Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:42, курсовая работа
Цель работы - выявить сущность проблемы управления издержками на предприятиях (в организациях), резервы и перспективы их снижения. Задачи:
1. Проанализировать различные классификации издержек
2. Дать понятие себестоимости, определить ее состав и основные методы калькуляции
3. Обосновать выбор различных концепций управления издержками
4. На основе практической деятельности российских предприятий и организаций определить методы снижения себестоимости.
Рис.10. График общих издержек производства
График общих издержек также получаем суммированием двух графиков -переменных и постоянных затрат. Кроме этого, по аналогии с постоянным и переменными издержками, мы можем посчитать и средние общие издержки.
Средние (общие) издержки [average (total) cost, АТС] затраты на изготовление единицы выпуска. С одной стороны, мы можем выразить величину средних общих издержек через отношение общих издержек к объему выпуска. С другой стороны, общие издержки - это сумма постоянных и переменных издержек. А это значит, что средние постоянные издержки также могут быть представлены в виде суммы средних постоянных издержек и средних переменных. Соответственно, график средних общих издержек мы получаем через суммирование графиков средних постоянных и средних переменных:
Рис.11. График средних общих издержек производства
Наиболее эффективным выпуском будет тот, который соответствует минимальному размеру средних общих издержек. То есть на единицу выпуска будет приходиться минимальное количество затрат на ее производство. На рисунке ситуация эффективности производства обозначена черной точкой. Эта точка (минимум средних общих издержек) характеризует наиболее эффективную величину выпуска.
Мы уже упоминали термин эффективность. Теперь, когда Вы знаете теорию издержек, можно дать его определение:
Эффективность - характеристика соотношения объема произведенных благ и затрат на их производство.
Предельные издержки (marginal cost, MC)- увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу. Как посчитать предельные издержки?
Как отношение изменения общих издержек к изменению объема выпуска: MC= ∆TC / ∆Q= FC+VC / Q = AVC+ AFC (5)
Общие издержки мы можем представить в виде суммы переменных и постоянных затрат. Итак, предельные издержки - это сумма изменения величины постоянных издержек на единицу изменения объема выпуска и изменения величины переменных издержек на единицу изменения объема выпуска производства. Но ведь постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются, то есть: AFC = 0 (6). А это значит, что предельные издержки - это, прежде всего, изменение переменных издержек по отношению к изменению объема выпуска на единицу, то есть:
Изобразим изменение предельных издержек на графике:
Рис.12. Изменение предельных издержек на графике
Кривая предельных издержек пересекает
кривые средних переменных и средних общих
издержек в точках их минимума. После этих
точек кривые средних общих и средних
переменных издержек начинают возрастать,
а издержки на факторы производства - увеличиваться.
Что происходит с величиной предельных
издержек:
Изменение предельных издержек | Как это отражается на графике |
Предельные издержки меньше средних общих: МС < АТС | Кривая предельных издержек ниже кривой средних общих затрат. Имеет смысл наращивать производство |
Предельные издержки равны средним общим: МС = АТС | Кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих в точке ее минимума. Точка эффективного производственного выпуска |
Предельные издержки больше средних общих: МС >АТС | Участок кривой МС - над кривой средних общих. После точки пересечения средние издержки начинают увеличиваться с каждой единицей объема производства. Дальнейшее производство не выгодно для производителя |
Глава
2. Управление издержками
производства на предприятии.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип той или иной деятельности. В такой теоретической и практической области знания, как управление затратами основными базовыми концепциями являются:
- концепция затратообразующих факторов;
- концепция добавленной стоимости;
- концепция цепочки ценностей;
- концепция альтернативности затрат;
- концепция трансакционных издержек;
- концепция ABC;
- концепция стратегического позиционирования.
Концепция затратообразующих факторов является традиционной для большинства видов предпринимательской деятельности. Форму концепции эта практика обрела в 80-х годах XX столетия в работах Шерера (Scherer, 1980), Остера (Oster, 1982), Каплана (Kaplan, 1982. 1987), Дикина и Махера (Deakin & Maher, 1984), Портера (Porter, 1985), Купера (Cooper, 1986) и Риле (Riley, 1987). В основе концепции функциональные (операционные) и структурные затратообразующие факторы. Функциональные (операционные) факторы связаны со способностью компании успешно функционировать. В числе функциональных факторов все виды внутрифирменных ресурсов (мощностей) и эффективность их использования, а также вовлеченность рабочей силы в процесс постоянного усовершенствования, комплексное управление качеством, рациональность планирования, конфигурация проекта (расчета), использование связей с поставщиками и/или заказчиками в контексте цепочки затрат фирмы.
В числе структурных факторов — масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальная и вертикальная интеграция, технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат, сложность, обусловленная широтой ассортимента изделий и услуг. Каждый из этих факторов подразумевает выбор компании, управляющей себестоимостью. При некоторых допущениях возможно определение влияния на затраты каждого такого фактора.
Итак, концепция затратообразующих факторов с включением в число таковых структурных факторов, как теоретическая основа управления затратами, была сформулирована на Западе в 80-х годах XX столетия. Следует отметить, что в этот же период (1985 г.) в России была проанализирована зависимость поведения затрат от структурных факторов применительно к бытовым услугам.
Очевидно, что структурные затратообразующих факторы влияют на общий уровень затрат не столько в учетном бухгалтерском, сколько в экономическом смысле. Эффект оптимизации в данном случае достигается не в результате изменения состава затрат, а за счет рационализации использования внутрихозяйственных ресурсов, повышения их оборачиваемости.
Концепция добавленной стоимости также широко распространена в западной теории и практике. Наряду с изложенной выше концепцией она представляет современную традиционную парадигму управления затратами. В рамках концепции добавленной стоимости составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода к управлению затратами является максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией, соответственно из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей.
Думается, что такой подход суживает сферу влияния операционных расходов на затраты, и аналитические оценки с этих позиций вряд ли могут быть исчерпывающими в материалоемких видах деятельности. Что же касается нематериалоемких работ и услуг, то подход к анализу поведения затрат с позиции концепции добавленной стоимости может быть вполне оправданным. Концепция цепочки ценностей впервые была сформулирована Портером (Porter, 1985). Концепция исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления затратами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы.
Концепция цепочки ценностей, таким образом, основывается на расширительном подходе к формированию и управлению затратами и предлагает учитывать затратообразующих механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набора видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями. В этой концепции имеется очевидное рациональное зерно, однако, предлагаемые в ней подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной хозяйственной среде из-за отсутствия необходимой информации. Концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.
Действие данной концепции распространяется:
1) на текущие операционные затраты, например осуществить доставку собственным транспортом или воспользоваться услугами специализированных структур;
2) на принятие и проведение инвестиционных решений, например при оценке вариантов возможного вложения капитала.
Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой сумму экономии (прирост дохода), которую могла бы получить компания, если бы избрала иной вариант использования ресурсов.
Концепция трансакционных издержек. Концептуально трансакционные издержки вызревали в 30-х годах XX столетия в рамках «нового институционализма». В качестве самостоятельной темы проблематика трансакционных издержек заявляет о себе в 60-70-х годах в США и Западной Европе и связана в первую очередь с именами двух экономистов — Р.Коуза и О.Уильямсона.
Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующими детального документального оформления и предполагающими простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.
В современных условиях при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Причем это справедливо как при вступлении организации в контакт с внешними субъектами рыночных отношений, так и внутри организации, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. Трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. К трансакционным издержкам относят:
Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка — как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители — на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.
Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются мощным источником этих издержек.
Издержки измерения. Любой продукт или услуга — это комплекс характеристик. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне, как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.
Информация о работе Издержки производства и их место в системе управления предприятием