Экономика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение эффективного функционирования российских предприятий в современных условиях требует взвешенного подхода к выработке и реализации принимаемых управленческих решений в сфере финансов, экономически грамотного управления их деятельностью.
Несомненно, важной составной частью всей системы финансового менеджмента любого предприятия остаётся механизм управления оборотными активами оказывающий влияние на денежный поток. От эффективности управления оборотными средствами зависят рентабельность и ликвидность большинства российских предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств…………………………………………………
Стоимостная оценка учёта и списания материальных запасов……..
Показатели использования оборотных средств……………………..
Управление оборотными средствами………………………………….
Индивидуальное задание…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика фирмы 6 вариант.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

где nопт – количество закупок за период;

tопт  – периодичность закупок;

Т – длительность периода.           

 

Если закупки делаются не оптимальными партиями, то затраты, связанные с обеспечением запасами  будут обязательно больше, при оптимальной партии затраты минимальные.

Общая величина издержек по управлению запасами определяется,

,                                                                                                   

,                                                                                       

где Изап – издержки по управлению запасами;

Ипар – издержки на оформление и доставку каждой партии;

Ихр – издержки на хранение.

 

Рассчитав эти издержки при оптимальном размере партии и при фактической политике управления запасами можно определить каковы потери предприятия из-за неправильной политики  управления запасами или каков будет эффект  от перехода к оптимальной политике. Эффект определяется,

                                                                                                

 

Использование данной модели имеет определенные ограничения:

а) модель упрощает и идеализирует динамику запасов. Она основана на условиях:

1) спрос на продукцию  постоянен, следовательно, уровень  запасов между закупками уменьшается равномерно;

2) время поставки постоянно  и однозначно определено;

3) отсутствие запасов  недопустимо;

4) величина заказа  постоянна.

Эти условия не всегда возможны, поэтому модель нельзя использовать, если закупки, производство или продажи носят сезонный характер;

б) основную сложность  при использовании модели представляет правильная оценка учитываемых затрат:

1) затраты на оформление  и доставку – если доставка осуществляется сторонней организацией, то эти затраты включены в оплату услуг. Если доставка силами предприятия, то следует определить, какую часть расходов транспортного цеха следует отнести на доставку одной партии;

2) затраты на хранение – затраты на содержание складских помещений могут не зависеть от величины хранимых запасов, трудно оценить во что обходится хранение единицы запасов.

В любом случае, вкладывая  средства в запасы, предприятие изымает  их из оборота, а следовательно, теряет выгоду, поэтому в затраты на хранение можно  включить упущенную выгоду;

в) использование модели  рационально не для всех видов  запасов. Номенклатура запасов велика, а значимость их для предприятия не одинакова, поэтому, полезно запасы классифицировать.

Метод АВС:

 А – включает  ограниченное количество наиболее  ценных видов запасов, необходим  их систематический учет и  контроль. Обязательно создается  страховой запас. Использование модели рационально;

 В – менее важные  запасы. Их учет и контроль  может быть в виде ежемесячной инвентаризации. Страховой запас может быть создан. Использование модели дает определенный эффект;

  С – широкий  ассортимент малоценных видов  запасов. Затраты на их хранение  незначительны, закупаются большими  партиями. Резервы специально не создаются, но фактически всегда имеются. Модель не используется;

г) данная модель учитывает  не все виды издержек, связанные  с запасами (не учитывается стоимость  предметов закупки (S), а она может быть различной). Например, скидки к цене при закупке большими партиями. Чтобы учесть наличие скидок следует дополнить формулу издержек еще одним слагаемым (S):

,                                                                                           

,                                                                 

где Ц - цена единицы запаса;

с - размер скидки при  закупке большими партиями, в процентах.

 

Эти суммарные издержки следует рассчитать при оптимальной  партии по модели Уилсона и в точках предоставления скидок, и выбрать вариант, при котором издержки минимальны [13].

Таким образом, товарные запасы являются основополагающими  элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности.

Управление денежными  средствами

Денежные средства –  это наиболее ликвидная часть  оборотных активов фирмы. К ним  относят деньги в кассе, на расчетных  и депозитных счетах фирмы.

К денежным средствам  могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

- общий объем денежных средств и их эквивалентов;

- какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

- когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные  активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует  их в течение некоторого периода  времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой "пилообразный" график (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумола)

 

Cумма пополнения (Q) вычисляется по формуле:

,                                                                                                           

где V – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде (год, квартал, месяц);

С – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям, например, в государственные ценные бумаги.

 

Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно,

,                                                                                                                  

где k – общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства.                                                                                                                      

Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными средствами составят,

,                                                                                                      

где  ck  – прямые расходы;

r∙Q/2 –  упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете, вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.                                                                          

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема  для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

Модель, разработанная  Миллером и Ором, представляет собой  компромисс между простотой и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток и приток денежных средств?

Логика действий по управлению остатком средств на расчетном счете представлена на рисунке 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Модель Миллера-Ора

Остаток средств на расчетном  счете хаотически меняется до тех  пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие  начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точка возврата). Если запас денежных  средств  достигает  нижнего  предела,  то  в  этом  случае  предприятие  продаёт  свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела [14].

Управление дебиторской  задолженностью

Дебиторская задолженность  – средства, временно отвлеченные  из оборота предприятия. Ее величина зависит от объемов продаж, отсрочек платежа и других факторов.

Система управления дебиторской  задолженностью включает:

а) отбор потенциальных  покупателей и определение условий  оплаты, включаемых в договор.

Критерии отбора: соблюдение платежной дисциплины в прошлом; фин. ситуация на данный момент; прогнозные финансовые возможности покупателя;

б) контроль уровня дебиторской задолженности и безнадежных долгов.

Дебиторская задолженность  ранжируется по срокам возникновения  на группы (0-30, 31-60, 61-90, 91-120, свыше 120 дн).

В качестве относительного показателя можно использовать коэффициент  погашаемости дебиторской задолженности,

,                                                                                                          

где ДЗср – средняя  дебиторская задолженность за период;

Выр – выручка за этот период.

 

Чем коэффициент погашаемости больше, тем большая часть выручки отвлекается в дебиторскую задолженность.

Контроль сомнительной и безнадежной задолженности  необходим для создания резерва  по сомнительным долгам и для конкретного  расчета коэффициента ликвидности;

в) работа с дебиторами (телефонные переговоры, направление писем, персональные визиты, судебные процедуры);

г) анализ уровня и оборачиваемости  дебиторской задолженности.

Можно рассчитать и проанализировать: динамику дебиторской задолженности; долю дебиторской задолженности в активах, в оборотных активах, в выручке; коэффициент оборачиваемости; длительность оборота.

Задача управления дебиторской  задолженностью это ускорение ее оборачиваемости, а следовательно высвобождение средств из неё.

Все методы сокращения дебиторской задолженности направлены на ускорение возврата денег в оборот предприятия:

а) спонтанное финансирование (метод скидок).

Покупателю предоставляется  скидка к цене, если производит оплату в определенно короткие сроки. Такая система скидок описывается схемой,

C/Дmin полный Дmax  (С/Дmin net Дmax).                                                                     

Схема означает:

- покупатель получает скидку С, если оплата производится в течение Дmin дней с момента отгрузки;

- покупатель оплачивает полную стоимость, теряет скидку, если оплата производится с (Дmin+1) по Дmax дней;

- если оплата не производится в течении Дmax дней, то возникают экономические санкции (штрафы, пени) в соответствии с условиями договора.

Система скидок должна быть выгодна и продавцу и покупателю.

Покупатель имеет прямую выгоду (платит меньше), но при этом он должен изыскать средства, чтобы заплатить раньше, возможно прибегая к кредиту.

Чтобы определить выгодно  ли это, покупатель должен рассчитать цену отказа от скидки,

,                                                                               

где ЦО – цена отказа от скидки, в процентах;

с – скидка.

Информация о работе Экономика фирмы