Качество продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях проблема повышение качества продукции является наиболее сложной и злободневной. От результатов качества, сегодня зависит многое, а именно:
Выпуск качественных изделий, которые способствуют увеличению объема реализации и рентабельности капитала;
Рост престижа фирмы;
Повышения конкурентности продукции;
Ухудшение качества продукции приводит к уменьшению объёма продаж;
Снижению прибыли и рентабельности, экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3
1. Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции …………………………………….6
2. Показатели качества продукции………………………………...8
3. Система качества ……………………………………………….12
4. Сертификация продукции …………………………….………..16
5. Защита прав и интересов потребителей ……………………….20
Заключение ………………………………………………………..23
Список используемой литературы ..…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Качеество продукциии.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Показателем качества продукции - называется количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации или потребления. Определение показателя качества подразумевает нахождение его численного значения. Для этого в зависимости от специализации выпускаемой продукции на практике применяются следующие методы:

  • измерительный, предусматривающий   использование   специальных инструментов, приборов;
  • регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определённых событий (например, отказов при испытаниях), подсчёте предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.;
  • вычислительный, базирующийся    на   применении    специальных математических явлений для вычисления показателей качества;
  • органолептический, предусматривающий     анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых знаний субъективна и зависит   от   квалификации,   навыков   и   способности   лиц,   их определяющих.
  • социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции её фактических или потенциальных потребителей;
  • экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегустаторов и т.д.)

     Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.

       Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия (мощность, калорийность и другие). Единичные показатели объединены в 10 групп. 

     
  1. Показатели   назначения,   определяющие   область   применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для  продукции  производственно-технического  назначения   к  таким    показателям,    например,    относится производительность.
  2. Показатели надёжности – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций.  Надежность  объекта в  зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
  3. Показатели   технологичности – отражающие  эффективность конструкторско-технологических    решений    с    точки    зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

      4.  Показатели стандартизации и унификации – определяющие такие свойства,     как     насыщенность     продукции     стандартам унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

     5. Эргономические   показатели – отражающие   взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, физиологических и психологических    свойств    человека,   проявляющихсяя при пользовании изделием (например, освещённость, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.)

     6. Эстетические  показатели – объединяющие   информационную 
выразительность, рациональность формы, целостность композиции, 
совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

     7. Показатели транспортабельности, характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.

     8. Патентно-правовые показатели – Свидетельствуют о патентной 
защите,   чистоте  и  являются   существенным   фактором  при 
определении конкурентоспособности на мировом рынке (при 
наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а 
также регистрации промышленного образца и товарного знака).

     9. Экологические показатели - характеризуют уровень  вредных 
воздействий на окружающую среду, которые возникают при 
эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание 
вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, 
излучении   при   хранении,   транспортировке   и   эксплуатации 
продукции).

     10. Показатели   безопасности – характеризующие   особенности Продукции  для  безопасности  покупателя  и  обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

     Комплексные показатели характеризуют одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надёжности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:

     Аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, автомобильной промышленности.

     Коэффициентный – используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного.

     По мнению А.И.Ильина расчет комплексного показателя осуществляется по формуле: [3; с. 242]  

     

     Пкомп    = £ Пед і * Кеді,       где і=1

 

         

            Пкомпкомплексный показатель качества;

     Пед - единичный показатель качества;

     Кед - коэффициент весомости i-rо показателя.

     Коэффициент весомости отражает значимость i-ro показателя в общем, составе всех свойств выпускаемого изделия, то есть эта количественная характеристика значимости данного показателя среди других. Коэффициент весомости изменяется в пределах от 0 до 1. Сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия, равна I.

     Обобщающие  показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:

  • Объем и удельный вес новой продукции в общем, объёме выпускаемой на предприятии продукции;
  • Объём и удельный вес продукции, соответствующей мировому 
    уровню качества;
  • Объём и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
  • Объём удельный вес сертифицированной продукции.

     По  способу выражения показатели продукции  могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы).

     По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

     Изучив  систему показателей качества, можно  сделать вывод о том, что показатели качества позволяют всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Система качества.

     По  мнению Волкова, «система качества» - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. [1;с. 531]

     Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов необходима система управления качеством. Её главная цель - обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.

     Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупнённых этапов:

  • Оценки уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;
  • Долгосрочного прогнозирования;
  • Планирования уровня качества;
  • Разработки стандартов;
  • Проектирования   качества   в   процессе   конструирования   и 
    разработки технологом;
  • Анализа отзывов и рекламаций покупателей.

     Управление  качеством включает действия, которые  осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

     Управление  качеством достигается с помощью  специальных систем, которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде.

     Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества.

     В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества

     Структурно  система качества отражена в Приложении 1. Из структуры видно, что руководство организации берёт на себя обязательства и несёт ответственность за проведение политики в области качества. Руководство также разрабатывает, создаёт и внедряет систему качества, как средство, обеспечивающее проведение установленной политики и достижение поставленных целей, а именно это управление качеством (контроль качества производства продукции), улучшение качества, обеспечение качества.

         В экономически развитых странах система  качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. В это случаи она базируется на следующих принципах:

  • Ориентация на потребителя - понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя;
  • Продуктовый подход – система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции;
  • Охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества») - инновационный портфель предприятия должен содержать инновации,   обеспечивающие   возможность   реализации каждой составляющей    стадии    жизненного   цикла    продукции. Эти составляющие стадии схематично отображаются в виде модели взаимозависимых   видов   деятельности,   влияющих   на качество продукции. Если посмотреть на схему, можно сразу сказать, что петля качества - это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях (от определения потребностей до оценки их удовлетворения).
  • Принцип сочетания обеспечения, управления и улучшения качества - создание условий для выпуска продукции  определённого уровня качества. Эти условия создаются с помощью мероприятий, реализующих мелкие инновации, В составе мероприятий, обеспечивающих качество, выделяют постоянно осуществляемые или действующие (здесь нет инновации) и планируемые (мелкие инновации).

       К постоянно действующим относятся те работы и процедуры, которые выполняются постоянно или с определённой периодичностью независимо от целей и задач, поставленных в области качества. Планируемые — реализуются через комплексные программы, которые содержат задания по техническому уровню и качеству выпускаемой продукции или содержат требования к ресурсному обеспечению всех этапов или стадий «петли качества»;

  • Предупреждение проблем - система качества должна обеспечить предотвращение дефектов и несоответствия качества требованиям заказчика; обнаружить дефект, если он случился; в случае обнаружения дефекта предотвратить поставку дефектной продукции потребителю; постоянно и систематически повышать качество продукции, элементов производства и самой системы качества. Реализация данного принципа требует обязательного наличия соответствующих инноваций для того, чтобы обеспечить своевременное совершенствование системы качества.

         Причиной  внедрения системы качества послужили эмпирические исследования запросов потребителей, требований рынка и условий сбыта, которые выявили следующие моменты:

Информация о работе Качество продукции