Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
В современных условиях проблема повышение качества продукции является наиболее сложной и злободневной. От результатов качества, сегодня зависит многое, а именно:
Выпуск качественных изделий, которые способствуют увеличению объема реализации и рентабельности капитала;
Рост престижа фирмы;
Повышения конкурентности продукции;
Ухудшение качества продукции приводит к уменьшению объёма продаж;
Снижению прибыли и рентабельности, экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
Введение ……………………………………………………………3
1. Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции …………………………………….6
2. Показатели качества продукции………………………………...8
3. Система качества ……………………………………………….12
4. Сертификация продукции …………………………….………..16
5. Защита прав и интересов потребителей ……………………….20
Заключение ………………………………………………………..23
Список используемой литературы ..…
Показателем качества продукции - называется количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации или потребления. Определение показателя качества подразумевает нахождение его численного значения. Для этого в зависимости от специализации выпускаемой продукции на практике применяются следующие методы:
Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.
Единичные показатели характеризуют
какое-то одно свойство изделия (мощность,
калорийность и другие). Единичные показатели
объединены в 10 групп.
4. Показатели стандартизации и унификации – определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартам унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
5. Эргономические показатели – отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихсяя при пользовании изделием (например, освещённость, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.)
6.
Эстетические показатели – объединяющие
информационную
выразительность, рациональность формы,
целостность композиции,
совершенство исполнения и стабильность
товарного вида изделия.
7. Показатели транспортабельности, характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.
8.
Патентно-правовые показатели – Свидетельствуют
о патентной
защите, чистоте и являются
существенным фактором при
определении конкурентоспособности на
мировом рынке (при
наличии в изделии решений, защищенных
патентами в стране, а
также регистрации промышленного образца
и товарного знака).
9.
Экологические показатели - характеризуют
уровень вредных
воздействий на окружающую среду, которые
возникают при
эксплуатации или потреблении продукции
(например, содержание
вредных примесей, вероятность выбросов
вредных частиц, газов,
излучении при хранении,
транспортировке и эксплуатации
продукции).
10. Показатели безопасности – характеризующие особенности Продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.
Комплексные показатели характеризуют одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надёжности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:
Аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, автомобильной промышленности.
Коэффициентный – используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного.
По
мнению А.И.Ильина расчет комплексного
показателя осуществляется по формуле:
[3; с. 242]
Пкомп = £ Пед і * Кеді, где і=1
Пкомпкомплексный показатель качества;
Пед - единичный показатель качества;
Кед - коэффициент весомости i-rо показателя.
Коэффициент весомости отражает значимость i-ro показателя в общем, составе всех свойств выпускаемого изделия, то есть эта количественная характеристика значимости данного показателя среди других. Коэффициент весомости изменяется в пределах от 0 до 1. Сумма всех показателей весомости, отражающих значимость свойств конкретного изделия, равна I.
Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы).
По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.
Изучив
систему показателей качества, можно
сделать вывод о том, что показатели
качества позволяют всесторонне определить
качественные характеристики выпускаемой
продукции, достигнутый уровень качества.
Обеспечение, поддержание и повышение
качества продукции на предприятии достигаются
благодаря управлению качеством.
3. Система качества.
По мнению Волкова, «система качества» - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. [1;с. 531]
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов необходима система управления качеством. Её главная цель - обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.
Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупнённых этапов:
Управление качеством включает действия, которые осуществляются при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
Управление
качеством достигается с
Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества.
В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества
Структурно система качества отражена в Приложении 1. Из структуры видно, что руководство организации берёт на себя обязательства и несёт ответственность за проведение политики в области качества. Руководство также разрабатывает, создаёт и внедряет систему качества, как средство, обеспечивающее проведение установленной политики и достижение поставленных целей, а именно это управление качеством (контроль качества производства продукции), улучшение качества, обеспечение качества.
В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000. В это случаи она базируется на следующих принципах:
К
постоянно действующим
Причиной внедрения системы качества послужили эмпирические исследования запросов потребителей, требований рынка и условий сбыта, которые выявили следующие моменты: