Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Обеспечение эффективного функционирования российских предприятий в современных условиях требует взвешенного подхода к выработке и реализации принимаемых управленческих решений в сфере финансов, экономически грамотного управления их деятельностью.
Несомненно, важной составной частью всей системы финансового менеджмента любого предприятия остаётся механизм управления оборотными активами оказывающий влияние на денежный поток. От эффективности управления оборотными средствами зависят рентабельность и ликвидность большинства российских предприятий.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств…………………………………………………
Стоимостная оценка учёта и списания материальных запасов……..
Показатели использования оборотных средств……………………..
Управление оборотными средствами………………………………….
Индивидуальное задание…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы
ЦО характеризует выгоду от скидки. Ее следует сравнивать с ценой кредита, если ЦО больше процента по кредиту, то использовать скидку выгодно.
Продавец имеет косвенную выгоду из-за ускорения оборачиваемости ДЗ. В результате из нее высвобождаются средства, которые он может вложить и заработать дополнительную прибыль. Но при этом, предоставляя скидку, продавец недополучает выручку;
б) факторинг.
Банк приобретает право у продавца взыскать дебиторскую задолженность и перечисляет средства на его счет за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений (плата за факторинг). У предприятия возникают дополнительные затраты, но зато деньги быстро возвращаются в оборот, благодаря чему может быть заработана дополнительная прибыль;
в) учет векселей.
Если покупатель расплатился векселями, то его можно учесть в банке до наступления срока платежа, при этом теряется дисконт, но зато деньги быстро возвращаются в оборот предприятия и может быть заработана дополнительная прибыль.
Применение этих методов выгодно, если:
- предприятие имеет возможность вложить полученные средства с отдачей большей, чем скидки, дисконт, плата за факторинг;
- если потери от инфляции больше, чем расходы по учету векселя, факторингу, скидкам;
- нехватку оборотных средств, в результате отсрочки платежа покупателем невозможно покрыть кредитом, из-за его дороговизны или недоступности [15]
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ООО «ТСМ «Березка» зарегистрирована 14 февраля 2002 года. Основными видами деятельности торговой сети являются розничная торговля и сдача в аренду торговых площадей.
ООО «ТСМ «Березка» по организационно-правовой форме – общество с ограниченной ответственностью.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. (Регистрационная палата №3486 от 24.03.98). Юридический адрес: г. Архангельск, ул. Галушина, 25.
Общество имеет полную юридическую и экономическую самостоятельность, круглую печать, самостоятельный баланс, расчетный счет, может иметь иные счета в российских и зарубежных банках, штампы, бланки, эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и иные средства индивидуализации.
Общество создано в целях получения прибыли от своей предпринимательской деятельности. Достижение целей своей деятельности общество осуществляет, соблюдая действующее российское законодательство. Взаимоотношения участников и их деятельность в рамках Общества регламентируются учредительными документами, решениями общих собраний, действующим законодательством.
ООО «ТСМ «Березка» – розничное торговое предприятие, реализующее продукты питания, такие как: кондитерские, хлебобулочные, гастрономические изделия, торты, молочные, кисломолочные продукты, консервы рыбные, пресервы, продукты глубокой заморозки, прохладительные напитки, пиво, сигареты, и некоторые сопутствующие товары.
Продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают через прилавок индивидуального обслуживания.
Основные виды деятельности ООО «ТСМ «Березка»:
- реализация продуктов питания населению;
- аренда помещений.
Правильным решением руководства стала ориентация на разный уровень доходов потребителя. Магазины и павильоны расположены наиболее удобно по отношению к потоку потребителей. Так, у покупателя, возвращавшегося с работы, нет необходимости идти в другой магазин, или покупать продукты заранее, так как можно купить продукты отличного качества при надлежащем обслуживании недалеко от дома. К тому же, в число конкурентных преимуществ ООО «ТСМ «Березка» включается не низкие, но приемлемые цены, качественные, свежие продукты и их широкий выбор, высокий уровень обслуживания, удобство расположения и интерьер магазинов и павильонов.
Для анализа оборотных средств составим таблицу по данным бухгалтерского баланса.
Таблица 1. Оборотные активы ООО «ТСМ «Березка» за 2009-2010 гг.
В тысячах рублей
Показатель |
Годы | |
2009 |
2010 | |
Запасы, в том числе |
8 931 |
5 498 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
2 |
0 |
затраты в незавершенном производстве |
14 |
|
готовая продукция и товары для перепродажи |
8 890 |
5 481 |
расходы будущих периодов |
25 |
17 |
Налог на добавленную ст-ть по приоб-ым ценностям |
355 |
271 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
72 771 |
47 742 |
Краткосрочные финансовые вложения |
23 050 |
28 907 |
Денежные средства |
75 |
543 |
Всего оборотных активов |
105182 |
82 961 |
На основании таблицы 1, можно сделать вывод, что фонды обращения (готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность) значительно превышают по величине оборотные производственные фонды (сырье, незавершенное производство, расходы будущих периодов).
Это объясняется тем, что анализируемое предприятие относится к торговому.
ООО «ТСМ «Березка» использует систему фиксированного времени пополнения запасов. Пополнение запасов производится с заданной периодичностью. В магазины ежедневно завозится молочная, хлебобулочная продукция. Остальные виды продукции завозятся 1-2 раза в неделю в зависимости от спроса на данный вид товара. Размер закупаемой партии зависит от размера остатка.
Такая система подходит
для запасов с невысокой
ООО «ТСМ «Березка» ведет управление дебиторской задолженности при помощи:
- отбора потенциальных покупателей и определения условий оплаты, включенных в договор;
- контроля уровня дебиторской задолженности и безнадежных (сомнительных) долгов;
- работы с дебиторами (телефонные переговоры, направление писем, персональные визиты и др.);
- анализа уровня и
оборачиваемости дебиторской
ООО «ТСМ «Березка» использует в качестве метода сокращения дебиторской задолженности спонтанное финансирование (метод скидок).
ООО «ТСМ «Березка» осуществляет управление денежными средствами при помощи:
- расчета времени обращения денежных средств (финансовый цикл).
Финансовый цикл – период времени между оплатой товаров и получением денег от покупателей;
- анализа движения денежных средств.
Для финансового руководителя недостаточно анализировать только финансовый результат, так как денежные потоки отличаются от доходов и расходов, а чистый денежный поток отличается от чистой прибыли. Прибыль формируется методом начисления, то есть доходы и расходы начисляются независимо от фактического притока и оттока денежных средств. При формировании прибыли учитываются расходы, которые не ведут к оттоку денежных средств (например, амортизация). Приток денежных средств может быть связан не только с доходами (например, кредит);
- прогнозирования денежных потоков
Прогнозирование денежных потоков необходимо при разработке бизнес-планов, обосновании размера кредита и т.д. Если чистый денежный поток отрицателен или недостаточен, это свидетельствует о потребности в дополнительном финансировании (например, кредит). Избыточный чистый денежный поток требует предусмотреть направление вложения денежных средств;
- составления бюджета денежных средств
Цель разработки - оценить платёжеспособность предприятия в предстоящем бюджетном периоде;
- определение оптимального размера денежных средств.
Организация должна иметь
определенный размер свободных денежных
средств, который для страховки
дополняется финансовыми
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестируемых в сферу обращения в качестве источника Финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.
Оборотные средства по степени планирования подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся:
- запасы товаров текущего хранения в розничной сети, на складах, и в пути;
- денежные средства в кассах и в пути;
- запасы тары порожней и под товаром;
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы,
- запасы топлива, горючего
и материалов для
- расходы будущих периодов;
- запасы сырья и
товаров на предприятиях
К ненормируемым относятся:
- денежные средства на счетах в банке,
- средства в расчетах (дебиторы).
В связи с тем, что
объем товарооборота
По товарным запасам нормирование начинается с определения нормы запаса в днях. Эта норма слагается из следующих составных элементов.
- время пребывания
товара в форме торгового
- время нахождения оплаченного товара в пути;
- время приемки товара,
проверки его качества и
- время пребывания товара в форме гарантийного (страхового) запаса.
На основе рассчитанной нормы запаса в днях определяется плановая потребность оборотных средств по статье «Товарные запасы». Для этого плановый товарооборот IV квартала планируемого года, исчисленный по себестоимости с добавлением налога на добавленную стоимость, делится на 90 дней для определения стоимости однодневного оборота.
Плановая потребность в оборотных средствах по статье «Товарные запасы» определяется путем умножения однодневного оборота на норму запаса в днях.
Норма запаса по денежным средствам в кассе торговых предприятий устанавливается в зависимости от часов работы магазина и графика заезда за выручкой инкассаторов банка. Эта форма колеблется от 0,1 до 0,3 дня. Кроме того, устанавливается день на денежные средства в пути, так как сданная выручка зачисляется на счет торгового предприятия на второй день после поступления выручки в кассу банка.
Для определения норматива собственных оборотных средств по данной статье необходимо плановый оборот IV квартала панируемого года, исчисленный по полной продажной стоимости, включая и налог на добавленную стоимость, разделить на 90 дней. Полученный однодневный оборот умножить на норму запаса денежных средств в кассе и в пути.
В ООО «ТСМ «Березка» учет и списание материалов производится по себестоимости каждой единицы.
Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление оборотными активами занимает важное место в деятельности финансового менеджера. Оборотные активы имеют наибольший удельный вес во всех активах организации, они имеют быстрый период оборачиваемости.
Любая торговая компания, как и всякая другая организация, ставит перед собой основную задачу – достижение максимальной прибыльности своей деятельности. Но в отличие от производственных компаний предприятия торговли имеют свою специфику. Данная специфика заключается в структуре оборотных средств. Значительную долю оборотных активов торговой компании составляют запасы, тогда как размер дебиторской задолженности, как правило, невелик. В основном дебиторская задолженность на счетах бухгалтерского учета предприятий торговли состоит из авансов, оплаченных поставщикам в виде предоплаты за товары. Поэтому управление данным видом актива заключается в основном в контроле за своевременной поставкой ранее оплаченного товара. Тогда как управление таким оборотным средством как запасы представляет собой более сложную задачу.