Экономика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Цели создания – как коммерческая организация общество в качестве основных целей своей деятельности преследует извлечение прибыли, развитие и расширение хозяйственной деятельности общества и, в частности, развитие и расширение хозяйственной деятельности по производству и реализации автоматизированных групповых измерительных установок, запасных частей к ним.

Работа содержит 1 файл

отчет по практике Гарифуллиной Эльвины КГФЭИ, 415.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние  на производственные подразделения  формально. Как правило, они не имеют  права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства. Линейно-функциональная структура управления организацией схематично показана на рис. 2.3.1.

 

 

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 2.3.1. Схема линейно-функциональной структуры управления

 

Достоинства структуры:

    • освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
    • построение связей "руководитель - подчиненный" по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки структуры:

    • каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
    • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
    • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
    • аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач (как следствие вертикальных связей "руководитель - подчиненный").

Касательно направления  развития организационной структуры  управления в компании, необходимо отметить, что в последние 3-4 года руководством компании взято направление на внедрение элементов программно-целевой структуры (вид органической структуры). Преимущества элементов данной структуры следующие:

- гибкость управления, рациональное использование ресурсов;

- чувство ответственности  у каждого члена группы за  конечный результат, осознание  собственной значимости, наличие  руководителя, ответственного за проект.

Рассмотрим функции  некоторых экономических и других функциональных служб компании.

Предприятие возглавляет  генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет  полную ответственность за его состояния  и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Экономический директор, являющийся заместителем директора  по экономическим вопросам, руководит  работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы. Ему подчиняются планово-экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, аналитический отдел.

Планово-экономический  отдел разрабатывает годовые, квартальные  планы предприятия и отдельных  цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, разрабатывает  нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов и т.д.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных  операций с материальными денежными  ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Финансовый отдел производит финансовые расчеты с заказчиками  и поставщиками, связанные с реализацией  готовой продукции. В задачи этого  отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Аналитический отдел  проводит всесторонний анализ результатов  деятельности предприятия, разрабатывает  мероприятия по снижению себестоимости  и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии и т.д.

Заместитель директора  по кадрам руководит отделом организацией труда и заработной платы и  отделом кадров.

Отдел организации труда  и заработной платы разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.

Между отдельными подразделениями  могут быть вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи  – это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные связи  – это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

Показать взаимосвязь  звеньев управления по вертикали  можно на примере организации  управления цехом.

Основным производственным звеном внутри предприятия является цех. Во главе цеха стоит начальник, подчиненный директору предприятия. Начальник цеха руководит цехом на основе единоначалия и персонально отвечает за состояние цеха, психологический климат в коллективе и за результаты всех видов его производственно-хозяйственной деятельности.

     Он возглавляет  работу коллектива по выполнению  плановых заданий, оперативно  руководит ходом производства, отвечает  за внедрение новой техники,  соблюдение технологической и  производственной дисциплины, правил техники безопасности и улучшения условий труда, утверждает премии рабочим и т. д. Начальнику цеха предоставлено право перевода работников на другую работу (в пределах цеха) и увольнения отдельных рабочих и служащих в строгом соответствии с трудовым законодательством.

      В целях  укрепления хозяйственного расчета  в цехах на начальника цеха  возложена полная ответственность  за правильное расходование фонда  заработной платы, соблюдение  финансовой дисциплины и сохранность  материальных ценностей. Начальник цеха осуществляет руководство с помощью партийной, комсомольской, профсоюзной организаций и через органы управления цехом. Начальнику цеха подчинены заместитель и функциональные бюро: планово-экономическое, труда и заработной платы, планово-диспетчерское, бухгалтерия. Заместитель начальника цеха осуществляет техническое руководство цехом.

Ему подчинены технологическое  бюро, бюро технического контроля (БЦК), служба механика цеха. Рассмотрим важнейшие  функции аппарата управления цехом. Технологическое бюро осуществляет внедрение новых и совершенствование действующих технологических процессов, проводит инструктаж мастеров по применению новых процессов. Планово-экономическое бюро на основе полученных заданий от планово-экономического отдела предприятия составляет план экономического и социального развития цеха, определяет технико-экономические показатели и доводит их до производственных участков и бригад. Оно осуществляет контроль и анализ выполнения плана по конечным результатам.

Таким образом, начальник цеха отвечает за все стороны работы цеха и выполняет все функции технологического и хозяйственного руководства работой цеха с помощью подчинённого ему цехового аппарата управления (рис. 2.3.2).

 

Рис. 2.3.2. Схема управления крупным цехом предприятия 

 

Участок является основным звеном производственной структуры  цеха. Он возглавляется либо начальником  участка, либо мастером.

В общем случае должность  мастера может вводиться при  наличии на участке, как правило, не менее 25 рабочих, должность старшего мастера – при условии подчинения ему не менее трёх мастеров, а должность начальника участка – при подчинении ему не менее двух старших мастеров.

Крупные участки цеха (отделения, пролёты) возглавляются  начальниками участка (старшими мастерами), которым подчинены сменные мастера.

Мастер является руководителем  и организатором производства и  труда на участке. Он подчиняется  непосредственно начальнику цеха, а  в тех цехах, где имеются начальники участков или начальники смен, соответственно, начальнику участка или смены.

Бригадир руководит  группой рабочих, объединённых в  бригаду.

Он является старшим  рабочим и обычно не освобождается  от производственной работы, получая  за выполнение своих обязанностей доплату  к тарифной ставке.

Основная обязанность  бригадира – инструктаж рабочих и техническая помощь им в выполнении работ. Бригадир также обязан наблюдать за сохранностью оборудования и правильным его использованием, за экономным расходованием материалов, правильной эксплуатацией инструментов, за качеством работы.

Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Передача информации о положении и деятельности акционерной компании на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями компании осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. Примером служит использование пакета прикладных программ. В компании используется корпоративная информационная система «Олимп».

К источникам информации, применяемым на предприятии относятся: электронные базы данных, правовые документы федерального и местного законодательства, данные Госкомстата, сообщения СМИ, сведения о конкурирующих организациях, бухгалтерские документы, планы и отчеты, документы внутреннего пользования (Положение по соответствующим отделам), периодические издания экономической ориентации, реклама, интернет, выставки, конференции, совещания, информационные службы, периодические издания, информационные центры.

От того, как организован  документооборот на предприятии, зависит эффективность работы предприятия в целом. На качество управления предприятием влияют такие факторы, как оперативность и качество формирования документов, приема-передачи информации, согласованность работы справочно-информационной службы, четкая организация хранения, поиска и использования документов. Таким образом, автоматизация документооборота необходима для:

- формирования целостной картины происходящего на предприятии;

- слаженной работы всех подразделений;

- улучшения качества обслуживания клиентов;

- эффективного использования людских, коммуникационных, инвестиционных и других производственных ресурсов.

Информационная система управления является кровеносной системой, обеспечивающей достижение целей компании путем доставки организованной, четко структурированной и своевременной информации через действующую систему документооборота. В обществе используется электронная система документооборота.

 

2.4. Ресурсное обеспечение организации

 

В состав ресурсов организации включают: человеческие (трудовые, людские), финансовые (денежный капитал), материальные (сырье, материалы, физический капитал) и информационные ресурсы.

Человеческие ресурсы  – это главное достояние организации в конкурентной борьбе. Это достояние надо беречь и развивать вместе с другими ресурсами, и даже лучше, чтобы достичь стратегических целей организации. В организационной теории для характеристики человеческих ресурсов используют чаще формальные параметры: количество и структура персонала (примерное соотношение руководящего, среднего и исполнительного персонала), а также требуемая квалификация категорий персонала (профессионализм).

Финансовые ресурсы  – это денежные средства, которыми обладает организация (текущие денежные средства, долгосрочные инвестиции, кредиты, ценные бумаги).

Материальные ресурсы  – это сырье, материалы и физический капитал (строения, основное оборудование), используемые в производстве товаров или услуг. Прежде всего, имеются в виду те ресурсы, которые напрямую используются данной организаций для производства своего продукта. Например, трубы стальные, химическая продукция, изделия дальнейшего передела, металлопрокат и комплектующие и др.

Понятие «информационные  ресурсы» включает в себя все данные, являющиеся в организации объектом сбора, хранения, обработки, приема и передачи.

Как правило, источниками  ресурсного обеспечения являются собственные  денежные средства компании и заемные  средства. Источником обеспечения трудовыми  ресурсами служат наемные работники. Источниками информации являются как внутренние, в виде специалистов, входящих в штат фирмы, так и внешние информативные сведения. Кроме перечисленных средств ресурсного обеспечения, используются такие важные факторы, как услуги, к которым относятся: транспортные, юридические, консультативные, услуги рекламных и охранных агентств и др. На оплату различных услуг бизнесмен затрачивает денежные средства предприятия.

Информация о работе Экономика фирмы