Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью курсовой является изучение теоретических основ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы качества и конкурентоспособности;
2. рассмотреть отечественные и международные стандарты и системы качества;
3. проанализировать конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности……………..5
2. Отечественные и международные стандарты и системы качества…….11
3. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………….27
Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.
'Таким
образом, при неизменности
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:
gi = Пi / Пin *100%
где
gi – единичный параметрический
показатель конкурентоспособности
по i-му параметру; Пi, – величина i-го
параметра для анализируемой
продукции; Пin – величина i-го параметра,
при котором потребность
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.
Описанный
метод (дифференциальный) позволяет
лишь констатировать факт необходимости
повышения или снижения параметров
продукции для обеспечения
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности
Коэффициент
конкурентоспособности
Показатель
конкурентоспособности важен
Показатели
качества продукции важны для
определения всей совокупности свойств
и характеристик изделия. Будучи
продуктом труда, качество товара неразрывно
связано как со стоимостью, так
и с потребительной стоимостью. Потребителя
интересует не природа продукта, а
то, что продукт становится товаром,
обладает потребительной стоимостью.
В момент совершения акта купли-продажи
покупатель подтверждает соответствие
данного товара условиям рынка. Чем
большее количество покупателей
подтвердило такое
В
заключение нужно отметить, что происходящий
в России переход к рынку заставляет по-новому
взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности
продукции. Если не сегодня, то завтра
развитый конкурентный рынок будет диктовать
уровень и динамику развития качества
продукции. В связи с этим перед производителями
продукции возникают задачи планирования
и управления качеством, учета затрат,
выбора более экономичного варианта достижения
определенного его уровня и наилучшего
способа организации процесса обеспечения
качества. Все эти проблемы могут успешно
решаться лишь при едином подходе к понятию
качества, способов и методов его измерения.
Такой подход может быть обеспечен лишь
через внедрение системы стандартов качества
на предприятии.
В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.7
Объектом
стандартизации могут быть продукция,
услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения
и (или) использования. В стандартах
регламентируются методы измерения, контроля
и испытания продукции. Стандартизации
подлежит и сам порядок разработки,
согласования, утверждения и регистрации
стандартов и технических условий.
Именно в стандартах устанавливаются
требования к выпускаемой продукции,
соблюдение которых позволяет считать
эту продукцию качественной. Положения
стандартов государственной системы
стандартизации Российской Федерации
применяются всеми
С
переходом к рынку изменился
сам подход к организации и
использованию системы
В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:
- стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.
Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цели. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.
Государственные
стандарты обеспечивают также рациональное
использование ресурсов за счет оптимизации
всех видов работ, проводимых в системе
качества, развития унификации, взаимозаменяемости
продукции и процессов. Немаловажное
значение имеет и дальнейшее развитие
комплексности, которая предусматривает
охват всех стадий производства, процессов
и услуг системой стандартов в
целях обеспечения стабильного
выпуска продукции заранее
Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:
Развитие
внешнеэкономических связей привело
к необходимости выработки
Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества».10
В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:
Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.
В
состав процедур управления качеством
входят: контроль качества, разработка
и реализация мер корректирующего
воздействия. Основная функция управления
качеством – выявлять каждое отклонение
от установленных требований к качеству,
обусловленное проектированием
продукции, соответствием продукции
проекту и материально-
Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.
Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества».11
Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия