Издержки производства и их место в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить сущность проблемы управления издержками на предприятиях (в организациях), резервы и перспективы их снижения. Задачи:
1. Проанализировать различные классификации издержек
2. Дать понятие себестоимости, определить ее состав и основные методы калькуляции
3. Обосновать выбор различных концепций управления издержками
4. На основе практической деятельности российских предприятий и организаций определить методы снижения себестоимости.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

    Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно.

     Издержки оппортунистического поведения. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.

     Издержки «политизации». Этим общим термином обозначаются издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности отсутствует. Большинство избирателей страны, большинство акционеров корпорации, большинство членов кооператива могут высказаться за решение, наносящее явный ущерб меньшинству. Руководитель может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно касается, без всякого согласования с ними.

     Концепция ABC формализует учет и анализ затрат по видам деятельности (activity-based costing) в части распределения накладных расходов на конкретные товары, работы и услуги. Традиционные варианты распределения накладных расходов реализуются в бухгалтерском учете и основываются на показателях объема (натуральных или стоимостных), прямых затратах на оплату труда или машино-часах (при высокой степени механизации и автоматизации труда). В основе концепции ABC не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический расчет реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отражения данных в рамках главной книги. Подобные расчеты не требуют ежемесячного мониторинга и не корректируются с закрытием бухгалтерских счетов в конце каждого месяца. Они выполняются вне бухгалтерских регистров и носят долгосрочный характер. Временной рамкой таких расчетов является полугодие или год.

     Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей. Известно, что компания может выдерживать конкуренцию либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо предлагая превосходящую конкурентов продукцию (услуги). Эти две принципиально различающиеся стратегии должны представлять интерес не только в рамках стратегического менеджмента, они предполагают различные перспективы анализа затрат и управления затратами. Информация об издержках в той или иной форме важна для всех компаний, но различные стратегии требуют различных взглядов на затраты.

     На наш взгляд, очевидна оправданность такого подхода к управлению затратами, однако его практическая реализация в отечественной сфере услуг требует более высокого уровня внутрифирменного финансового менеджмента. Перечисленные концепции управления затратами, как видно, не однородны. Одни концепции (функциональные затратообразующих факторы, добавленная стоимость) основываются на учетных характеристиках затрат и затрагивают бухгалтерскую сторону управления затратами. Другие концепции (структурные затратообразующие факторы, цепочка ценностей, ABC, стратегическое позиционирование) рассматривают затраты как объект управления не столько в учетном, сколько в экономическом плане. 

      Глава 3. Пути снижения затрат на производство продукции.

      3.1. Стратегическое управление издержками предприятия

      Концепция стратегического управления издержками, в дальнейшем SCM от английского Strategic Cost Management, появилась сравнительно недавно и в настоящее время часто используется ведущими консалтинговыми фирмами в качестве рекомендаций для практического использования. Основные положения этой системы восходят к основам стратегии предприятия и базируются на фундаментальных понятиях и принципах стратегического менеджмента. Наиболее полно эти положения изложены в книге [12], материалы которой будут использованы при изложении SCM в настоящем разделе.

      Появления SCM явилось результатом слияния трех направлений стратегического менеджмента:

1.   Анализ цепочек ценностей.

2.   Стратегическое позиционирование.

3.  Анализ и управления факторами, определяющими затраты.

     Под цепочкой ценностей, следуя М. Портеру [7], будем понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой    продукции,    доставленной    конечному    пользователю,    включая обслуживание   потребителя.   Акцент   делается   не   только   на   процессах, происходящих внутри фирмы, а гораздо более широко, выходя за рамки конкретного предприятия.

     Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками предприятия   в   зависимости   от   его   стратегического   выбора   создания конкурентных преимуществ. Согласно Портеру предприятие может добиться успеха в конкурентном соперничестве                                                                                                                                                                                                      - либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат);

- либо   предлагая   потребителям   разнообразную,   превосходящую

конкурентов, продукцию (стратегия дифференциации продукции).

     Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками будут различаться в зависимости от стратегического позиционирования.

     Затратообразующие факторы рассматриваются в рамках SCM более широко, чем в предыдущем разделе. Их список далеко не исчерпывается носителями издержек, которые соответствуют определенным этапам бизнес-процессов и элементам деятельности.  Эти  факторы подразделяются на структурные и функциональные и имеют достаточно высокую степень общности. Например, один из наиболее важных функциональных факторов - это фактор вовлеченности рабочей силы, который состоит в степени принятия работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию. Затратообразующие факторы также зависят от стратегической ориентации предприятия, которая состоит в выборе: быть лидером в своей отрасли или двигаться вслед за лидером.

     В  чем  же  существенное  отличие традиционного подхода к  управлению издержками от SCM? Отличие состоит в принципиально другом мировоззрении в отношении к процессу управления издержками. Можно говорить о том, что меняется парадигма управления издержками. Отметим основные различия в мировоззренческом отношении к традиционной системе и SCM. Отличие с точки зрения цели. Целью в рамках традиционного подхода является снижение издержек любыми путями, как основной способ удержания и завоевания конкурентных преимуществ. В рамках SCM эта цель также имеет место, но планирование системы управления затратами резко меняется в зависимости от основного стратегического позиционирования предприятия: лидерство по затратам или дифференциация продукции. Более того, в рамках каждого из стратегических направлений возможно планирование увеличения значения издержек на каком-либо участке цепочки ценностей, если это вызовет адекватное снижение издержек для других участков либо принесет фирме некоторое другое конкурентное преимущество. Отличия с точки зрения описания поведения затрат. В рамках традиционной системы издержки рассматриваются главным образом как функция объема продукции. И в связи с этим производится обстоятельный анализ переменных, постоянных и смешанных издержек. Объем продукции рассматривается как критический фактор образования затрат. С позиций SCM затраты прежде всего зависят от стратегического выбора. И в этой связи затраты являются функцией гораздо более общих структурных и функциональных факторов. В дальнейшем проводится характеристика основных разделов SCM. 

      3.2.Снижение себестоимости продукции. Специфика российских предприятий

     Среди основных методов и резервов снижения себестоимости продукции можно выделить следующие:

     1. Внедрение     новой     техники,     механизация     и     автоматизация производственного   процесса,    совершенствование   технологии,    внедрение прогрессивных материалов: как можно более дешевых и одновременно более качественных по своим физическим и потребительским свойствам. Речь здесь идет   о   так   называемых   инновациях   на   предприятиях:   продуктовые, технологические  и  организационные  инновации,  тем  или  иным  образом предполагающие получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направленные на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение продукции на рынок. Это основной метод уменьшения себестоимости и все последующие методы непосредственно связаны с ним.

     2. Расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово - поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту продукцию в небольших  количествах.  Развитие  специализации  требует  установления  и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

     3. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно уменьшается удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

     4. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов  на единицу продукции,  сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

     5. Резервы   сокращения   цеховых   и   общезаводских  расходов,   которые заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов   в   значительной   степени   включается   также   заработная   плата вспомогательных   и   подсобных   рабочих.   Проведение   мероприятий   по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских средств. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

     6. Создание эффективной внутрифирменной системы коммуникаций путем применения различных информационных технологий (IT). Помимо традиционных издержек, которые несут предприятия, российские предприятия сталкиваются с двумя специфичными видами издержек, имеющими важное значение в условиях России, которые часто бывают довольно обременительными и снижение которых может привести к значительному приросту прибыли.

     7. Объекты социальной сферы: квартиры, дома отдыха, рабочие общежития, детские лагеря, предприятия общ. питания, дома культуры, бани, спортивные сооружения, школы и детские сады, магазины, учреждения здравоохранения, киоски, ателье, коммунальные услуги, подсобные хозяйства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Информация о работе Издержки производства и их место в системе управления предприятием