Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение теоретических основ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы качества и конкурентоспособности;
2. рассмотреть отечественные и международные стандарты и системы качества;
3. проанализировать конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности……………..5
2. Отечественные и международные стандарты и системы качества…….11
3. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………….27

Работа содержит 1 файл

курсовая по ЭО.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Стерлитамакская государственная  педагогическая академия

им.Зайнаб Биишевой» 

                                                                             Кафедра экономики 

                                                                                           и менеджмента 
 
 

Курсовая  работа

по экономике  организации

Качество  и конкурентоспособность продукции  предприятия 
 

                  Выполнил: студент 2 курса

                  группы  МО 21

                  факультета  экономики и

                  управления

                  Иванова А.А.

                  Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент

                  Бикметов  Р. Ш.  
                   
                   
                   
                   

Стерлитамак 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности……………..5

2. Отечественные и международные стандарты и системы качества…….11

3. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………...25

Список использованной литературы……………………………………….27  

 

Введение

     Проблема  качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние  десятилетия, с одной стороны, и  причины повышения эффективности  производства и уровня жизни в  развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой  продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке  товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

     В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности  становится ключевой для любых предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах. Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.

     Целью курсовой является изучение теоретических  основ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.

     В ходе работы необходимо решить следующие  задачи:

  1. изучить теоретические основы качества и конкурентоспособности;
  2. рассмотреть отечественные и международные стандарты и системы качества;
  3. проанализировать конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики.

     Нельзя  не отметить, что на сегодняшний день очень большое внимание потребителями уделяется качеству выпускаемой продукции. От качества зависит успешное продвижение продукта на потребительском рынке и его способность конкурировать с аналогичными товарами.

     Проблема  качества касается абсолютно всех товаров  и услуг. Особенно остро это проявляется  при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции  российским производителям надо быть готовыми уже сегодня. Предприятия  любой формы собственности, не уделяющие  внимания вопросам качества, будут  просто разорены, им не помогут никакие  протекционистские меры государства.

     В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую  роль в экономике страны.

     Значительная  часть специалистов и политиков  стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий. 

 

  1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности
 

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Качество –  совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением».1

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления  независимо от того, какие специфические  потребности ей предназначалось  удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

     Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные  или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических  условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера  качества»).

     Но  любой документ или эталон узаконивает  определенный набор свойств и  характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория  – это общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре.2

     Потребности обычно выражаются в свойствах, в  их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы:

  • показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения);
  • показатели надежности и технологичности;
  • показатели унификации и стандартизации;
  • эстетические показатели;
  • эргономические показатели;
  • показатели транспортабельности;
  • патентно-правовые показатели; экологические показатели;
  • показатели безопасности.3

     В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в  целях экономии финансовых средств  на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.

     Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие  с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

     Показатели  технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в  процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все изделия могут  быть подразделены на стандартные, унифицированные  и оригинальные. Чем выше коэффициент  стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

     Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

     Показатели  транспортабельности отражают степень  возможности транспортировки изделия  различным транспортом без нарушения  его свойств.  Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий  эксплуатации, ремонта, простоя.

     Указанные показатели в совокупности создают  базу для сравнения с другой аналогичной  продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

     В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его  конкурентоспособностью.

     Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность  продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять  особые условия рынка. Конкурентоспособная  продукция легко и быстро реализуется  на рынке по наименее затратным каналам  сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами  и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому  понятие конкурентоспособности  всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.4

     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует  общественным потребностям по сравнению  с другими. Поэтому степень удовлетворенности  покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей  и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом  этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

     Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме  того, один и тот же продукт может  быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия