Издержки обращения торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………3
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности торгового предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность издержек обращения…………………………...5
1.2. Виды издержек обращения и их классификация…………………………15
1.3. Особенности формирования издержек обращения торгового предприятия в современных условиях………………………………………………………...21
2. Анализ издержек обращения предприятия торговли……………………….25
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия торговли…………………………………………………………...25
2.2 Характеристика основных показателей, определяющих причины издержек обращения предприятия……………………………………………...27
2.3. Анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Факторный анализ издержек обращения…………………………………………………….29
2.4. Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат……………..31
3. Рекомендации по снижению издержек обращения…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………...…………………………41
Приложение 1…………………………

Работа содержит 1 файл

Издержки обращения предприятия торговли.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

              Полное фирменное наименование на русском языке: Открытое Акционерное Общество «Азык», сокращенное фирменное наименование: ОАО «Азык». Общество является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства.

              Общество осуществляет все права собственника на принадлежащее ему имущество. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет фирменное наименование, самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, товарный знак, образцы которого утверждаются Обществом и регистрируются в установленном порядке, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

              Акционерное общество «Азык» является открытым акционерным обществом. Акционеры могут отчуждать акции Общества без согласия других акционеров Общества. Общество вправе также проводить открытую подписку на выпускаемые им акции в порядке и с учетом требований ФЗ «Об акционерных обществах» и других правовых актов Общество может также проводить закрытую подписку на свои акции, за исключением случаев, когда настоящим Уставом или правовыми актами Российской Федерации возможность проведения закрытой подписки ограничено.

Целями деятельности Общества являются получение прибыли путем производства и реализации товаров народного потребления, товаров и услуг.

Основными видами деятельности Общества являются:

      торгово – посредническая, торгово — закупочная и коммерческая деятельность;

      производство товаров народного потребления, продукции производственно – технического назначения;

      оптовая, мелкооптовая и розничная торговля производимой продукцией и услугами, всеми видами движимого и недвижимого имущества, товаров, механизмов и промышленного оборудования, стройматериалов, сырья и полуфабрикатов, запчастей и деталей, проведение всех видов торговых сделок и иных законных операций с имуществом в том числе – в форме аукционов.;

      сдача в аренду движимого и недвижимого имущества;

      осуществление самостоятельной внеэкономической деятельности в соответствии с направлениями деятельности и в рамках действующего законодательства;

      оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных, маркетинговых, экспертных и прочих услуг;

      лизинг.

Организационная структура управления ОАО «Азык» сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства (Федеральный закон № 120-ФЗ «Об акционерных обществах» и гражданским Кодексом РФ), и исходя из требований, предъявляемых рыночной экономикой.

ОАО «Азык» зарегистрировало свою деятельность как самостоятельное предприятие 27 января 1995 года. Оно было создано на базе КОРП «Азык» в результате приватизации и располагает на 01.01.2005 года уставным капиталом в размере 4989 тысяч рублей и добавочным капиталом в размере 11442 тысячи рублей.

Уставный капитал общества разделен на:

- 6888 привилегированных акций,

- 492003 обыкновенных акций

Номинальная стоимость одной акции – 10 рублей. 96,17 % акций принадлежит ОО ТД «Рост» и 3,83 % - физическим лицам.

Основной вид деятельности предприятия – розничная и оптовая торговля продуктами питания, а также сдача свободных площадей в аренду. Доля розничного товарооборота в общем объеме выручки от реализации в 2005 году составила 93,4 %, оптового товарооборота 4,1 % и аренды – 2,5%.

 

 

2.2 Характеристика основных показателей, определяющих причины издержек обращения предприятия

 

 

Для анализа показателей уровня издержек ООО «Азык» используем таблицу 1. Для проведения анализа показателей предприятия мы пользовались данными, взятыми из бухгалтерской и статистической отчетности. 

 

 

Таблица 1.

Динамика показателей выручки и издержек за 2005-2006гг.

 

Показатели

Год

Абс. отклонение, ±

Темп роста, %

2005

2006

Выручка от продажи товаров и услуг в действующих ценах, тыс. руб.

285560

326140

4058

114,21

Выручка от продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб.

285560

291980

642

102,25

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

235330

267850

3252

113,82

Уровень себестоимости проданных товаров, %

824,1

821,3

-0,28

-

Издержки обращения, тыс. руб.

51860

45440

-642

87,62

Валовая прибыль, тыс. руб.

50230

56580

635

112,64

Уровень валовой прибыли, %

17,6

17,4

-0,2

-

 

По данным таблицы 1 можно сказать, что выручка от реализации товаров и услуг в действующих ценах увеличивалась в течение исследуемого периода. В 2006г. по сравнению с 2005г. выручка увеличилась на 14,21% или в сумме на 4058 тыс. руб., В сопоставимых ценах выручка от реализации товаров и услуг в 2006г. по сравнению с 2005г. возросла на 2,25%, в сумме это составило 642 тыс. руб.

Издержки обращения на протяжении исследуемого периода при увеличении объемов деятельности в 2006г. по сравнению с 2005г. снизились на 12,38% или 642 тыс. руб.

Затраты предприятий складываются из следующих основных статей и групп: расходов по оплате труда, транспортных расходов, расходов на содержание основных средств, связанных с товарными запасами, прочих расходов. Их анализ начинается с выявления изменений во времени и анализа явлений динамики. Основной целью анализа издержек обращения является определение комплекса показателей, которые позволяют оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов предприятия. Но для начала проанализируем динамику расходов по обычным видам деятельности (по элементам затрат) ОАО «Азык» за 2005-2006гг. (таб. 2), данные взяты из бухгалтерской отчетности.

Таблица 2

Динамика расходов по обычным видам деятельности (по элементам затрат) ОАО «Азык» 2005-2006гг.

Показатели

2005 год

2006 год

Абсолютное отклонение, ±

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Материальные затраты

55740

47,5

50980

44,1

-476

Затраты на оплату труда

42370

36,1

42250

36,6

-12

Отчисления на социальные нужды

10220

8,7

9930

8,6

-29

Амортизация

1890

1,6

1970

1,7

8

Прочие затраты

7250

6,1

10350

9

310

Итого затрат

117470

100

115480

100

-199

 

 


2.3. Анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Факторный анализ издержек обращения

 

Проанализировав динамику издержек необходимо также уделить внимание факторам, оказывающим влияние на издержки обращения.

В процессе деятельности торговых предприятий на величину затрат влияет множество факторов основными из которых являются: объем и структура товарооборота, изменение цен на товары и тарифов на услуги, организация транспортирования товаров, оборачиваемость оборотного капитала, состояние материально-технической базы, дислокация торговых предприятий, состояние дорог, размещение товарооборота по торговым предприятиям и другие. Изучение этих факторов позволяет наметить пути экономии издержек обращения. Факторы, влияющие на издержки обращения, можно подразделить на вызывающие их повышение и снижение.

Факторы, вызывающие повышение издержек обращения, связаны, прежде всего, с повышением культуры торговли, с улучшением качества обслуживания населения.

Факторы, вызывающие снижение издержек обращения, весьма многочисленны и делятся на факторы общеэкономического характера, экономико-организационные факторы и факторы, связанные с техническим прогрессом.

К общеэкономическим факторам относятся: совершенствование системы учета и контроля; экономико-организационным факторам: укрупнение или разукрупнение торговых предприятий; совершенствование технологии, компьютеризация относятся к факторам, связанным с техническим процессом.

Основным показателем, отражающим объем деятельности торговой организации, является оборот розничной торговли. Влияние объема оборота розничной торговли на уровень издержек обращения определяется путем условного подразделения расходов на малозависящие и зависящие от объема оборота розничной торговли: условно-постоянные и условно-переменные расходы.

Степень реагирования издержек обращения в целом на изменения суммы оборота розничной торговли определяется коэффициентом эластичности издержек обращения от оборота розничной торговли. Подставив значения в формулу 14 мы получим, что коэффициент эластичности в 2004г. составил -0,96, а в 2005г. – 0,91.

Для определения влияния изменения оборота розничной торговли на уровень издержек обращения используем формулу 15

=-1,52%

 

Таким образом, можно сделать вывод, что под влиянием оборота розничной торговли уровень издержек обращения уменьшился на 1,52% в 2006г.

Теперь определим влияние изменения оборота розничной торговли на сумму издержек обращения, для этого используем формулу 16:

=328,84 тыс. руб.

 

Таким образом, из расчета видно, что под влиянием оборота розничной торговли сумма издержек обращения увеличилась в 2006г. на 328,84 тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом.

На изменение уровня издержек обращения влияет не только оборот розничной торговли, но и его структура. Повышение доли в общем объеме продаж более издержкоемких товаров оказывает влияние на рост уровня издержек обращения в целом по предприятию и наоборот, уменьшение этой доли приводит к снижению общего уровня расходов.


2.4. Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат
 

Следующим этапом анализа является разбивка всех затрат на условно-постоянные и условно-переменные, для оценки издержек обращения. Такую разбивку приведем по розничной торговле. Аналитические данные приведены в таблице 3.

При оценке издержек обращения в части условно-постоянных расходов в первую очередь анализируются абсолютные значения, а при оценке условно-переменных издержек – их уровни. По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что доля условно-постоянных расходов в общей сумме издержек в 2006г. составила 47,87%, что свидетельствует о снижении по сравнению с 2005г. (51,06%) на 3,19%.

 

Таблица 3

Данные по статьям издержек обращения ОАО «Азык» 2005-2006гг.

Показатели

2005год

2006год

переменные

постоянные

переменные

постоянные

Расходы на транспортировку товаров, продуктов, сырья, тыс. руб.

380

 

180

 

Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд, тыс. руб.

 

1740

 

470

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, тыс. руб.

 

11750

 

8940

Расходы на оплату труда, тыс. руб.

18980

8130

18750

7860

Единый социальный налог, тыс. руб.

3230

1390

3260

1390

Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб.

 

 

 

 

Потери от недостачи, порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, тыс. руб.

10

 

20

!

Амортизация имущества, тыс. руб.

 

1140

 

1430

Расходы на рекламу, тыс. руб.

80

 

 

 

Отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов, тыс. руб.

1600

 

1080

 

Налоги и сборы, тыс. руб.

 

1320

 

1290

Прочие расходы, тыс. руб.

1100

1010

400

370

Итого расходов, тыс. руб.

25380

26480

23690

21750

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия