Издержки производства и их место в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить сущность проблемы управления издержками на предприятиях (в организациях), резервы и перспективы их снижения. Задачи:
1. Проанализировать различные классификации издержек
2. Дать понятие себестоимости, определить ее состав и основные методы калькуляции
3. Обосновать выбор различных концепций управления издержками
4. На основе практической деятельности российских предприятий и организаций определить методы снижения себестоимости.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Для поддержания этих убыточных объектов требуется большая часть прибыли, которую приносит основная деятельность. Это может оказаться очень накладно для предприятий, которые в противном случае были бы благополучными.

     8. Низкий коэффициент использования активов, находящихся в собственности предприятий. Согласно некоторым подсчетам, минимум 20% производственных зданий в России не используются. Другие объекты загружены, согласно оценкам, еще меньше; это особенно касается станков и оборудования. Данная ситуация приводит к следующим последствиям:                                                                                                                                                                                                                                                                                      - Увеличение   расходов   на   содержание,   текущее   обслуживание, отопление, электроэнергию и других расходов без соответствующего увеличения дохода                                                                                                                                                                                                                                                                                       -  Потери рабочего времени и, соответственно, рост затрат на оплату труда из-за неиспользуемых и плохо используемых активов                                                                                                                                                                                                                                                                                  - Прямые убытки предприятия из-за обязательств по уплате налога на имущество,   которые   возникают   независимо   от   простоя   или   плохого использования активов

     Рассмотрим специфику снижения издержек на конкретных предприятиях (в организациях) России. Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий (ИТ), имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки. Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование ИТ может таить в себе "скрытые резервы", подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, что применение ИТ в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое "удовольствие": помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения (ПО), развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата ИТ-сотрудников: несколько человек в центральном офисе (ИТ-отдел) и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и пр. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом - около $300-350), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней - для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала - ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и т.п.), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое -прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует - в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.

     Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети).

     Вот они, "скрытые резервы", которые таятся даже в технологиях автоматизации. "Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, - считает Всеволод Михайлов, продакт-менеджер по оборудованию компании "Сервис Плюс", - и сделать это помогут те же ИТ, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования - в первую очередь, за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера". Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и т.д. обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (т.е. весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации). Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

     Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования - для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

     А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления - и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы.

     Уже есть конкретные примеры. Одним из них является Группа компаний "Контур", имеющая сеть магазинов в Москве и области. Внедрение инноваций - очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности. Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается несколько факторов, как внутренних, так и внешних. Внешние факторы: спрос на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены, затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п. Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция, осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства. Именно эти факторы оцениваются в первую очередь и являются решающими при принятии решения о внедрении нового изделия в производство. Конкурентоспособность продукции определяется ее качеством и ценой. Ясно, что повышение качества предполагает использование более дорогостоящего сырья и материалов, дорогих технологий и т.п. Снижение себестоимости продукции при сохранении уровня качества имеет предел. При принятии решения о производстве новой продукции всегда решается дилемма "себестоимость-качество", выбираются такие проекты, которые обеспечивают "лучшее качество меньшей ценой".

     В пищевой промышленности в условиях сильной конкуренции и низкого платежеспособного спроса населения на дорогую продукцию основная задача производителей: "...наладить выпуск более конкурентоспособной продукции с улучшением качества и товарным видом, с более длительным сроком хранения при одновременном удешевлении продукции" (из интервью директора молочного комбината Грузии). Эта же задача решается и на других предприятиях отрасли. Руководитель завода "Маргарин" г. Самары формулирует ее так: "В условиях ценовой конкуренции необходимо выпускать новую продукцию, и, одновременно с этим, не увеличивать цену как уже на выпускаемый товар, так и на новый" (интервью с гл. инженером).

     В условиях постоянного роста цен на энергию и энергоносители многие предприятия стараются удешевить производство за счет использования альтернативных источников энергии, более дешевых и доступных предприятию. Известны случаи таких нововведений, когда предприятие для удешевления производства при увеличении стоимости электроэнергии переходило на использование газа ("Спагетти", Грузия, "Иваптица" г. Иваново), или пыталось производить более дешевую электроэнергию на самом предприятии из собственного пара (г. Иваново, фабрика "Ткацкая").

     На некоторых предприятиях, например, ОАО "Механизм", в целях экономии расхода воды, энергии, топлива, газа и т.п. инновации состоят в установке счетчиков на их потребление, и это расценивается руководителями предприятий как нововведение. А на комбинате "Костюмные ткани" в целях снижения затрат на использование воды для технических целей проектируется бурение собственной скважины.

     Внедрение новых технологий направлено на улучшение экологической обстановки на предприятии. При этом внедрение технологий, не дающих других результатов, кроме экологических и улучшений условий труда, тем не менее, также положительно сказывается на экономии средств предприятия. Например, на заводе "Огни" целый комплекс нововведений, направленных на улучшение условий труда работников основного производства, позволил сократить процент брака продукции, потери сырья при транспортировке, за счет установки фильтров на плавильные печи сократились потери сырья. На других предприятиях отмечается очевидная выгода от внедрения таких нововведений за счет сокращения штрафов за загрязнение окружающей среды и сокращения средств на содержание очистных сооружений (ОАО "Механизм", ОАО "СЛПК", "Текстильщик" и др.).

     Снижение материалоемкости готовой продукции на примере предприятия ОАО "СЛПК" - это внедрение технологии, позволяющей снизить массоемкость газетной бумаги. На комбинате "Костюмные ткани" эта проблема решается за счет экономии красителей при отделке тканей путем уменьшения объемов заполнения камер в красильном производстве. На предприятии "Иваптица" внедрение новой технологии напольного содержания птицы привело к снижению расходов корма на 1 кг привеса.

     Новые технологии направлены также на снижение трудозатрат, например, на шахте "Угольная" внедрена технология, позволяющая при прокладке конвейера одновременно прокладывать рельсовый путь. Причем, авторами и инициаторами данной инновации являются работники шахты.

   
 
 
 
 

     4. 3аключение.

     Теперь, зная разнообразные классификации издержек предприятия, методы построения себестоимости готовой продукции, эффективные модели управления затратами и опыт российских фирм по их снижению, можно сделать определенные выводы. Выделяют три группы отечественных компаний в зависимости от того, как они относятся к управлению себестоимостью. Первая группа - это те, которые вообще не считают затрат. Вторая группа занимается снижением затрат. Большой эффект дают оптимизация складских запасов, контроль за расходом материалов, а также сокращение затрат на транспортировку продукции или выход на новые рынки, где доставка обойдется дешевле. Мысль о продажах это прерогатива третьей группы предприятий. Главное - это аккуратно разделить издержки на постоянные и переменные. Проблема заключается в том, что даже для двух схожих предприятий одинаковые статьи могут быть разнесены по - разному.

Часто при управлении себестоимостью приходится учитывать фактор времени. На короткой временной дистанции самый доступный  способ управления издержками - снижение. В среднесрочной перспективе  для управления затратами используются механизмы мотивации. Этому служат модели хозрасчета. Если руководство смотрит еще дальше, на первый план выходит повышение производительности. Тут ключевыми элементами выступают инвестиции.

     Хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их, но и увеличив отдачу этих затрат. Увеличение отдачи при фиксированном уровне затрат требует оптимизации складских запасов, поставки just in time, различных методик производственного планирования, управления ассортиментом, например, на основе финансовой привлекательности продуктов. 
 
 
 
 

     Список использованной литературы.

     1) Астапова Е. "Как быстро подсчитать издержки производства", Деловые связи, 1993г.,№1, с. 50-60

     2) Безруких   П.С.   Особенности   бухгалтерского   отчета  за   1997   год. Главбух, 1998, № 2, с. 8-15.

     3) Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. В помощь бухгалтеру. Положение о составе затрат, комментарии. - М.: ФБК,1996.-224с.

     4) Безуглов А. "Призрак банкротства бродит по России", Деловой мир, 1995г,№2

     5) Богатова Татьяна Снижение издержек и повышение качества. Возможно ли это? // Торговое оборудование в России № 2, 2002 г.

Информация о работе Издержки производства и их место в системе управления предприятием