Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма организации розничной торговли предприятий в условиях рыночной экономики их функций и характеристик. А также анализ предприятий розничной торговли.
Задачей данной работы является анализ, выявление закономерностей в организации розничной торговли организаций а так же посторенние моделей этих процессов
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Предприятие как основное звено рыночной экономики…………………….5
1.1 Понятие предприятия и его сущность……………………………………….5
1.2 Признаки классификации предприятий……………………………………..6
1.3 Особенности развития предприятий
в условиях рыночной экономики……………………………………………….14
2. Розничные торговые предприятия в новых условиях хозяйствования……15
2.1 Понятие розничных торговых предприятий и объединений, их характерные особенности………………………………………………………………………….15
2.2 Функции розничных торговых предприятий и объединений…………….16
2.3 Основные экономические показатели розничных предприятий…………17
2.4 Государственное регулирование и поддержка розничных торговых предприятий и объединений……………………………………………………………………19
2.5 Организационно-правовые формы розничных предприятий и объединений………………………………………………………………………………...21
3. Характеристика торгового предприятия на примере cети магазинов розничной торговли «Холидей» …………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Обратный переход от самообслуживания к торговле через прилавок в нашей стране произошел в 1990—1991 гг. Это было вызвано инфляцией и последующим быстрым скачком цен, сильнейшим дефицитом товаров и обострением проблемы воровства в магазинах.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.
За рубежом и в ряде
российских магазинов при продаже
товаров методом
Дополнительные услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкурентоспособности.
В соответствии с Общероссийским
классификатором услуг
Дисконтные магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами устанавливается продавцом: может браться определенная авансовая сумма, может оплачиваться стоимость изготовления карты или карта выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму.
Комиссионные магазины реализуют непродовольственные товары, в том числе с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает заранее оговоренный процент от его стоимости после реализации; стоимость товара устанавливается с согласия продавца. Магазины «Секонд хэнд» реализуют совсем дешевые непродовольственные товары. Такие магазины особенно распространены на Западе.
Магазины «Бутики» реализуют модные товары (одежду) или товары редкого спроса (изысканное вино) по высоким ценам.
Характеристика розничных торговых предприятий по типам
Типизация — это процесс унификации магазинов. Типизация магазинов заключается в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению.
Сегодня разработан государственный стандарт «Розничная торговля. Классификация предприятий» (проект), предусматривающий следующие типы магазинов:
Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. Универмаг имеет важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.
Универсам — предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м., торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.
Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах достаточно высокие. Для супермаркетов характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований.
Гипермаркеты. Их основная отличительная черта — доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Гипермаркет отличается от супермаркета большими размерами, дальнейшим развитием методов самообслуживания и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Все товары транспортируются в гипермаркеты поставщиками напрямую в гипермаркеты.
Гастроном — это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (250—300 кв. м) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия, сопутствующие товары. Значение гастрономов не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов — универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и расширяется зона, обслуживаемая каждым супермаркетом, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателями и где можно купить понадобившиеся срочно товары.
Мини–маркет. Имеет небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционный метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.
Специализированные магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов от супермаркетов — насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара.
Павильон — это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск — это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.
В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает совершенствование методологии планирования — совокупности приемов и способов разработки планов. Основными направлениями совершенствования методологии планирования являются:
• повышение научно - технического и расчетно-экономического обоснования планов;
• широкое применение системы
прогрессивных технико-
• дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоёмкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.
Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Напомним, что под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работы, установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив — величина относительная, характеризующая степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д.
2. Розничные торговые предприятия в новых условиях хозяйствования
2.1 Понятие розничных торговых предприятий и объединений, их характерные особенности
В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля. Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей.
Социальное значение розничной
торговой сети заключается в удовлетворении
материальных, социальных и бытовых
потребностей членов общества, повышении
уровня жизни народа, создании благоприятных
условий для всестороннего
Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, то есть проводить хорошее маркетинговое исследование, а так же противостоять своим конкурентам.
Функции розничной торговой сети:
2.2 Функции розничных торговых предприятий и объединений
Розничные торговые предприятия выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг:
Все эти действия составляют
от 20 до 50 % стоимости продаваемых
в розницу товаров. Столь высокий
показатель еще раз подчеркивает
необходимость понимания
Обеспечение товарного ассортимента: средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более чем 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, торговец предоставляет своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.
Все розничные предприятия предлагают несколько видов продукции, однако каждый из них специализируется на определенном ассортименте. Супермаркеты предлагают широкий выбор продуктов питания, лекарственных препаратов, туалетных принадлежностей и товаров для дома, другие магазины, одежду и аксессуары. Большинство покупателей, даже маленькие дети, прекрасно разбираются в ассортименте, предлагаемом тем или иным розничным торговцем.
Подготовка товаров: Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговцам большие партии товаров в соответствующей упаковке и таре. А предприятия предлагают продукты в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом заключается функция подготовки поступающих партий товаров.