Эффективность использования трудовых ресурсов в торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Экономика нашей страны практически перешла на рыночные отношения и функционирует исключительно по законам рынка. Организации самостоятельно отвечают за свою деятельность, и принимают решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике, в условиях ужесточенной конкуренции, выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Эффективность трудовых ресурсов как экономическая категория. 4
1.1 Сущность и значение эффективности трудовых ресурсов. 4
1.2. Показатели и методы оценки эффективности трудовых ресурсов. 7
2. Исследование эффективности использования трудовых ресурсов ТПООО «Пуховичиторг» 14
2.1 Организационно – экономическая характеристика ТПООО «Пуховичиторг» 14
2.2 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов ТПООО «Пуховичиторг» 18
2.3 Оценка влияния факторов на эффективность трудовых затрат 25
3. Пути повышения эффективности труда ТПООО «Пуховичиторг» 29
3.1 Рекомендации по повышению эффективности трудовых ресурсов для торговых организаций 29
3.2 Конкретные рекомендации и пути повышения эффективности труда ТПООО «Пуховичиторг» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованной литературы: 39

Работа содержит 1 файл

s_vvedenia.docx

— 139.40 Кб (Скачать)

Очень многое зависит и  от личных качеств работников, их квалификации, стажа практической работы. Сказывается  на производительности труда уровне мотивации продавцов, специалистов и руководителей торговли.

Важным фактором роста  производительности труда является рациональная организация труда, внедрение  мероприятий научной организации  труда, которая основана на новейших достижениях науки и передовой  практики.

Оптимизация управления персоналом относится  к основным факторам повышения эффективности использования трудовых ресурсов торгового предприятия.

Под оптимизацией управления персоналом понимается формирование системы управления, обеспечивающей повышение эффективности  деятельности торгового предприятия.

Повышение качества трудовой жизни  обеспечивается:

- совершенствованием организации  труда в направлении расширения  обязанностей и обогащения содержания  работы, повышения самостоятельности  в принятии решений, создания  возможностей для удовлетворения  высших потребностей, таких как,  самоутверждение, развитие личности;

- совершенствованием условий труда.

 

3.2 Конкретные рекомендации  и пути повышения эффективности  труда ТПООО «Пуховичиторг»

 

Оценка показателей  по труду и использования  средств  на  оплату труда показала, что  эффективность труда в ТПООО  «Пуховичиторг» довольно низкая.  Для преодоления сложившейся отрицательной тенденции требуется разработка комплекса мероприятий:

  • Организационных – предусматривающих совершенствование структуры управления и режима работы, внедрение прогрессивных форм организации труда;
  • Экономические – использование эффективных форм материального стимулирования труда, увеличение поощрительных выплат работникам из прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • Технические – повышение уровня механизации труда, освоение новой техники, увеличение коэффициента использования торгового оборудования;
  • Технологические – внедрение новых методов или расширение торговли на основе прогрессивных методов, совершенствование технологии продажи товаров и товародвижения;
  • Социальные – создание благоприятного психологического климата в коллективе, улучшение условий труда и быта, сокращение текучести кадров.[6]

В качестве приоритетных мероприятий для повышения эффективности  использования трудовых ресурсов в  рамках ТПООО «Пуховичиторг»  планируются провести:

  1. Выявление и мобилизация возможных резервов роста производительности труда за счет:
    • Привлечение на работу лиц на неполный рабочий день.

Проводимые исследования показывают, что в связи с неравномерностью покупательских потоков потери рабочего времени у продавцов, кассиров и  других торгово-оперативных работников составляют 50% и более. Причем поток  покупателей изменяется не только по часам, но и по дням недели.  В этих условиях важное значение приобретает привлечение на работу в розничной торговле лиц с неполным рабочим днем. У лиц работающих в режиме неполного рабочего дня, наблюдается более высокая среднечасовая производительность труда по сравнению с работниками, занятыми в режиме полного рабочего дня. Это объясняется тем, что нагрузка на одного торгово-оперативного работника в часы пик выше, чем в обычные часы торговли. С другой стороны, работники, работающие с неполным рабочим днем, заканчивают выполнение своих трудовых обязанностей еще до того, как достигнут такого состояния усталости, когда в конце рабочего дня значительно снижается производительность труда.

Так в целом планируется  привлечь 23 человека на 0,5 ставки (студентов, домохозяек и пенсионеров): 13 человек  в торговые объекты по городу Марьина  Горка, 6 –  п. Дружный, 2 – гп. Руденск, 2 – г.Минск.  В результате относительное высвобождение составит 12 чел, или 6,08% к фактической численности работающих в отчетном году [12:189*100]. За счет этого фактора производительность труда торговых работников возрастет на 6,48% [6,08:(100-6,08)*100], или на 11,83 млн руб. [182,524*6,48:100].

    • Внедрение достижений научно технического прогресса..

Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах  кассиры освобождаются от подсчетов  стоимости покупок, предупреждаются  ошибки и примерно на 25% повышается производительность их труда. При работе продавцов на электронных весах, указывающих цену и стоимость  товара вместе с его весом, эффективность  труда возрастает в 2,0-3,0 раза. Благоприятно отражается внедрение прогрессивной  технологии товародвижения, позволяющей  сократить количество подсобных  рабочих и механизировать операции по транспортировке, разгрузке и  приемке товаров.

В торговые объекты организации  планируется установить 2 суммирующих  кассовых аппарата (ТД «Молодость», в  связи со значительными объемом  реализации) и 6 электронных весов. что  позволит высвободить соответственно 6 чел. За счет этого фактора относительное  высвобождение торговых работников составит 2,92%, и производительность труда возрастет на  3% (5,47 млн руб.).

  • Совмещения работником профессий, должностей. Так за счет совмещения должных обязанностей заведующего магазином и заведующих отделами, складом, продавцов и кассиров и др., планируется относительное высвобождение 5 человек (в организациях оборот которых сравнительно невысокий), что составит 2,65% к фактической численности торговых работников за отчетный год. В результате производительность их труда возрастет на 2,72% или на 4,96 млн руб.
  • Перевод магазина «Центральный» на метод самообслуживания. Правильная организация работы магазина на основе самообслуживания в 1,5 – 2 раза снижает затраты на покупку  в сравнении с магазинами, практикующими традиционные формы обслуживания и на 15-20% понимает производительность труда.

 

Обобщение прогнозных резервов представлено в таблице 15.

 

Таблица 15 –Обобщение прогнозных резервов повышения производительности труда работников ТПООО «Пуховичиторг»

Прогнозные резервы

Размер резервов

сумма, млн р.

в % к фактически достигнутому уровню производительности труда в отчетном году

Продолжение таблицы 15

1.Привлечение на работу  лиц на неполный рабочий день (23чел.)

11,83

6,48

2.Установка суммирующих  кассовых аппаратов и электронных  весов

5,47

3

3.Совмешение торговым работниками профессий, должностей и функций

4,96

2,72

Итого

22,36

12,19


Примечание - Источник: собственная  разработка

 

Таким образом, в результате реализации мероприятий общий прирост  производительности составит 12,19% и  приведет к увеличению товарооборота 4206,41 млн р. [12,19*189].

Важно также учитывать  следующие факторы:

  • Большое влияние на рост производительности труда оказывает улучшение условий работы. Исследования показывают, что производительность труда повышается при установке усовершенствованной вентиляции на 5-10%, правильном освещении помещений – на 5-15% и даже за счет окраски стен и других окружающих. Поэтому важно периодически проводить проверку состояния торговых объектов, ремонт и замену оборудования в случае необходимости;
  • Несоответствие ассортимента и качества товаров спросу  населения приводит к потерям рабочего времени продавцов и уменьшению среднего оборота на одного работника. Поэтому важно оперативно корректировать структуру товарооборота, изучая реализуемость тех или иных товаров и выявляя неудовлетворенный спрос;
  • Необходимость совершенствования системы образования сотрудников. В настоящее время на повышение квалификации организацией расходуются средства в размере не выше 0,5% фонда заработной платы. Однако этот показатель стоит постоянно наращивать, не жалея средств на повышение квалификации сотрудников, оплатой услуг здравоохранения, организацией досуга и отдыха за счет. В дальнейшей перспективе такие вложения в человека будут способствовать снижению текучести кадров, повышению производительности труда и окупятся благодаря росту доходов и конкурентоспособности организации;
  • Немаловажное значение окажет разработка норматива численности и структуры штатов с учетом формата розничной торговой сети и, соответственно, размера торговой площади, объема товарооборота, специализации, режима работы, технологий продажи, торгового обслуживания, интенсивности покупательских потоков, средней стоимости покупки и др.

Для снижения перерасхода  и повышения эффективности использования фонда оплаты труда предусмотрены следующие мероприятия:

    • Совершенствования системы стимулирования и премирования сотрудников;

Закрепление кадров, увеличение стажа работы положительно сказывается  на повышении квалификации и производственных навыков работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности и улучшению других показателей  деятельности организации. Как один из способов уменьшения текучести кадров является справедливая оценка труда, поощрение трудовой активности.  
 Целесообразно использовать систему премирования, по которой предусматриваются следующие виды премий:

  • Премия за увеличение личной производительности труда;
  • Премия за результаты деятельности отдельного торгового объекта;
  • Премия за личный  вклад в увеличение реализации (творческий подход, внедрение идей). 

 

    • Аттестация сотрудников.

Целью аттестации является оценка эффективности выполнения руководителями и специалистами (заведующими магазинами, отделами, заместители заведующих) и работников (в рамках каждого торгового объекта) своих должностных обязанностей. Основными задачами аттестации являются следующие:

  1. Объективная оценка результатов труда работников, выполнения ими своих должностных обязанностей и установление соответствия их занимаемым должностям.
  2. Выявление потенциальных способностей аттестуемого в целях решения вопроса о включении его в резерв на выдвижение.
  3. Определение необходимости дальнейшего повышения квалификации.
  4. Уточнение должностной инструкции конкретного работника по результатам аттестации.

 

Директором организации  создается аттестационная комиссия, обычно не более 4 человек.

Подготовка к проведению аттестации состоит из следующих  этапов:

1. Подготовка приказа  о проведении аттестации;

2. Составление списков  работников, подлежащих аттестации;

3. Подготовка графика  проведения аттестации;

4. Подготовка необходимых  документов для проведения аттестации;

5. Проведение разъяснительной  работы по проведению аттестации (не менее недели до начала).

 

На каждого работника, подлежащего аттестации составляется служебная аттестационная характеристика, которая отражает наиболее важные показатели, позволяющие сделать выводы о  профессионально-деловых, личных качествах, а также результата творческой деятельности.

Аттестационная комиссия проводит заседание в соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие документы на аттестуемых  работников.

Оценка и рекомендации считаются принятыми, если за них  проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов  принимается решение в пользу аттестуемого. [2]

 

В качестве оценки работы сотрудников  в рамках отдельной организации  эффективно применение управляющими (заведующими) контрольных листов опроса. Они представляет собой опрос сотрудников, касательно их алгоритма действий во время одного из организационных мероприятий, происходящих в повседневной жизни любого магазина, например, его открытия или закрытия. По результатам проверки контрольных листов выявляется соответствие действий сотрудников положениям должностной инструкции. В случае если сотрудник допускает ошибки, их можно оперативно устранить. Кроме того, контрольные листы помогают руководству понять, как повысить эффективность работы сотрудников организации и что для этого необходимо сделать. Помимо этого, аттестация даёт возможность руководителям не просто понять ошибки персонала, но и осознать их причины. [16]

 

Возможные решения аттестационной комиссии по результатам аттестации:

-направление сотрудника  на дополнительное обучение или  стажировку (по результатам отмечен  хороший потенциал при недостатке  теоретической подготовки).

-включение сотрудника  в состав резерва на выдвижение (выявлены лидерские качества, подтверждена высокая квалификация).

-повышение должностного  оклада без изменения должности,  начисление премии (при полном  соответствии занимаемой должности  отмечено существенное улучшение  текущих результатов, достойное  подобной формы поощрения).

-сохранение прежнего  рабочего места и должностного  оклада (отмечено полное соответствие  сотрудника занимаемой должности  без каких-либо дополнительных  оценок).

-понижение в должности  или понижение ставки оклада (определено  несоответствие занимаемой должности  с отсутствием перспектив исправления  ситуации).

-увольнение (отмечено ухудшение  результатов деятельности сотрудника, выявлены качества, исключающие  возможность работы в сервисе,  допущены нарушения должностной  инструкции, влекущие за собой  немедленное увольнение).

Информация о работе Эффективность использования трудовых ресурсов в торговой организации