Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
В современных условиях проблема повышение качества продукции является наиболее сложной и злободневной. От результатов качества, сегодня зависит многое, а именно:
Выпуск качественных изделий, которые способствуют увеличению объема реализации и рентабельности капитала;
Рост престижа фирмы;
Повышения конкурентности продукции;
Ухудшение качества продукции приводит к уменьшению объёма продаж;
Снижению прибыли и рентабельности, экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
Введение ……………………………………………………………3
1. Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции …………………………………….6
2. Показатели качества продукции………………………………...8
3. Система качества ……………………………………………….12
4. Сертификация продукции …………………………….………..16
5. Защита прав и интересов потребителей ……………………….20
Заключение ………………………………………………………..23
Список используемой литературы ..…
На предприятиях, особенно осуществляющих свою хозяйственную деятельность, на рынках с высокой конкуренцией, известно, что о хорошей покупке потребитель сообщает в среднем 6-8 знакомым, о плохой - 20.
Поэтому современная концепция качества предусматривает, что на предприятии должна быть не отдельная система качества, а единая система менеджмента качества, ориентированная на достижение, обеспечение и управление качеством продукции.
Международной организацией по стандартизации (ИСО) разработаны стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества. Международная организация по стандартизации была создана в 1946 г. В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному из каждой станы. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».
Значимость международных стандартов ИСО сери 9000 состоит:
Поставщик
товара должен разработать и поддерживать
в рабочем состоянии
В
1990-годы усилилось влияние общества
на организации. В результате последние
стали всё больше учитывать интересы общества.
Это привело к появлению стандартов ИСО
14000, устанавливающих требования к системам
менеджмента с точки зрения защиты окружающей
среды и безопасности продукции. Сертификация
систем качества на соответствие стандартам
ИСО 14000 сегодня становится не менее популярной,
чем в случае с ИСО 9000.
4.
Сертификация продукции.
Условием реализации товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в Республике Беларусь. Расширение экспорта продукции без её сертификации невозможно.
Сертификация считается основным достоверным доказательством соответствия продукции заданным требованиям. В момент покупки возникает немаловажная проблема - как узнать, что покупаемый экземпляр продукции соответствует требованиям, заложенным в стандарты, и, что он испытан, проверен достаточно объективно, т.е. возникает проблема сертификации продукции.
По определению В.Я.Хрипача, «сертификация продукции» – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов. [15; с.112]
Другими словами сертификация рассматривается, как средство предоставления потребителю гарантии в том, что приобретённая им продукция отвечает национальным нормативным документам или международным требованиям. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сертификация является не только надёжной гарантией строгого соответствия продукции установленным требованиям, не только источником достоверной информации о таком соответствии, но и эффективным средством и стимулом повышения качества продукции, а также повышает и её конкурентоспособность. По моему мнению, значение сертификации огромно:
Во-первых, для потребителя это гарантия высокого качества, а для изготовителя - одно из действующих средств рекламы, выделяющих го продукцию среди аналогичных конкурирующих товаров.
Во-вторых, сертификация служит средством, предупреждающим на рынке появление товаров, угрожающих здоровью людей или окружающей среде.
В-третьих, сертификация является действенным средством защиты национальных рынков от импортных партнёров. Фирмы -экспортёры стремятся поставить на внешний рынок максимальное количество товаров, так как при массовом производстве и реализации продукция дешевле и прибыль от её реализации больше. Покупатели же стремятся приобрести товары лучшего качества и дешевле. Отсюда и возникает необходимость регулировать процесс импорта на государственном уровне, так как производство ряда изделий из-за отсутствия спроса на свою продукцию может быть поставлено под угрозу, что приведёт к крайне нежелательным последствиям. Сертификация же повышает конкурентоспособность своей продукции.
В-четвёртых, сертификация создаёт условия для участия изготовителей (продавцов) в международной торговле.
В-пятых, сертификация способствует ускорению научно-технического прогресса.
В зависимости от круга участников сертификация может быть международной, региональной, многосторонней, двусторонней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной.
Обязательной сертификации подлежат те изделия, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями,
НАПРИМЕР: обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолёты, электрооборудование, газовые приборы и другие. Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить её проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за её пределами. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации, и не прошедшую её, продавать запрещено.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических и физических лиц на добровольных условиях между производителем продукции и органом по сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, не включенных в обязательную номенклатуру. Правила и процедуры добровольной сертификации базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связано с обеспечением конкурентоспособности товара, продвижением его на зарубежный рынок, где покупатели ориентируются в своём выборе на сертифицированные изделия.
По процедуре проведения различают самосертификацию и сертификацию третьей стороной.
Самосертификация заключается в том, что мероприятия по обеспечению соответствия продукции требованиям стандартов проводятся предприятиями-изготовителями или различными объединениями производителей без участия сторонних организаций. Общими условиями саморсертификации являются:
4) Доступность покупателя
к информации о методах
Таким образом Самосертификация связана непосредственно с организацией на предприятиях высокоэффективных систем обеспечения высокого качества продукции, хотя это требует больших затрат, а всё для того, чтобы доказать, что та или иная продукция лучше и выгоднее.
Сертификация третьей стороной, то есть посредническая сертификация, предусматривает участие сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий в соответствие с принятыми правилами, осуществляют испытание образцов, надзор за состоянием технологического процесса. Третья сторона должна быть независимой и от поставщика (первая сторона), и от покупателя (вторая сторона). Сертификация третьей стороной может осуществляться в сертификационных центрах в рамках, как своей страны, так и зарубежных, имеющих высокий международный авторитет. Сертификация третьей стороной является более предпочтительной, а выданный продукции сертификационный знак — престижным испытательным центром, имеющим высокий международный авторитет, — лучшая реклама для изделия.
На продукцию, прошедшую сертификацию, выдаётся сертификат соответствия, продукция маркируется знаком соответствия, она заносится в сертификационном центре в список изделий, разрешённых к продаже, а предприятию выдаётся свидетельство о признании сертификата.
По определению М.Г.Лапусты, «сертификат соответствия» – это документ, оформленный по правилам международной, региональной или национальной системы сертификации. В нём должно быть указано, что продукция соответствует конкретному стандарту. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта или к отдельным характеристикам продукта. [8; с.101]
Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, выданный органом сертификации в соответствии с правилами системы сертификации. Он свидетельствует о том, что данный продукт соответствует конкретному стандарту.
Сертификация может быть добровольной и обязательной. Сертификация направлена на достижение следующих целей:
По
результатам сертификации выдается сертификат
или свидетельство, знак соответствия,
подтверждающий соответствие продукции
в принятой системе стандартов.
5. Защита прав и интересов потребителей.
Защита прав и интересов потребителей осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Закон был принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года и одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года.
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальными предпринимателями, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.