Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, таких как:
1) рассмотреть основные понятия и определения качества продукции;
2) проанализировать показатели качества;
3) обосновать взаимосвязь таких понятий как «качество» и «конкурентоспособность».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Главные аспекты качества продукции 5
1.1. Понятие и показатели качества продукции 5
1.2. Качество и конкурентоспособность 10
2. Управление качеством продукции. Система качества 14
2.1. Управление качеством продукции 14
2.2. Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции 17
2.2.1.Стандартизация 17
2.2.2. Сертификация 22
2.3. Правовое регулирование качества продукции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Экономике предприятия.docx

— 63.11 Кб (Скачать)

     • состояние социально-материальной среды работающих. 

     Управляющие решения вырабатываются на основании  сопоставления информации о фактическом  состоянии управляемого процесса с  его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции. 

     Основной  задачей каждой организации (предприятия) является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

     • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

     • удовлетворяют требованиям потребителя; 

     • соответствуют применяемым стандартам и техническим  условиям;

     • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

     • предлагают потребителю продукцию  по конкурентоспособным ценам; 

     • направлены на получение прибыли. 

     Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. 

     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и  включать:

     • улучшение экономического положения  предприятия;

     • расширение или завоевание новых  рынков сбыта;

     • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий  и фирм;

     • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

     • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

     • улучшение важнейших показателей  качества продукции;

     • снижение уровня дефектности изготавливаемой  продукции;

     • увеличение сроков гарантии на продукцию; 

     • развитие сервиса. 

     В соответствии со стандартами ИСО  жизненный цикл продукции,  который  в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов: маркетинг; проектирование; материально-техническое обеспечение; подготовка и разработка продукции; изготовление; контроль, провидение испытаний; упаковка и хранение; реализация; монтаж и эксплуатация; техническое обслуживание; утилизация.

     С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции  с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством  продукции.

     Наряду  с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества – это форма демократизации капитала, создающая заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества таковы:

     • добровольность участия;

     • стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство  принятых предложений; 

     • моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

     • поддержка инициативы руководством и общественными организациями  на всех уровнях управления организацией (предприятием); 

     • обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми  формами и  средствами массовой информации, обобщение  и распространение опыта работы.

     Кружки  качества первоначально возникли в  США, однако существенный импульс этому  движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

     Кружки  качества помогают организациям (предприятиям) решать как  технико-экономические, так и социально-психологические задачи. Три – четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и обсуждают так называемые «узкие» места: повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один – два раза в месяц (один раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.

     Кружки  качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент  общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей. 

     2.2. Значение и задачи стандартизации  и сертификации продукции

     2.2.1.Стандартизация

     Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции. 

     Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  для нужд национального хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации. 

     Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

     • единый технический язык;

     • унифицированные ряды важнейших  технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты  и др.);

     • типоразмерные ряды и типовые  конструкции изделий общемашиностроительного  применения (подшипники, крепеж, режущий  инструмент и др.);

     • систему классификаторов технико-экономической  информации; 

     • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. 

     Система стандартизации РФ должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать: 

     • защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

     • повышение качества продукции в  соответствии с развитием науки  и техники, с потребностями населения  и национального хозяйства;

     • совместимость и взаимозаменяемость продукции; 

     • содействие экономии трудовых и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

     • создание нормативно-технической базы для социально-экономических программ и крупных проектов; 

     • устранение технических барьеров в  производстве и торговле, конкурентоспособность  продукции на мировом рынке и  эффективное участие в международном  разделении труда;

     • безопасность экономических объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;

     • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.          

     Концепция системы стандартизации РФ содержит также определенные требования к  формированию фонда стандартов:

     • стандарты должны быть социально  и экономически необходимыми. При  разработке стандартов должна существовать потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;

     • стандарт должен иметь определенный круг пользователей и  конкретность требований;

     • стандарты не должны дублировать  друг друга;

     • стандартизация должна быть комплексной, т.е. в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:

     а) по всем стадиям жизненного цикла  продукции – от разработки до утилизации;

     б) по всем уровням разукрупнения – от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;

     в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к  продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению. 

     Фонд  государственных стандартов должен строиться на основе  целесообразного  равновесия между двумя принципами:

     • не стать тормозом в процессе достижений науки и техники;

     • обладать стабильностью требований в течение определенного периода (особенно это касается основополагающих и общетехнических стандартов).

     Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться  следующим правилам:

     • большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;

     • более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны  устанавливаться  в стандартах на составные части, комплектующие  элементы, материалы. 

     Стандартизация  основана на ряде принципов, таких, как: 

      - повторяемость – определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью либо во времени, либо в  пространстве;

      - вариантность – создание рационального многообразия – обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

      - системность – определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации; 

      - взаимозаменяемость – применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.      

       В настоящее время сформировалась  Государственная система  стандартизации  Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации.  ГСС включает пять основополагающих  стандартов:

     • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации РФ. Основные положения;

     • ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

     • ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; 

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия