Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 05:57, курс лекций
Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.
Экономика фирмы. Вопрос №2
Порядок создания и прекращения деятельности предприятия.
Порядок создания и государственная регистрация предприятия.
Создание нового предприятия проходит
ряд последовательных этапов (иногда
они бывают параллельными) на примере
ООО:
Первый этап. Первоначально
возникает идея о создании нового предприятия.
Далее – определяется количество учредителей,
выбирается организационно-правовая форма,
определяется размер уставного капитала
и формы внесения вклада в уставный капитал
(денежная, материальная).
Второй этап – подготовка
учредительных документов. Необходимо
подготовить следующие уставные документы:
• Решение о создании юридического лица;
• Устав;
• Протокол о назначении генерального
директора.
• Отчет независимого оценщика по оценки
рыночной стоимости имущества, вносимого
в качестве вклада в уставной капитал.
Третий этап – взнос в уставный
капитал. Открывается счет, и к моменту
регистрации взнос должен быть оплачен
наполовину. Следующая половина оплачивается
в течение года.
Четвертый этап – оплата
государственной пошлины за регистрацию.
Пятый этап – подача документов
в регистрирующий орган – в налоговую
инспекцию. Изготовление печати.
Шестой этап – открывается
расчетный счет в банке, о чем необходимо
уведомить в течение десяти дней налоговую
инспекцию. Иначе следуют штрафные санкции.
Государственная регистрация является
обязательным условием для осуществления
предпринимательской деятельности и различается
для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Физические лица также имеют право заниматься
предпринимательством без образования
юридического лица, но после государственной
регистрации в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Государственная регистрация индивидуального
предпринимателя (ИП) осуществляется регистрирующим
органом по месту постоянной прописки
в срок не более 5-ти рабочих дней с момента
подачи соответствующих документов или
с момента получения документов по почте.
Предпринимателю выдается свидетельство
о его регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя, а также ему присваивается
идентификационный номер в налоговых
органах. Этот номер не меняется при смене
места жительства.
ИП обязан уплачивать подоходный налог
по аналогии с налогом на прибыль, уплачиваемый
юридическими лицами (подоходный налог
– 13%, налог на прибыль - 27%).
При привлечении наемных работников с
сумм начисленной им заработной платы
уплачивается ЕСН (единый социальный налог,
26%).
Регистрация ИП утрачивает силу в случае
его признания банкротом или в день получения
регистрирующим органом его заявления
об аннулировании свидетельства.
Предприятие считается созданным и приобретает
статус юридического лица с момента его
государственной регистрации. Государственная
регистрация юридических лиц осуществляется
регистрирующими органами по месту нахождения
постоянно действующего исполнительного
органа, в случае его отсутствия по месту
нахождения иного органа или лица, имеющих
права действовать от имени юридического
лица без доверенности.
Для юридического лица с одновременной
постановке на учет в налоговом органе
в регистрирующий орган необходимо предоставить
следующие документы:
• Подписанное заявителем заявление о
государственной регистрации по форме,
утвержденной правительством РФ;
• Решение о создании юридического лица
в виде протокола, договора или иного документа
в соответствии с законодательством;
• Учредительные документы юридического
лица (как подлинники, так и нотариально
заверенные копии);
• Свидетельство об оплате госпошлины;
• Если в качестве учредителей привлекаются
иностранные юридические лица – выписка
из реестра иностранных юридических лиц
соответствующей страны происхождения
или иное равное по юридической силе доказательства
юридического статуса иностранного юридического
лица – учредителя.
Отказ в государственной регистрации
допускается в случае нарушения установленного
законом порядка образования юридического
лица или несоответствие учредительных
документов закону.
В случае государственной регистрации
юридического лица вносится соответствующая
запись в государственный реестр юридических
лиц. Регистрирующий орган в течение 1
дня с момента регистрации выдает документ,
подтверждающий внесение записи в реестр.
Предприятие действует на основании двух
учредительных документов: устава и учредительного
договора. Они представляют собой свод
условий функционирования прав и обязанностей
предприятия.
Некоммерческие организации руководствуются
в своей деятельности соответствующими
положениями об этих организациях.
Хозяйственные товарищества действуют
на основании учредительного договора.
Хозяйственные общества (ЗАО и ОАО) действуют
на основании учредительного договора
и устава.
На основании устава действуют ООО (с одним
учредителем, если два учредителя и выше
– учредительный договор и устав), АО,
производственные кооперативы и унитарные
предприятия.
Предприятие как юридическое лицо должно
иметь свое фирменное наименование.
Фирменное наименование хозяйственных
товариществ содержит либо имя одного
или нескольких участников с добавлением
слов «и компания» и указанием, какое это
именно товарищество, либо имена всех
его участников и слова «полное товарищество»
или «товарищество на вере» (в последнем
случае указываются имена только полных
товарищей).
Фирменные наименования других юридических
лиц содержат их наименования и указание
на организационно-правовую форму.
Размер уставного капитала регламентируется
законодательством.
Практически для всех организационно-правовых
форм установлена нижняя граница – 100
МРОТ. Для ОАО, унитарных предприятий и
совместных предприятий (независимо от
их организационно-правовой формы) установлена
нижняя граница допустимого размера уставного
капитала в 1000 МРОТ. Для государственного
унитарного предприятия установлена граница
– 5000 МРОТ, для муниципальных – 1000 МРОТ,
казенные предприятия не формируют устав.
50% от размера уставного капитала вносится
на момент государственной регистрации,
оставшиеся 50% должны быть уплачены в течение
года после государственной регистрации,
за исключением производственных кооперативов
(10% на момент регистрации) и АО (50% уставного
капитала выплачивают в течение 3 месяцев
с момента государственной регистрации).
Количество участников создаваемого предприятия
не ограничивается законодательством,
за исключением ЗАО – не более 50 человек.
Если их становится 51, необходимо преобразовываться
в ОАО.
В полном товариществе кол-во участников
неограниченно, но если в полном товариществе
остается 1 участник, оно должно быть в
течение полугода преобразовано в хозяйственное
общество.
Число участников ООО не должно превышать
установленных законом пределов в 50 человек.
В противном случае его в течение года
необходимо преобразовать в ОАО.
АО и ООО не могут иметь в качестве единственного
участника хозяйственное общество, состоящее
из одного лица.
В производственных кооперативах не должно
быть менее 5-ти человек.
Лицензирование отдельных видов деятельности.
В РФ предприятия и предприниматели
имеют право заниматься любым
видом деятельности, не запрещенной
законом, при условии, что отдельные
виды деятельности могут осуществляться
только на основании специального разрешения
(лицензии).
К лицензируемым относятся те виды деятельности,
осуществление которых не влечет за собой
нанесение вреда или ущерба здоровью,
жизни, правам, нравственности граждан,
обороне и безопасности страны.
В законе перечислено более 100 видов деятельности:
проектные работы, производство хлебобулочных
изделий, риэлторская деятельность и т.
д.
Лицензия выдается отдельно на каждый
лицензируемый вид деятельности.
Срок действия лицензии – не менее 3х лет.
(раньше лицензия выдавалась на год) По
истечение этого срока лицензия получается
в том же порядке, что и изначально. Продления
лицензии не может быть.
В Москве лицензирование осуществляет
комитет лицензирования г. Москвы (Новый
Арбат, 15).
В лицензирующий орган необходимо предоставить
следующие документы:
• Заявление на получение лицензии;
• Копия учредительных документов;
• Копия свидетельства о государственной
регистрации;
• Справка о постановке на учет в налоговом
органе;
• Справка об оплате услуг за рассмотрение
заявления (пошлина);
• Сведения о квалификации работников-соискателей
лицензии.
Заявление рассматривается в течение
30 дней.
При получении отказа его можно обжаловать
и требовать проведения независимой экспертизы.
Действие лицензии может быть
приостановлено в следующих случаях:
Выявлении нарушений лицензионных требований
и условий;
Не устранение выявленных нарушений.
Лицензия аннулируется решением суда
на основании следующих факторов:
• Незаконности решения о выдаче лицензии;
• При обнаружении недостоверных данных
в документах, предоставленных в лицензирующий
орган для получения лицензии;
• При неоднократном нарушении лицензионных
требований и условий.
В РФ лицензирование осуществляется на
федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне лицензируется
деятельность, связанная с соблюдением
экономических интересов и обороноспособности
страны. Субъекты федерации лицензируют
деятельность, связанную со здоровьем,
безопасностью, нравственностью своего
населения.
Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.
Деятельность предприятия
Юридическое лицо считается реорганизованным
с момента государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц. Различают
несколько форм реорганизации:
• Преобразование;
• Слияние;
• Присоединение;
• Разделение;
• Выделение по решению его учредителей,
либо органа юридического уполномоченного
на том учредительными документами.
В некоторых случаях, предусмотренных
законом, реорганизация юридического
лица в форме его разделения или выделения
из его состава других юридических лиц
осуществляется по решению уполномоченных
государственных органов, либо по решению
суда. (например, в случае борьбы с монополиями)
– антимонопольный комитет.
• Преобразование – это изменение организационно-правовой
формы предприятия. Права и обязанности
реорганизованного юридического лица
(право преемства) переходит к новому лицу
на основании передаточного акта.
• Слияние предприятий приводит к образованию
нового предприятия, т.е. юридического
лица, также на основании передаточного
акта.
• При присоединении одного юридического
лица к другому права и обязанности присоединенного
предприятия переходят к последнему на
основании передаточного акта. Первое
из них считается реорганизованным с момента
внесения в единый государственный реестр
юридических лиц соответствующей записи
о прекращении деятельности присоединенного
лица.
• Выделение – это выход из состава юридического
лица одного или нескольких юридических
лиц, к которым права и обязанности переходят
в соответствии с разделительным балансом
(без прекращения последнего).
• Разделение юридического лица происходит
также на основании разделительного баланса.
В соответствии с ним права и обязанности
реорганизуемого предприятия переходят
к вновь возникшим юридическим лицам (при
этом реорганизуемое предприятие прекращает
свою деятельность).
Передаточный акт и разделительный баланс
должны содержать положения о праве преемства
по всем обязательствам реорганизации
юридического лица по отношению всех должников
и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие
от реорганизации, влечет за собой прекращение
его прав и обязанностей юридического
лица без перехода к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано
принудительно и в обычном порядке.
Принудительно по решению суда предприятие
ликвидируется в следующих случаях:
• При осуществлении деятельности без
лицензии;
• При осуществлении деятельности, запрещенной
законом;
• При неоднократном и грубом нарушении
закона и других правовых актов;
• Вследствие признания его несостоятельным
(т.е., банкротом).
В обычном порядке юридическое лицо может
быть ликвидировано в связи со следующими
причинами:
• В связи с истечением срока, на который
оно создавалось;
• В связи с достижением цели создания;
• В случае признания судом недействительной
его регистрации.
Обязанности по проведению процедуры
ликвидации юридического лица возлагаются
на его учредителей, либо орган, уполномоченный
на том учредительными документами.
Решение о ликвидации предприятия незамедлительно
доводится до регистрирующего органа,
по согласованию с которым назначается
ликвидационная комиссия.
Процедура ликвидации юридического лица
проводится в следующем порядке ликвидационн
1 этап: в органах печати, публикующих данные
о государственной регистрации юридических
лиц, помещается информация о ликвидации,
порядке и сроках подачи требований кредиторам
(не менее 2х месяцев).
2 этап: по окончании этого срока составляется
промежуточный ликвидационный баланс,
который содержит сведения о составе имущества
ликвидируемого предприятия, перечень
требований кредиторов, а также результаты
их рассмотрения.
3 этап: удовлетворение требований кредиторов
в порядке, предусмотренном законодательством
в соответствии с промежуточным ликвидационном
балансом.
Порядок удовлетворения требований кредиторов:
В первую очередь удовлетворяются требования
граждан за причиненный вред их жизни
или здоровью.
Во вторую очередь производятся выплаты
(расчеты по выплате) выходных пособий
и оплате труда лиц, работающих по трудовому
договору, расчеты по выплате вознаграждений
авторам по результатам интеллектуальной
деятельности.
В третью очередь удовлетворяются требования
кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества ликвидируемого предприятия.
В четвертую очередь удовлетворяется
задолженность перед бюджетом и внебюджетными
фондами.
В пятую очередь – перед остальными кредиторами.
4 этап: по завершении расчета с кредиторами
составляется окончательный ликвидационный
баланс (до этого составлялся промежуточный).
5 этап: имущество, оставшееся после расчета
с кредиторами, передается учредителям
юридического лица и делится между ними.
6 этап: ликвидация завершается после внесения
соответствующей записи в государственный
реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Организационные типы построения производственной структуры предприятия
Для осуществления производственных процессов на предприятиях создаются основные и вспомогательные цеха и обслуживающие хозяйства.
Расчленение предприятия на производственные
подразделения (цеха, участки, службы),
принципы их построения, взаимной связи
и размещения принято называть производственной
структурой предприятия. Производственная
структура предприятия
Подготовка предприятий к
Каждое крупное предприятие расчленяется на крупные подразделения – цеха, службы, хозяйства – и подразделения низшего порядка – участки, отделения, рабочие места.
Расчленение на крупные подразделения предполагает деление предприятия на цеха: основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные.
Цех – это обособленное в административном отношении, но тесно связанное в производственном процессе подразделение предприятия, в котором изготавливаются изделия или части изделия или выполняется определенная стадия технологического процесса.
В основных цехах сосредоточены
процессы по качественному изменению
состояния или формы
Вспомогательные цеха не принимают непосредственного участия в выпуске продукции, а лишь способствуют этому, обеспечивают условия, необходимые для нормальной работы основных цехов (например, ремонтные цеха).
Обслуживающие хозяйства и службы выполняют работы по обслуживанию основных и вспомогательных цехов (например, складское хозяйство, энергетическое хозяйство, транспортный цех). Побочные цеха занимаются использованием и переработкой отходов основного производства (например, цеха товаров народного потребления).
Важным экономическим вопросом, связанным с производственной структурой предприятия, является соотношение между основными цехами и вспомогательными и обслуживающими цехами (участками). Процесс изготовления продукции происходит в основных производственных цехах, поэтому они должны занимать преобладающее место не только по своей роли в работе предприятия, но и по количеству занятых в них рабочих, по занимаемой производственной площади. Между тем даже на крупных предприятиях количество рабочих во вспомогательных цехах часто превышает численность производственных рабочих. Такое соотношение является результатом более высокого уровня механизации и автоматизации основного производства, который приводит к снижению трудоемкости работ в основных цехах, а следовательно, к сокращению численности основных рабочих. Одновременно увеличивается объем работ по уходу за оборудованием, его ремонту. Возникающее неблагоприятное соотношение в численности может быть устранено обширной механизацией вспомогательных работ.
Производственная структура
Производственная структура
Уровень специализации предприятия непосредственно определяет степень расчленения производственного процесса между цехами и формы кооперирования внутри предприятия и с другими предприятиями. Чем более специализировано предприятие, тем больше имеется оснований и возможностей для создания узкоспециализированных цехов.
Масштаб производства непосредственно определяет количественный состав цехов предприятия, размеры и уровень специализации. Чем больше по масштабу производство, тем больше на предприятии цехов и тем крупнее каждый цех по размерам, объему производства.
На крупных предприятиях возможно создание нескольких технологически однотипных цехов – механических, механосборочных, литейных. Наоборот, на небольших предприятиях возможно создание бесцеховой производственной структуры.
Характер технологического процесса непосредственно определяет состав цехов предприятия и отражается на их специализации. Чем больше деталей изготавливается из отливок, штамповок, тем больше оснований (с учетом масштаба производства) для организации самостоятельных литейных и штамповочных цехов.
Предприятия различных отраслей промышленности имеют разную производственную структуру. Даже внутри одной и той же отрасли производственная структура предприятий отличается большим разнообразием.
Вопрос о производственной структуре предприятия решается при строительстве новых предприятий, их реконструкции, в ходе перепланировки оборудования, механизации участков, цехов.
В основу организации цехов может быть положена технологическая, предметная или смешанная форма их специализации, поэтому различаются три типа производственной структуры предприятия.
Первый тип построения производственной
структуры предприятия –
К такому типу построения производственной
структуры относится
Недостатки технологического типа построения производственной структуры состоят в том, что руководство цеха несет ответственность только за определенную часть производственного процесса, не отвечая за качество детали, узла, изделия в целом. Трудно расположить оборудование по ходу технологического процесса, так как в цехе изготавливают самые разнообразные детали-заготовки. Поэтому приходится располагать оборудование по однородным типам, группам и тем самым увеличивать протяженность внутрицеховых перевозок. Так, в прессовых цехах создаются участки мелких, средних и крупных станков.
Технологическая специализация цехов увеличивает длительность производственного цикла. Организация основных цехов по технологическому признаку характерна для предприятий единичного и мелкосерийного производства, выпускающих разнообразную и неустойчивую номенклатуру изделий.
Второй тип построения производственной
структуры предприятия –
По мере увеличения масштабов производства
происходит углубление технологической
специализации цехов с учетом
габаритов оборудования или продукции,
используемого металла или
Экономика фирмы. Вопрос №3
Малые предприятия: характеристика, методы государственной поддержки.
Малые предприятия являются неотъемлемой
частью социально-экономической
В соответствии с новым законом к субъектам
МП относятся внесенные в государственные
реестры юридические лица, потребительские
кооперативы и коммерческие организации,
а также физические лица, зарегистрированные
в качестве ИП, крестьянские и фермерские
хозяйства, соответствующие следующим
условиям:
1. Для юридических лиц: суммарная доля
участия в их уставном капитале в РФ, к
субъектам РФ, общественных и религиозных
организациях, благотворительных и иных
органах не превышает 25%.
Доля принадлежащая одному или нескольким
лицам, не являющимися субъектами МП не
превышает 25%.
2. Средняя численность работников за предшествующий
календарный год не должна превышать 100
человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.
3. Выручка от реализации товаров (работ,
услуг) без НДС или балансовая стоимость
активов за предшествующий календарный
год не должна превышать предельные значения,
установленные правительством РФ.
Преимущества:
1) Гибкость
2) Адаптивность
3) Доступность организации большинству
граждан
4) Малые предприятия тратят мало средств
на управление своей деятельностью
5) Малые предприятия помогают разрешить
напряженную социальную обстановку с
плане трудоустройства – создание рабочих
мест
6) Часто используют вторичное сырье и
местные ресурсы
Недостатки:
1) Малый бизнес в России функционирует
в теневой экономике
2) Невозможность привлекать высококвалифицированных
управленцев
Меры государственной поддержки:
1. Специальные налоговые режимы, упрощенное
правило ведения налогового учета, упрощенные
формы налоговой декларации по отдельным
видам налогов и сборов.
2. Упрощенное ведение бухгалтерского
учета для отдельных видов деятельности.
3. Упрощенный порядок составления статистической
отчетности.
4. Льготный порядок расчетов приватизированное
государственное и муниципальное имущество.
5. Меры по обеспечению финансовой поддержки
субъектам МП.
Причины, почему государство поддерживает
данный сектор экономики:
1) Малый бизнес – среда для становления
среднего класса, а средний класс считается
основой поддержки государства. Средний
класс заинтересован в стабильности государственного
управления.
2) В отличие от крупных предприятий, составляющих
конкуренцию государству, размывающих
его границу и представляющих ему угрозу,
малый бизнес служит опорой государству.
3) Если предприниматель один раз попытается
создать свой собственный бизнес, даже
если он потерпит не удачу – он, как правило,
не оставит попытки создать бизнес. Государству
выгодно один раз вложиться в такого предпринимателя,
который впоследствии создаст новые рабочие
места.
4) (для экономически развитых стран) государство
путем поддержки малых предприятий пытается
компенсировать нанесенный ему когда-то
вред.