Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 05:57, курс лекций
Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.
Заметим, что в агрегированном виде
само право собственности
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется, распоряжается принадлежащим ему имуществом, а также может передавать эти свои права другим лицам. Согласно принципу возможного разграничения этих полномочий, то же право пользования предполагает вариант приложения данного объекта собственности с целью извлечения из него пользы. Не исключает право извлечения этой пользы через другой субъект пользователя имуществом.
Можно заключить, что возникновение и само существование аренды в качестве особого вида бизнеса основаны именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия: самого права собственности как правового господства лица над объектом собственности и права пользования вещью, т. е. применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и других выгод.
Правовые основы регулирования
арендных отношений рассмотрены
в Гражданском кодексе
В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. Согласно российскому законодательству в случае аренды недвижимости и в некоторых других случаях арендный договор подлежит государственной регистрации.
Широкое распространение получила сдача в аренду действующими предприятиями временно свободных зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств.
Предметом договора аренды могут быть и имущественные комплексы (например, предприятия в целом или их подразделения). Это создает условия для быстрого введения в действие производственных мощностей, использования готовой инфраструктуры. Такие условия необходимы в первую очередь малым и средним предприятиям. На практике встречаются договоры на аренду земельных участков и иных природных объектов в том случае, если объекты не подпадают под действие специальных нормативных актов.
Согласно законодательству в договоре аренды участвуют две стороны:
1) арендодатель – собственник имущества, предоставляющий его за плату во временное пользование;
2) арендатор – получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, указанным в договоре.
Преимуществом арендных отношений является предоставление возможности арендатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает, передавать с согласия арендодателя права и обязанности по договору аренды другому лицу. В данном случае заключается договор субаренды. Вследствие этого значительно расширяются возможности предприятий эффективно использовать арендуемые объекты в соответствии с изменяющимися условиями хозяйственной деятельности. Срок действия договора субаренды не может превышать периода действия договора аренды.
Ключевыми параметрами сделки являются форма, размер арендной платы, сроки и условия ее внесения. В зависимости от конкретных условий эти параметры существенно различаются. Наиболее распространенным методом арендной платы является установление твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из его составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в установленные договором сроки. В некоторых случаях, однако, возможна и единовременная выплата. При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата обычно устанавливается на единицу площади исходя из фактического размера переданного объекта.
Арендатор является собственником продукции и доходов, полученных в результате использования арендного имущества. Поэтому зачастую арендная плата может вноситься путем передачи части продукции арендодателю или посредством оказания определенных услуг. При недостатке денежных средств на начальных этапах становления бизнеса данный способ является наиболее почтительным для арендатора.
В качестве платы за пользование имуществом арендатор может осуществлять расходы на улучшение арендуемых объектов. Таким образом, арендная плата определяется в денежном или в натуральном выражении. Используются также различные сочетания данных форм оплаты.
При установлении размера арендной платы, как правило, рекомендуют учитывать:
1) величину амортизационных отчислений, начисляемых на стоимость арендованного имущества;
2) доход, который мог быть получен при непосредственном пользовании передаваемого имущества;
3) расходы на страхование арендуемого имущества;
4) затраты на проведение ремонта объектов после окончания сроков аренды;
5) стоимость дополнительных услуг, оказываемых арендодателем;
6) средний уровень арендной платы, сложившийся в данном регионе на аналогичные объекты.
При передаче в аренду зданий и сооружений арендная плата должна включать в себя стоимость пользования земельным участком, на котором они расположены.
Масштабы использования
Франчайзинговая форма организации бизнеса
С точки зрения процессов изменений в общеэкономической структуре производства, процессов интеграции и кооперации в ней широкое распространение получила такая форма организации предпринимательства, как франчайзинг.
Франчайзинг как форма хозяйственной интеграции мелкого и крупного бизнеса получил свое название от французского слова «франшиз» – «льгота, привилегия». Основное содержание этой формы взаимоотношений заключается в том, что мелкая самостоятельная фирма (оператор, франчайзи) функционирует прежде всего за счет долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзером), согласно которому франчайзер предоставляет оператору исключительное право на разработку, производство и сбыт под торговой маркой франчайзера на определенном рынке какого-то конкретного товара, работы, услуги.
Отличительными особенностями этой формы организации бизнеса называются следующие:
1) право собственности на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, ноу-хау и иное остается за фирмой-франчайзером;
2) лицензия («франшиза»), дающая право на использование вышеперечисленных элементов хозяйственной деятельности, продается мелкой фирме-франчайзи;
3) в договор о продаже лицензии включаются права франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательств франчайзера по оказанию квалифицированной помощи партнеру в обучении персонала, подборе помещений, проведении маркетинговых исследований и т. п.;
4) в процессе выполнения договора предусматривается получение франчайзером от франчайзи:
а) единовременной оплаты лицензии и необходимого оборудования;
б) периодических платежей в виде процента от объема продаж (или прибыли);
в) постоянных взносов в централизованный рекламный фонд.
Основные виды франчайзинга сложились согласно границам интеграции крупной и мелкой фирмы в этом процессе. Исходя из этого различают франчайзинг товарный, производственный и деловой (полноформатный).
При первой форме франчайзинга – товарной – франчайзером обычно является крупный производитель, у которого дилер-франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки. При этом реализация продукции конечным потребителям осуществляется исключительно от имени франчайзера. Часто право на продажу и сервис покупателей фирма-франчайзи получает на определенной территории, в каком-либо регионе. В качестве примеров здесь могут служить дилерские сети по торговле техникой (например, автомобилями), а также системы фирменных бензоколонок.
В случае производственного франчайзинга
имеет место продажа
Третий вид – деловой
Второй принцип взаимодействия мелких и крупных предприятий – корпоративный, который проявляется в деловом (потому и полноформатном) франчайзинге, когда фирма-оператор целиком подключается к полному циклу головной компании. При этом мелкие предприятия, естественно, полностью подчиняются стратегии развития корпорации, ее системе планирования, учета, организации управления, техническим условиям, стандартам, программам обучения персонала, информационной системе и т. п.
История развития франчайзинга не столь богата, как история арендных отношений. Как отмечается, франчайзинг зародился в США. Автодилеры начали свою деятельность на условиях франшизы в 1911 г., а нефтеперерабатывающие компании пришли к организации фирменных бензоколонок в 1920—1930-х гг. Устойчивый рост этой формы предпринимательства, как и лизинга, наблюдался с конца 1950-х и в течение 1960-х гг.: девять из десяти современных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В тот период рассматриваемая система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также фирменных магазинов. Системой контрактов в розничной торговле США ныне охвачено примерно 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов автосервиса, ресторанов и закусочных. На этих предприятиях занято (с учетом работающих собственников) свыше 3 млн человек, или 20 % всех работников отрасли.
В системе франчайзинга сегодня функционируют более 500 тыс. американских предприятий.
По сравнению с
1) готовая «пища» рынка, что дает возможность в кратчайшие сроки развернуть дело;
2) полный пакет четких инструкций, содержащий информацию о материалах, сырье, оборудовании, поставках, системе сбыта, методах и приемах работы;
3) работа под известной и уважаемой торговой маркой;
4) получение относительно дешевой и качественной рекламы различного масштаба – от местной до международной;
5) информация по наилучшему территориальному размещению бизнеса;
6) возможность покупки у франчайзера необходимого оборудования и материалов со скидками;
7) приобретение навыков работы по стандартам высокого качества.
Таким образом, франчайзинг помогает применяющему его предприятию оперативно занять достойное место на рынке и расширить уже существующие рынки, обеспечить передовую в данной отрасли организацию бизнеса и обеспечить реализацию этих задач, не вкладывая значительных объемов материальных и финансовых средств.
Не менее существенны
Примечательны, однако, внутренние специфические противоречия, связанные с объективно обусловленным несовпадением интересов участников этой формы предпринимательской деятельности. В первую очередь следует выделить противоречие между жесткостью единых стандартов, критериев и принципов, централизованно устанавливаемых франчайзером, и спецификой конкретных условий работы оператора-франчайзи.
В специальных исследованиях по
этой форме организации бизнеса
рассматривается также
Кроме того, отмечается противоречие между высокой платой за включение во франчайзинговые отношения и недостаточным, как правило, стартовым потенциалом новых франчайзи. Так, в США первоначальные затраты колеблются в диапазоне от 15 тыс. до 100 тыс. долларов, а в Англии – от 5000 тыс. до 50 тыс. фунтов стерлингов.
Очень важно и разрешение противоречия в интересах франчайзера и франчайзи в конкретном регионе. Первый нацелен на максимальный объем продаж и в случае благоприятной конъюнктуры стремится к наращиванию числа предприятий-партнеров, работающих на данном региональном рынке.
Опыт развитых стран свидетельствует, что важным средством решения проблем становится совершенствование практики составления и заключения соответствующих договоров. В них по настоянию малых фирм все чаще фиксируются: особенности условий хозяйствования в конкретном регионе; приемлемые сроки действия соглашений (3–5 лет) с возможностью их пролонгирования; формы финансовой помощи со стороны франчайзера; его обязательства по соблюдению эксклюзивных прав франчайзи на данной территории, по консультационной аудиторской поддержке и т. п.
Ключевая роль в разрешении анализируемых
противоречий, присущих франчайзингу,
принадлежит государству, обычно активно
поддерживающему