Кадровая политика на примере ОАО "Газпром"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кадровой политики: определение, цели, содержание………………………………………………………………………….4
1.1. Понятие кадровой политики………………………………………………...4
1.2. Типы кадровой политики……………………………………………………6
1.3. Основные этапы кадровой политики……………………………………….10
Глава 2. Кадровая политика предприятия……………………………………….14
2.1. Этапы проектирование кадровой политики………………………………14
2.2. Условия разработки кадровой политики…………………………………17
2.3. Оценка выбора кадровой политики……………………………………….19
Глава 3. Кадровая политика ОАО«Газпром»………………………………….22
3.1. Кадровая политика……………………………………………………….22
3.2. Нормирование и оплата труда…………………………………………….23
3.3. Стратегия подготовки специалистов………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..32
Приложения………………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике организщации.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Активная  кадровая  политика.

      Если  руководство имеет не  только  прогноз,  но  и средства  воздействия на  ситуацию,  а кадровая  служба  способна  разработать целевые кадровые  программы,  а также осуществлять  регулярный  мониторинг  ситуации  и корректировать  исполнение  программ  в  соответствии  с  параметрами  внешней  и  внутренней  среды,  то  можно  говорить  о  наличии  в  данной  организации  активной  кадровой  политики.

В  основе  активной  кадровой политики  лежит:

  1. снабжение  организации  квалифицированной  рабочей силой;
  2. дальнейшее  развитие  кадров  в  рамках  организации;
  3. закрепление  кадровой политики  или ее  стабилизация.

     С  точки  зрения  механизмов,  которые  используются  руководством  организации,  можно  выделить  два  вида  активной  кадровой  политики – рациональную  и  авантюристическую.

     При  рациональной  кадровой политики  руководство предприятия имеет как качественный  диагноз,  так и обоснованный  прогноз развития  ситуации  и располагает средствами  для влияния на  нее.  Кадровая  служба  предприятия  располагает  не только  средствами  диагностики  персонала,  но  и  методами  прогнозирования  кадровой  ситуации  на  среднесрочный  и  долгосрочный  периоды.  В  программах  развития  организации  содержатся  краткосрочный,  среднесрочный  и долгосрочный  прогнозы  потребности в кадрах  (качественной  и количественной).  Кроме того,  составной частью  плана является  программа кадровой  работы  с вариантами  ее  реализации.

Рациональная  кадровая политика  предполагает:

  1. возможность  реализации  внутри  организации  мобильной  стратегии  управления  персоналом  с  учетом  осуществления  нескольких  проектов  или  направлений  деятельности;
  2. гибкие  формы  включения  специалистов  для  решения  тех  задач,  характерных  для  определенной  стадии  реализации  проекта,  которые  именно  эти  специалисты  могут  решать  максимально  эффективно.

      Такой  подход  предполагает  постоянную  смену  состава  исполнителей,  которая  зависит  от  перехода  организации  с  одной  стадии  развития  на  другую,  и  позволяет  выстраивать  долгосрочные  траектории  карьеры  для  сотрудников.

      Проблемы  при  реализации  подобной  кадровой политики  могут возникнуть  в том случае,  если  усилится  влияние факторов,  которые ранее не  включались  в рассмотрение,  что  приведет  к  резкому  изменению  ситуации,  например,  при  существенном  изменении  рынка,  появлении  нового  товара,  который  может  вытеснить  имеющийся  сейчас  у  предприятия.

Открытая  кадровая  политика.

      Открытая  кадровая политики  характеризуется тем,  что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на  любом структурном уровне.  Новый сотрудник может начать  работать  как с самой низовой должности,  так и с должности на  уровне  высшего руководства.  В предельном  случае  такая организация готова  принять на  работу  любого  специалиста,  если  он  обладает  соответствующей квалификацией,  без учета опыта работы  в этой  или родственных ей  организациях.  Такой тип кадровой политики  характерен  для  современных  телекоммуникационных  компаний  или  автомобильных  концернов,  которые  готовы  «покупать»  людей  на  любые  должностные  уровни  независимо  от  того,  работали  ли  они  ранее  в  подобных  организациях.  Кадровая политика  открытого  типа  может  быть  адекватна  для  новых  организаций,  ведущих  агрессивную  политику  завоевания  рынка,  ориентированных  на  быстрый  рост  и  стремительный  выход  на  передовые  позиции  в  своей  отрасли.

Закрытая  кадровая  политика.

      Закрытая  кадровая политики  характеризуется тем,  что организация ориентируется на  включение в свой  состав  нового  персонала только  с низшего должностного  уровня,  а замещение вакансий  высших  должностных позиций происходит  только  из  числа  сотрудников  организации.  Кадровая политика  закрытого типа  характерна для компаний,  ориентированных  на  создание  определенной  корпоративной атмосферы,  формирование  особого духа  причастности,  а также,  возможно,  работающих  в условиях  дефицита  кадровых  ресурсов.

      Сравнение  этих  двух  типов  кадровой политики  по  основным  кадровым  процессам иллюстрируется  табл. 1  (Приложение  1).

1.3.Основные  этапы кадровой  политики.

     Содержание  основных этапов кадровой политики (рис. 1):

    • планирование кадров;
    • наем и отбор;
    • обучение и подготовка;
    • создание условий для эффективного использования персонала;
    • оценка трудовой деятельности.

 

     

     

       
 

     Рис. 1. Этапы кадровой политики

     Планирование  кадров (персонала)

     При определении цели планирования необходимо решить следующие вопросы:

    • какое количество персонала и какой квалификации требуется;
    • когда и на какой период времени;
    • на какой участок производства или в какой функциональный отдел.

     В процессе планирования часто численность  всех категорий работников определяется на основе планируемого объема продукции и предусматриваемого планом уровня производительности труда.

  1. Расчет общей среднесписочной численности работников в плановом периоде может быть выполнен по следующей формуле:

  Чобщ=(Чб×Vп) / 100% + ∆Ч,

где  Чобщ – общая среднесписочная численность рабочих, чел.;

        Чб – среднесписочная  численность работающих в базовом периоде, чел.;

        Vп – плановый рост объема производства, %;

        ∆Ч – изменение численности работающих, чел.

  1. Расчет общей численности рабочих на действующих предприятиях с плановыми изменениями производственной программы, может быть выполнен по следующей формуле:

    Чр= (∑Nи×В) / t,

где, Чр – численность рабочих;

       Nи – норма на изделие;

       В – количество изделий по производственной программе (в год);

       t – фонд полезного времени одного рабочего в год, чел.

  1. Расчет численности рабочих на ненормируемых работах, может быть выполнен по следующей формуле:

Чнр= (m×n) / (Nо × R),

где, Чнр – численность рабочих на ненормируемых работах;

        m – число обслуживаемых мест (станков);

        n – число смен в сутки;

        R – коэффициент приведения явочной численности к списочной;

        Nо – норма обслуживания.

Наем  и отбор персонала

     После завершения планирования отдел кадров может приступить к найму работников.

     Наем  работников — это совокупность действий отдела кадров по привлечению будущих работников. Как показывает опыт успешно действующих зарубежных предприятий, при появлении вакансий выгоднее использовать сначала внутренние источники, а потом уже — внешние — через биржу труда, службу занятости или специальные компании (агентства) по подбору персонала.

     При организации найма работников чаще всего проводятся следующие процедуры:

а)    анкетирование, — по двум вариантам:

  • кандидаты по своему запросу получают анкеты, заполняют их и

отсылают по почте в отдел кадров;

  • кандидаты приглашаются в отдел кадров для их заполнения;

б)   собеседование, которое может происходить разными вариантами (проводят только сотрудники-инспектора отдела кадров; участвуют специалисты или руководители и т.п.):

  • физическая характеристика — здоровье внешность, манеры;
  • образование и опыт работы;
  • интеллект — способность схватывать суть проблемы;
  • способность к физическому труду и умственной деятельности (например, счет, устная речь);
  • интересы — любое хобби (которое может характеризовать личность кандидата);
  • диспозиция — лидерство, чувство ответственности, общительность;
  • личные обстоятельства — как работа будет влиять на личную жизнь и наоборот.

     Анкетирование и собеседование — это первые действия по отбору персонала. Кроме  этого, применяются различные тесты, чаще всего следующие: на определение способности; на определение квалификационных навыков; на проверку личных качеств; медицинский тест.

     При отборе следует распределить кандидатов на группы:

  • кандидаты, которые по своим данным сразу могут включиться в работу;
  • кандидаты, которым необходима кратковременная подготовка (от нескольких дней до 2-3-х недель);
  • кандидаты, которым необходима длительная подготовка (больше 2-х недель).

Подготовка  кадров.

     Подготовка  кадров — это создание навыков у работников с целью применения полученных теоретических знаний (в школах, технических колледжах, институтах) в конкретной производственной ситуации.

     Основные  причины, вызывающие необходимость подготовки и переподготовки кадров следующие:

  • недостаток квалифицированной рабочей силы (у нас в стране в настоящее время недостаток в станочниках);
  • появление новых производственных процессов;
  • технологические изменения;
  • рост объемов сбыта и производства;
  • давление конкурентов на сокращение издержек производства, что требует более эффективного использования труда работников;
  • развитие потенциала работников и т.д.

     Обучение  и подготовка работников может происходить  по курсовой, групповой или индивидуальной системам обучения.

     Хозяйственная практика показывает, что среди всего  кадрового персонала чаще всего  проходят переподготовку специалисты и менеджеры, а реже – рабочие.

Глава 2. Кадровая политика  предприятия.

2.1. Этапы проектирование  кадровой политики.

      В  условиях  рыночной  экономики  один  из  решающих  факторов  эффективности  и  конкурентоспособности  предприятия – обеспечение  высокого  качества  кадрового  потенциала.  При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что  работа  с  персоналом  не  начинается  с  вакансии  и  не  заканчивается  приемом  на  работу.  Процесс  работы  с  персоналом  должен  быть  построен  так,  чтобы  кратчайшим  путем  приходить  к  желаемому  результату  в  отношении  любого  вопроса  или  проблемы  в  кадровой  сфере.  Так,  в  ходе  формирования  кадровой  политики,  в  идеальном  случае,  необходимо  согласование  следующих  аспектов:

    1. разработка  общих  принципов  кадровой  политики,  определение  приоритетов  целей;
    2. организационно-штатная  политика – планирование  потребности  в  трудовых  ресурсах,  формирование  структуры  и  штата,  назначение,  создание  резерва,  перемещение;
    3. информационная  политика – создание  и  поддержка  системы  движения  кадровой  информации;
    4. финансовая  политика – формулирование  принципов  распределения  средств,  обеспечение  эффективной  системы  стимулирования  труда;
    5. политика  развития  персонала – обеспечение  программы  развития,  профориентация  и адаптация сотрудников,  планирование  индивидуального продвижения,  формирование  команд,  профессиональная  подготовка,  и повышение квалификации;
    6. оценка  результатов  деятельности – анализ  соответствия  кадровой  политики  и  стратегии  организации,  выявление  проблем  в  кадровой  работе,  оценка  кадрового  потенциала  (центр  оценки  и  другие  методы  оценки  эффективности  деятельности).

Информация о работе Кадровая политика на примере ОАО "Газпром"