Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Обеспечение эффективного функционирования российских предприятий в современных условиях требует взвешенного подхода к выработке и реализации принимаемых управленческих решений в сфере финансов, экономически грамотного управления их деятельностью.
Несомненно, важной составной частью всей системы финансового менеджмента любого предприятия остаётся механизм управления оборотными активами оказывающий влияние на денежный поток. От эффективности управления оборотными средствами зависят рентабельность и ликвидность большинства российских предприятий.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств…………………………………………………
Стоимостная оценка учёта и списания материальных запасов……..
Показатели использования оборотных средств……………………..
Управление оборотными средствами………………………………….
Индивидуальное задание…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы
В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату — материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.
Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.
В литературе предложено
два способа определения
1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
Списание материалов по методу ЛИФО.
Метод ЛИФО (от англ. Last In First Out) называют также моделью бочки. Этот метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При методе ЛИФО материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения [7].
В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ЛИФО приводит к тому, что материалы списываются в производство по большей стоимости, соответственно, себестоимость продукции выше и прибыль ниже. Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ЛИФО сумма налога на прибыль будет увеличиваться.
В литературе предложено
два способа определения
1. Сначала списываются
материалы по стоимости
2. Определяется остаток материалов на конец месяца по цене первых по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных в производство, определяется вычитанием полученной величины из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
3. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Важнейшими показателями
эффективности использования
-коэффициент текущей ликвидности;
-коэффициент оборачиваемости;
-длительность одного оборота, в днях;
-коэффициент загрузки оборотных средств;
-рентабельность оборотных средств.
Для анализа и планирования расхода материальных ресурсов могут быть использованы следующие показатели: коэффициент использования, коэффициент раскроя, выход продукта (полуфабриката), коэффициент извлечения продукта из исходного сырья.
Коэффициент использования
характеризует степень
Коэффициент раскроя – показатель, характеризующий степень полезного использования листовых, полосных, рулонных материалов, главным образом в заготовительном производстве; определяется отношением массы (площади, длины, объема) производственных заготовок к массе (площади, длине, объему) исходной заготовки раскраиваемого материала.
Расходный коэффициент – показатель, обратный коэффициенту использования и коэффициенту раскроя; определяется как отношение нормы расхода материальных ресурсов, установленной на производство единицы продукции (работы), к полезному их расходу.
Выход продукта (полуфабриката) выражает отношение количества произведенного продукта (полуфабриката) к количеству фактически израсходованного сырья.
Коэффициент извлечения продукта из исходного сырья характеризует степень использования полезного вещества, содержащегося в соответствующем виде исходного сырья. Он определяется отношением количества извлеченного полезного вещества из исходного сырья к общему его количеству, содержащемуся в этом сырье.
Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции; обратный показатель материалоемкости продукции – материалоотдача.
Материалоемкость (Ме) и материалоотдача продукции (Мо) определяются по формулам:
Me = M3/Vp,
Мо = ТП/МЗ или Mо=Vp/M3,
где: МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии, руб.; ТП – выпуск товарной продукции на предприятии, руб.; Vр – объем реализованной продукции, руб.
К частным показателям материалоемкости продукции относятся металлоемкость, электроемкость и энергоемкость, которые могут быть определены как в натуральном, так и в стоимостном исчислении.
Важнейшими показателями
использования оборотных
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год). Он определяется по формуле:
Коб = Vр/Оср,
где: Vр – объем реализации продукции за отчетный период, руб.;
Оср – средний остаток оборотных средств за период, руб.
Продолжительность одного оборота в днях (Д) показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции:
Д = Т/Коб или Д = (Т*Оср)/ Vр,
где: Т – число дней в отчетном периоде.
Важным показателем эффективного использования оборотных средств признается также коэффициент загрузки средств в обороте. Он характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Иными словами, представляет собой оборотную фондоемкость, т.е. затраты оборотных средств (в коп.) для получения 1 руб. реализованной продукции (работ, услуг) [9].
4. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Управление оборотными средствами
состоит в обеспечении
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объёма и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам:
а) анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматриваются динамика общего объёма оборотных активов, используемых предприятием, темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объёма и реализации продукции и средней суммы всех активов, динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.
На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов: запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов; рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого вида оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объёма производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных средств предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.
На третьем этапе анализа
изучается оборачиваемость
На четвёртом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуя определённые её факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также модель Дюпона.
На пятом этапе анализа
Результаты анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его совершенствования в предстоящем периоде;
б) определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.
Эти принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, содействуют выбору политики их формирования.
Теория финансового
Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьём и материалами, ухудшения внутренних условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов – оборачиваемости и уровне рентабельности.
Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов.
Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам оборотных активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних и внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объёма производства и реализации продукции.
Избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия отражают различные соотношения уровня эффективности их использования и риска и определяют сумму и уровень этих активов по отношению к объёму операционной деятельности;
в) оптимизация объёма оборотных активов.
Такая оптимизация должна исходить из принятого типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объёма оборотных активов состоит из трёх основных этапов.
На первом этапе с учётом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия. Сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объёмов производства и реализации продукции.