Кадровая политика на примере ОАО "Газпром"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кадровой политики: определение, цели, содержание………………………………………………………………………….4
1.1. Понятие кадровой политики………………………………………………...4
1.2. Типы кадровой политики……………………………………………………6
1.3. Основные этапы кадровой политики……………………………………….10
Глава 2. Кадровая политика предприятия……………………………………….14
2.1. Этапы проектирование кадровой политики………………………………14
2.2. Условия разработки кадровой политики…………………………………17
2.3. Оценка выбора кадровой политики……………………………………….19
Глава 3. Кадровая политика ОАО«Газпром»………………………………….22
3.1. Кадровая политика……………………………………………………….22
3.2. Нормирование и оплата труда…………………………………………….23
3.3. Стратегия подготовки специалистов………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике организщации.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Современный подход к организации эффективного функционирования предприятия опирается  на понятии стратегии предприятия - совокупности обсужденных и принятых согласно определенной процедуре взаимосогласованных решений относительно важнейших направлений его функционирования, имеющих долгосрочные последствия и труднообратимый характер. Стратегия предприятия отражает его деловую миссию и, в свою очередь, служит основой для разработки бизнес планов и принятия различных текущих решений. Система управления предприятием включает товарно-рыночную стратегию, ресурсно-рыночную, технологическую, финансово-инвестиционную, интеграционную, социальную и стратегию управления. В некоторых случаях отдельно формируется блок стратегии безопасности предприятия, в который включаются намеченные мероприятия по предотвращению нежелательного и непредсказанного течения внешних и внутренних процессов или наступления событий. Обычно документ, содержащий в себе в более или менее или менее подробной форме эти составляющие стратегии, именуется комплексной стратегией предприятия. С точки зрения управления и развития персонала предприятия особенно важным представляются три фрагмента комплексной стратегии предприятия, такие как стратегия качества продукции, инновационная стратегия и технологическая стратегия в части, связанной с факторами изменения профильной технологии производства. Если избрана стратегия максимального качества продукции, то работники, находящиеся на ключевых постах с точки зрения реализации качества, а также коллектив в целом должны обладать максимальным профессиональным уровнем и компетентностью, позволяющими реализовать уровень качества независимо от затрат на возможные сбои. Инновационный фрагмент стратегии, предполагающий внедрение более прогрессивных технологий, требует от работников максимальной гибкости, широкой профессиональной эрудиции, готовности к восприятию новых технологий и видов техники. В целом комплексная стратегия предприятия служит базой для формирования требований к деятельности предприятия в целом, его подразделений и рабочих мест.

3.2.  Нормирование и оплата труда.

     В условиях перехода к рыночным отношениям методические основы нормирования, организации оплаты труда и совершенствования управления практически не претерпели изменений. Вместе с тем новые формы собственности модифицировали организацию этой работы как на уровне предприятий ОАО «Газпром», так и в масштабе Общества в целом.

     В настоящее время неизмеримо возросли требования к проведению постоянной работы по обеспечению экономической стабильности, сокращению издержек на выпускаемую продукцию и, в первую очередь, снижение затрат живого и овеществленного труда. В решении этих задач, наряду с совершенствованием структур управления на всех уровнях, эффективной оплатой труда и созданием благоприятных условий работы, первостепенное значение отводится нормированию труда.

     В структуре администрации Общества, в составе Департамента по управлению персоналом создано Управление нормирования и оплаты труда, в которое входят отдел нормирования труда, отдел совершенствования управления и организационных структур и отдел оплаты труда. Кроме того, создана Центральная нормативно-исследовательская станция, а также нормативно-исследовательские станции и лаборатории в различных регионах. Создание этих структурных подразделений дает возможность на уровне Газпрома осуществлять единую политику в области организации нормирования труда, совершенствования организационных структур управления производством, форм и систем заработной платы, материального стимулирования, социального обеспечении в основных сферах деятельности Общества.

     Свою  работу в области нормирования труда  Управление начало с укомплектования кадрами нормативных станций и лабораторий, так как по количественному составу эти подразделения малочисленны, и подобрать квалифицированных специалистов в области нормирования труда было нелегко. Ставка была сделана на молодых работников, а для углубления их знаний в этой области была организована учеба в г. Калининграде в Отраслевом научно-исследовательском учебно-тренажерном центре, а также в Учебном центре ОАО «Газпром».

     Параллельно с этой работой были подготовлены и утверждены следующие документы, регулирующие взаимодействие структурных подразделений и их основные функции по управлению нормированием труда в Обществе на уровне администрации ОАО «Газпром», предприятий и организаций:

      ● положение по организации и планированию нормативно-исследовательских работ по труду ОАО «Газпром»;

      ● типовое положение о нормативно-исследовательской станции (лаборатории) организации ОАО «Газпром».

     Кроме того, была подготовлена форма внутренней статистической отчетности по нормированию труда, проведен анализ состояния нормирования труда и др. Одновременно с этим начата работа по разработке сборников (подготовлена первая редакция) нормативов численности работников, занятых в добыче газа и обслуживании средств связи. Подготовлен пакет документов по организации и проведению работы по аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях Общества. Продолжалась работа по совершенствованию структуры управления ОАО «Газпром». В результате реструктуризации из состава дочерних предприятий выведено 135 различных организации, в том числе 67 подсобных сельских хозяйств, 34 строительные организации, предприятия строи-индустрии. В муниципальную собственность передана часть организаций жилищно-коммунального хозяйства компании.

     Эти преобразования потребовали внесения изменений и в структуру администрации Общества. В настоящее время в ОАО «Газпром» действует четыре основных блока: производственный, маркетинга, финансовый и социальный. Ответственность за работу каждого блока возложена на соответствующего заместители Председателя Правления Общества. Созданы департаменты и управления, которые отвечают за решение ключевых вопросов в области финансов, экономики, бухгалтерского учета и др.

     Значительная  работа проделана и в области  оплаты труда, материального стимулирования и предоставления социальных льгот. Первое, что было сделано в этом направлении, – упорядочение оплаты труда работников, занятых в основных сферах деятельности Газпрома. С этой целью постановлениями Правления ОАО «Газпром» от 20.04.1997г. № 38 и от 11.07.1997г. № 62 утверждено «Положение о порядке оплаты труда работников газоперерабатывающих, газотранспортных, буровых предприятий, предприятий снабжения, связи, газового надзора, госбезопасности, Информгаза, ИРЦ Газпром на основе Единой тарифной сетки».

     В дальнейшем на основе этого документа разработаны и утверждены условия оплаты труда работников, занятых в автомобильном транспорте, связи, строительстве, машиностроении и других видах деятельности Общества. Упорядочены вопросы социальных выплат. С этой целью разработаны и утверждены «Рекомендации по социальному обеспечению работников и неработающих пенсионеров предприятий и организаций ОАО «Газпром». Подготовлены и внедрены целый ряд других документов, касающихся вопросов в этой области.

     Вместе  с тем остается целый ряд нерешенных проблем, над которыми необходимо продолжать работу специалистам ОАО «Газпром», занятым в этой области.

     Во-первых, следует определить общественно-приемлемые затраты труда в каждом виде деятельности и, что самое важное, стоимость единицы труда, которые отвечали бы трем критериям – высокой экономической, трудовой и производственной эффективности.

     Во-вторых, необходим системный подход к исследованию, проектированию и анализу влияния норм на снижение трудоемкости и издержек производства.

     В-третьих, необходимо изучение и освоение новых подходов к нормированию труда.

     Следует продолжить работу по структурной перестройке  управления хозяйственной деятельностью  Общества. Нужны новые подходы  и к совершенствованию системы оплаты труда, так как применяемая Единая тарифная сетка имеет один недостаток – требует принятия дополнительных централизованных управленческих решений в зависимости от изменяющейся экономической ситуации в стране.

     Система стимулирования труда должна быть гибкой, давать непосредственный эффект и возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы специалиста.

     Реализация  этих и других мероприятий явится важным направлением повышения эффективности  работы предприятий и организаций  ОАО «Газпром».

3.3. Стратегия подготовки специалистов. 

     Первоочередная  проблема в области кадровой политики – подготовка специалистов высшей квалификации по новым и традиционным направлениям. Согласно Концепции, целенаправленная подготовка научных кадров предусматривает:

      ● подготовку молодых специалистов для научной работы через магистратуру отдельных вузов страны, включая РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина – базовый вуз для подготовки кадров для газовой промышленности;

      ● подготовку молодых специалистов по новым научным направлениям s вузах тройного подчинения (РАН, Минобразования, ОАО "Газпром");

      ● создание филиалов кафедр отдельных элитных вузов России (МИФИ, МФТИ и др.) при ведущих НИИ отрасли с ориентацией на получение знаний в области газовой промышленности, что позволит использовать высокий научный потенциал подготовки студентов при решении важнейших задач развития отрасли.

     К этим задачам относятся:

      ● проведение многовариантных анализов и прогнозов развития и размещения предприятий газовой промышленности;

      ● повышение эффективности поисково-разведочных работ и формирование сырьевой базы отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных планов ее развития;

      ● ввод в эксплуатацию месторождений п-ов Ямал и Гыдан; вовлечение в разработку ресурсов нефти и газа арктического шельфа;

      ● ввод в эксплуатацию малых месторождений газа;

      ● рациональное использование запасов низконапорного газа;

      ● повышение степени извлечения газового конденсата, извлечение остаточных запасов конденсата из истощенных пластов;

      ● вовлечение в народнохозяйственный оборот нетрадиционных ресурсов газа;

      ● повышение эффективности, надежности и устойчивости в чрезвычайных ситуациях Единой системы газоснабжения;

      ● обеспечение энергетической независимости ОАО "Газпром";

      ● вовлечение в глубокую переработку дополнительных объемов газа и конденсата с получением моторных топлив, синтетических жидких углеводородов и другой продукции;

      ● расширение областей использования газа, в первую очередь, в качестве моторного топлива транспортных средств и сельскохозяйственной техники;

      ● снижение техногенного воздействия объектов газовой промышленности на природную среду;

      ● внедрение газосберегающих технологий на всех этапах от добычи газа до его использования в сфере потребления и ряд других.

    Реализация  указанных приоритетных целей в  рассматриваемый период должна подкрепляться соответствующим кадровым обеспечением. По приведенной в Концепции оценке кадрового обеспечения научно-технической политики, в ближайшие пять лет для отрасли надо подготовить не менее 400 специалистов по новым научным направлениям.

     Таблица 2.

     Ориентировочная потребность дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» в подготовке специалистов по годам

    Организация До 2005г. До 2010г. До 2015г. Общая
    Асп Док. Асп Док. Асп Док. Асп Док.
    ВНИИгаз 127 13 114 11 114 7 442 41
    В т.ч                
    СеверНИПИгаз (Коми филиал ВНИИгаза) 20 1 14 1 15 1 66 4
    ТюменНИИгипрогаз 1 - - - - - 5 -
    ИРЦ Газпром 4 - 4 - 4 - 16 -
    Астаханьгазпром 15 1 8 1 3 - 36 2
    Севергазпром - - - - - - 3 -
    ВолгаУралНИПИгаз 3 - 3 - 3 - 12 -
    Бургаз 3 - 1 1 2 - 14 1
    Уренгойгазпром 10 3 5 - 7 - 29 3
    Новоуренгойский газохимический комплекс 8 - 7 - 9 - 31 -
    Итого 171 17 142 13 142 7 588 47

Информация о работе Кадровая политика на примере ОАО "Газпром"