Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия

Содержание

Глава 1. Классификация предприятий по формам собственности………
Распределение предприятий по формам собственности…………….
Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности……………………………………………………………
2.1 Предприятие государственной формы собственности…………………..
2.2. Преимущества и недостатки государственной формы собственности……
Глава3. Практика…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика фирмы.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Челябинский институт (филиал) 
 
 
 

Классификаций предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий  государственной  формы собственности. 

Курсовая  работа

       Шаталиной Александры Дмитриевны

Специальность:080507.65 «Менеджмент организации» 

 Руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

       Челябинск

          2010 

Оглавление

Глава 1. Классификация  предприятий по формам собственности………

    1. Распределение предприятий по формам собственности…………….

Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий государственной  формы собственности……………………………………………………………

2.1 Предприятие  государственной формы собственности…………………..

2.2. Преимущества  и недостатки государственной  формы собственности……

Глава3. Практика…………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Классификация по формам собственности

    1. Распределение предприятия по формам собственности
 

       Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают  частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия (таб.1) 

       Таблица 1. Распределение предприятия по формам собственности

Формы

Собственности

Число предприятий  и организаций, тыс. В процентах  
к итогу
Всего предприятий

В том числе  по формам собственности

2901 
100
  • Государственная
148 5,1
  • Муниципальная
183 6,3
  • Общественных организаций
183 6,3
  • Частная
2147 74,0
  • Прочие формы (включая смешанную, собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства)
240 8,3
 

       Во  всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится  в частной собственности.

       Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых  компаний либо в виде объединений, созданных  как на основе системы участия, так  и на основе договоренностей между  участниками объединения. В зависимости  от формы объединения предприятие  может быть юридически самостоятельным  и само решать хозяйственные вопросы  и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и  юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.

       Государственные предприятия выступают наряду с  частными фирмами контрагентами  в хозяйственном обороте. Под  государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно – частных компаниях государство в лице какого – нибудь министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

       Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве разных стран. По отдельным странам  их удельный вес при выпуске промышленной продукции колеблется в пределах 20 – 25%. Большая часть государственных  предприятий сосредоточена в  добывающих отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Преимущества и недостатки предприятий  государственной формы собственности.

2.1. Предприятие  государственной формы собственности. 

       В нашей стране государственная собственность  долгое время оставалась ведущей  формой собственности и имела  наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочии других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов.

       В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство (ст. 2 ГК). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества; от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности п. 4 ст. 212 ГК.

       Однако  государство продолжает оставаться особым субъектом права. Обладая  присущими только ему властными  правомочиями и выполняя возложенные  на него функции, оно само может устанавливать  правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и содержать  права государственной собственности. Возможность частных лиц по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются правом государства  вмешиваться в их имущественную  сферу в публичных интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения эти  неизбежны и предусмотрены в  любом правовом обществе. В этих случаях важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите. Нельзя обеспечивать государственные интересы за счет и в ущерб интересам частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие имущества для государственных нужд предусматривает компенсационные выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким изъятием, как это установлено ныне действующим законодательством ст. 281 ГК.. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях на выгодных -для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление адекватного жилья, возмещение морального вреда. Это послужило бы гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.

       Данная  позиция связана с намерением рассматривать государственную  собственность и частную собственность  не как противостоящие друг другу  формы собственности, а как две  составляющие экономических отношений  собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что  развитие частной собственности  в разумных пределах, под государственным  контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может  и должно быть выгодно всему обществу.

       Как экономическая категория государственная  собственность является основной формой общенародного присвоения Принадлежность материальных благ обществу в целом  может быть реализована в форме  государственной собственности либо в форме неотъемлемого достояния народа Подробнее см.: Гражданское право. М., 1993. Т 1. С 258.. С учетом многоуровневого характера государственной собственности экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации.

       В сложной системе экономических  отношений общественной собственности  государственная собственность  представляет собой экономическую  категорию, тождественную общенародному  присвоению имущества, обособленного  от имущества других организаций  и граждан. Совпадение общенародного  и государственного присвоения как  экономических категорий должно иметь место в демократическом  государстве и возможно, если государство  выражает интересы всего народа и  использует государственное имущество  по целевому назначению, не допуская его  трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных  законом.

       С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих территорий в лице Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации и устанавливающих  порядок владения, пользования и  распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

       В субъективном смысле право государственной  собственности состоит из принадлежащих государству, субъектам Российской Федерации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.

       Применительно к праву государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной  собственности, носителями которой  выступает либо Российская Федерация  в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности -- республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации).

       Статья 72 Конституции РФ предусматривает  возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает, прежде всего, решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов Российской Федерации, но не предполагает установление общей совместной собственности субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга. п. 5 ст. 126 ГК.

       Указанные в ст. 124 ГК субъекты права государственной  собственности -- Российская Федерация  в целом, республики, национально-государственные  и административно-территориальные  образования вступают в гражданские  правоотношения и действуют в  соответствии с нормами, определяющими  участие юридических лиц в  отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

       Управление  государственной собственностью и  реализация правомочий собственника осуществляется через систему государственных  органов юридическими и физическими  лицами, которые можно объединить в две группы. К первой группе относятся органы государственной  власти, наделенные общей или специальной  правоспособностью. В рамках своей  компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации  осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные  органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют  возложенные на них функции в  случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации по их специальному поручению  и от их имени. Государственные органы осуществляют правомочия собственника соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном  порядке.

       В системе центральных государственных  органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Постановлением от 10 февраля 1994 г. «О делегировании полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» к его компетенции были отнесены полномочия по осуществлению юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий за исключением тех из них, осуществление которых делегировано Правительством РФ иным федеральным органам исполнительной власти. Этим же постановлением за Госкомимуществом России закреплено право передачи в установленном порядке государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду или пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров.

Информация о работе Классификация предприятий по формам собственности. Преимущества и недостатки предприятий государственной формы собственности