Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение теоретических основ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы качества и конкурентоспособности;
2. рассмотреть отечественные и международные стандарты и системы качества;
3. проанализировать конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности……………..5
2. Отечественные и международные стандарты и системы качества…….11
3. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………….27

Работа содержит 1 файл

курсовая по ЭО.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

     Хорошо  структурированная организационная  система качества является залогом  реализации функций и успешного  общего руководства системой качества.

     Принцип соответствия воплощается и в  организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации.

     Считается, что система качества соответствует  своему назначению при выполнении следующих условий:

  • работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;
  • выполняются требования потребителя к продукции;
  • работа самой системы экономически оправдана система качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011.

     Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное  управление возможно лишь при наделении  каждого работника правами и  обязанностями, однако и мера участия  и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей  входит: определение направлений  деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры  управления качеством, определение  уровня подготовки кадров и их квалификации.

     Эффективность работы системы качества зависит  от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения  сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе  качества осуществляется постоянный контроль – организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении  фактов и причин отклонений всех элементов  системы, разработка соответствующих  предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию  системы. Проверка осуществляется по заранее  разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени  соответствия фактического состояния  работ требованиям, установленным  документами системы. В этих целях  специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

     Принцип комплексности означает, что достижение целей системы качества возможно лишь при создании необходимых условий  и включении всех факторов, влияющих на качество. В Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной организации маркетинговой деятельности, использовании новейших средств контроля и испытания продукции, автоматизации процессов управления, использовании прогрессивных методов организации в системе качества активизации человеческого фактора и других мер, обеспечивающих гармоничное функционирование ее частей и повышение координации системы в целом.

     Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами  этого опыта и юридическим  его оформлением занимается Международная  организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих  в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.12

     В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для  совершенствования действующих  в фирмах систем качества. 

  1. Конкурентоспособность производства и предприятия в  условиях рыночной экономики
 

     В условиях рыночной экономики предприятия, обеспечивая выпуск продукции требуемого потребителю качества, действуют  в конкурентной среде, являющейся неотъемлемой чертой рынка. Для обеспечения эффективной  деятельности предприятия, ориентированной  на выпуск продукции, обладающей необходимым  потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально  изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: "Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок". Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка.

     Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество  продавцов и покупателей одинакового  товара или услуги (например, пищевые  продукты, сырье, ценные бумаги и т. п.). Здесь ни одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как его доля на нем невелика. В современных условиях такие  рынки встречаются только по ограниченному  кругу товаров или услуг.

     Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях предприятие должно приложить  усилия, чтобы сделать свой товар  более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента (например, по новизне, уникальности, универсальности, надежности, качеству, низкой цене и  экономичности в использовании и др.).

     Олигополистическая  конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной  промышленности, производстве бытовых  холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и  т. п.). При олигополистической конкуренции  в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую  роль играют технологические и организационные  факторы производства, маркетинговые стратегии и средства предприятия. 13

     В случае чистой монополии на рынке  представлено одно предприятие или  отрасль-монополист, создающие и  реализующие конкретную продукцию  или услугу, что позволяет им устанавливать  монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компании, железнодорожный транспорт, трубопроводы и т. п.). Чистая монополия может  возникать и на основе других видов  собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства и литературы и т. п.), рыночные приоритеты (например, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы, различные виды информационной собственности и  т. п.).

     Роль  сдерживающего монополию регулятора выполняет государство. В России существуют и действуют антимонопольное  законодательство и антимонопольный  комитет, в США - антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется и в других странах с рыночной экономикой .

     Типы рынков и конкуренции в чистом виде встречаются сравнительно редко и распространяются на весьма ограниченный круг товаров и услуг. В реальных условиях чаще встречаются такие ситуации на рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную конкуренцию. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции важно для методически осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия. Конкурентная среда, т. е. изучение и вариативный анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим товарам и услугам, необходимы для целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включают значительное количество факторов и показателей. 14

     Анализ  характеристик основных конкурентов  целесообразно проводить по следующим направлениям:

  1. Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов на возможные изменения рыночной ситуации, в частности рыночную диверсификацию, изменение цен и др.
  2. Продукция и услуги: степень новизны; качество (по всей совокупности показателей состава, классификации и характеристики); уникальность; универсализм; многовариантность в использовании; габариты; упаковка; уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок; престиж торговой марки и др.
  3. Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы и сроки платежа; условия кредита; политика ценообразования конкурентов в отношении освоенных в производстве и создаваемых изделий и услуг.
  4. Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники - дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты); каналы сбыта; степень охвата рынка; эффективность размещения складских помещений, системы контроля запасов, системы транспортировки и др.
  5. Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов изделий, обучение и подготовка персонала; продвижение по каналам торговли (организация ярмарок и выставок, продажа на конкурентной основе, премии торговым посредникам, купоны, демонстрация товаров в действии и рекомендации по их использованию, использование средств электронной рекламы и коммерции) и др.

     Объективная оценка положения предприятия в  конкурентной среде должна проводиться  по всем функциям, подразделениям и  направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы, маркетинг, менеджмент). При этом различают  несколько видов конкуренции  и конкурентоспособности: функциональный, видовой и предметный.

     Функциональная  конкуренция возникает при удовлетворении данным товаром наряду с товарами других предприятий конкретной потребности, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, велосипед как средства транспорта; штанги, гири, эспандеры как спортивные товары и т. п.).

     Видовая конкуренция возникает между  различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется хотя бы один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей  у велосипеда, количество диапазонов частот у радиоприемника и т. п.).

     Предметная  конкуренция ведется по различным  маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. Такая конкуренция  наиболее часто встречается в  пищевой промышленности, между предприятиями, производящими продовольственные товары. 15

     Изучение  конкурентной среды, деятельности конкурирующих  предприятий и конкурентоспособности  продукции позволяет выявить  положение предприятия в этой среде, его сильные и слабые с  точки зрения конкурентоспособности  стороны. Для этого необходимо проводить  постоянные маркетинговые исследования с тем, чтобы оценить положения  на рынке предприятия и выпускаемой  продукции в сравнении с конкурентами; использовать потребительские панели для оценки собственных товаров  и товаров конкурентов, проводить  опросы дистрибьюторов, специалистов, покупателей. Часто весьма эффективным оказывается прием "конструирования наоборот", состоящий в покупке изделий конкурентов, их разборке, изучении и использовании сильных сторон при создании собственных изделий (этим приемом широко пользуются автомобильные фирмы, например "Форд", а также при создании военной техники и др.). 16

     Для оценки конкурентоспособности предприятия  проводится сравнительный анализ по приведенным выше основным образующим факторам и составляющим относительно ведущих конкурентов. Конкурентоспособность  предприятия и продукции - понятие  относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на определенном рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж и платежа, цены и др.). Вместе с тем конкурентоспособность - понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного  превосходства. Чтобы обеспечить лидирующее положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей предприятия  становится опережение конкурентов в разработке и освоении новой продукции, новых технологий, дизайна, уровней издержек производства, цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается совокупность факторов и параметров конкурентного преимущества, конкурентоспособности производства и продукции.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия