Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение теоретических основ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы качества и конкурентоспособности;
2. рассмотреть отечественные и международные стандарты и системы качества;
3. проанализировать конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности……………..5
2. Отечественные и международные стандарты и системы качества…….11
3. Конкурентоспособность производства и предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………….27

Работа содержит 1 файл

курсовая по ЭО.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

     Многие  компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют  добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке.

     'Таким  образом, при неизменности качественных  характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних  и внешних по отношению к  товару факторов.

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем. Если за базу сравнения  принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности  можно производить по формуле:

     gi = Пi / Пin *100%

     где gi – единичный параметрический  показатель конкурентоспособности  по i-му параметру; Пi, – величина i-го параметра для анализируемой  продукции; Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется  полностью; n – количество анализируемых  параметров.5

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра  при выборе товара потребителем.

     Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей.

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности

     Коэффициент конкурентоспособности учитывает  лишь ту группу свойств товара, которая  служит базой для расчета. Тем  не менее, при его расчете рассматривается  большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для  перевода качественных показателей  в количественные обычно принимается  шкала перевода в баллах от 1 до 5. 6

     Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем.

     Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью. Потребителя  интересует не природа продукта, а  то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

     В заключение нужно отметить, что происходящий в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитый конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии. 

  1. Отечественные и международные стандарты и системы качества
 

     В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет  зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение  их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки  единого подхода к понятию  «качественная продукция».

     Стандартизация  – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного  применения в отношении реально  существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в  разработке, опубликовании и применении стандартов.

     Стандарт  – нормативный документ, разработанный  на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.7

     Объектом  стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу  многократного воспроизведения  и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации  стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются  требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать  эту продукцию качественной. Положения  стандартов государственной системы  стандартизации Российской Федерации  применяются всеми предприятиями  и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут  носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

     С переходом к рынку изменился  сам подход к организации и  использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит  рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

     В Российской Федерации существуют следующие  нормативные документы по стандартизации:

  • государственные стандарты РФ (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

    - стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

     Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

  1.       ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;
  2. ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;
  3. ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
  4. ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;
  5. ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.8

     Существующая  система стандартов преследует правовые и социально-экономические цели. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

     Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации  всех видов работ, проводимых в системе  качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает  охват всех стадий производства, процессов  и услуг системой стандартов в  целях обеспечения стабильного  выпуска продукции заранее определенного  уровня качества.9

     Создание  в России системы стандартов, соответствующих  требованиям рыночной экономики, позволяет:

  • значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;
  • превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;
  • стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;
  • превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;
  • создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

     Развитие  внешнеэкономических связей привело  к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство  качественной продукции». Международная  организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая  комиссия (МЭК) разработали международные  стандарты. Основное назначение международных  стандартов – это создание на международном  уровне единой методической основы для  разработки новых и совершенствования  действующих систем качества и их сертификации.

     Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства качеством.

     Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества».10

     В соответствии с международными стандартами  ИСО 900 выделяются основные направления  деятельности в области качества:

  • планирование качества;
  • управление качеством;
  • обеспечение качества;
  • улучшение качества.

     Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к  качеству продукции, ее оценку, выработки  положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

     В состав процедур управления качеством  входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего  воздействия. Основная функция управления качеством – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием  продукции, соответствием продукции  проекту и материально-техническим обеспечением.

     Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции  у руководства предприятием и  деятельность, направленную на обеспечение  уверенности потребителей, что все  элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

     Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством  и элементы системы качества».11

     Стандарт  рекомендует выбор основных элементов  системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей  системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

  • соответствия
  • документирования
  • единоначалия
  • подконтрольности
  • комплексности
  • законности.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия