по поводу совместной или общей собственности между различными ее членами.
Специфика
государственной собственности
заключается в том, что она
непосредственно связана с
С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой - эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения. С этой точки зрения государственную собственность следует рассматривать как одну из главных особенностей тоталитарной политической системы.
Государственная
собственность включает в себя многообразные
и взаимосвязанные отношения, построенные
по иерархическому принципу. Во-первых,
это отношения внутри органов
государственной власти и управления,
которые связаны с владением,
пользованием и распоряжением имуществом,
принадлежащим государству, утверждением
и наполнением бюджета
Государственной
собственности свойственна
На Западе, например, государственные предприятия всегда были более самостоятельны, нежели в СССР в любой период его истории. Лишь в последние годы российские государственные предприятия по своим формам приближаются к западному типу. Но и те и другие далеко стоят от частной собственности, равно как и от того, чтобы служить исключительно "интересам всего народа", ибо у государства, обладающего собственностью, не могут не формироваться интересы, отличные от интересов других собственников.
В
советской научной литературе и
в законодательстве государственную
собственность в отличие от собственности
буржуазных государств, которая подводилась
под понятие разновидности
В
наше время, особенно в связи с
разгосударствлением
В
превратившихся в акционерные общества
(АО) государственных предприятиях,
так же как и в любых других
акционерных обществах, отношения
собственности имеют
Действительный капитал функционирующего АО ни в какой своей части не является объектом чьей-либо частной собственности. Это общая собственность АО как юридического лица. Поскольку ее субъектом нельзя считать то или иное физическое лицо, собственность современных АО называют иногда "акционерной". Здесь невозможно непосредственно созерцать лицо собственника, если даже в названии АО сохранилась фамилия его основателя, как, например, у всемирно известной американской корпорации "Форд".
В
последние десятилетия в
Таким образом, АО, образуемые в процессе приватизации, принципиально неверно считать частными. Если контрольный пакет акций сохранять в руках государства, АО находится ближе к государственной собственности, чем к частной. В зависимости от распределения акций между различными физическими и юридическими лицами собственность АО в лучшем случае можно считать смешанной, но отнюдь не частной,
Из
этого следует вывод, что не следует
преувеличивать значения акционирования
в процессе приватизации с точки
зрения его влияния на изменение
социальной структуры общества, равно
как и на улучшение политической
и экономической ситуации в обществе
в целом. Некоторые преимущества
перед АО могут иметь различные
формы товариществ и
В
условиях общего кризиса экономики
положительное влияние на состояние
производства может оказать превращение
предприятий, особенно мелких и средних,
в фирмы, функционирующие при
подлинной частной
Однако
развитие частной собственности
и частного сектора экономики
имеет объективные границы, обусловленные
материально-техническими, социальными
и другими особенностями
Во
всех случаях реализация экономических
и социальных возможностей, заложенных
в государственной
В
то же время в любых формах государственная
собственность не в состоянии
проявить свои потенции, если будет
занимать исключительное, доминирующее
положение. Только под воздействием
других секторов и форм собственности,
при конкуренции с ними она
будет ускорять структурную революцию
и выход из всеобщего социально-
Таким образом, было бы неверно сводить разгосударствление собственности только к приватизации, превращению ее в частную или коллективную. При общем сужении границ государственной собственности в некоторых сферах не только возможно, но и необходимо ее сохранить. Легче изменить ее конкретную форму, чем превратить в частную. Главное -- реальное расширение самостоятельности предприятий (объединений) с тем, чтобы они, а не только органы государственной власти и управления, выступали в качестве субъектов собственности.
По данным Госкомимущества, на начало 1999 г. госсектор произвел не менее 30% валового национального продукта (ВНП) Конечно, эти данные преуменьшают долю частного сектора, ибо, мы помним, что официальные данные статистики практически не учитывают а) теневой оборот, б) нелегальное производство, которое вообще не выходит на статистическую поверхность (а косвенные оценки очень приблизительны), оставаясь в пределах "нала", и является, безусловно, частным.. И даже если считать, что процесс приватизации имеющихся предприятий стабилизировался, он все равно будет сокращаться относительно, поскольку, во-первых, все показатели деятельности приватизированных предприятий выше, а во-вторых, создание новых хозяйственных единиц (более точно здесь американское слово "бизнесов") будет теперь почти исключительно частным.
Мировая история свидетельствует, что государственный сектор при любом общественном и политическом строе служит одной из ключевых экономических опор страны и составляет важнейшую область государственного управления.
Рыночное
хозяйство в определенных ситуациях
неспособно решать задачи развития инфраструктуры,
реконструкции некоторых
Вообще говоря, ГС включает в себя не только предприятия. Государственные ценные бумаги составляют целый сектор фондового рынка (преобладающий в сегодняшней России), а государственные пакеты акций -- такой же объект управления (и тоже могли бы быть элементом фондового рынка и будут, когда он сформируется по-настоящему), как и унитарные предприятия. Это относится и к государственным кредитам, разведанным запасам природных ископаемых и другим ресурсам. Однако, говоря о ГС, обычно (или прежде всего) имеют в виду государственные предприятия.