Издержки обращения торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………3
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности торгового предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность издержек обращения…………………………...5
1.2. Виды издержек обращения и их классификация…………………………15
1.3. Особенности формирования издержек обращения торгового предприятия в современных условиях………………………………………………………...21
2. Анализ издержек обращения предприятия торговли……………………….25
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия торговли…………………………………………………………...25
2.2 Характеристика основных показателей, определяющих причины издержек обращения предприятия……………………………………………...27
2.3. Анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Факторный анализ издержек обращения…………………………………………………….29
2.4. Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат……………..31
3. Рекомендации по снижению издержек обращения…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………...…………………………41
Приложение 1…………………………

Работа содержит 1 файл

Издержки обращения предприятия торговли.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула

                                                                                    (6)

где:  ∆И – сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.

И1, И0 – сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.

Расчет абсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между издержками отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.

Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.

                                                                                    (7)

где:  Тпр. – среднегодовой темп изменения суммы издержек обращения;

Иn – сумма издержек обращения последнего года, руб.;

Иm – сумма издержек обращения первого года, руб.;

n – количество лет в анализируемом периоде.

К структурным показателям относятся доля переменных (Дпер.) и постоянных (Дпост.) издержек в общей сумме издержек обращения, доля i-ой статьи расходов в общей сумме издержек обращения (Дi) и доля издержек обращения в себестоимости торговой деятельности (ДИ).

Предельные показатели определяются по формуле:

                                                                      (8)

где:  ПРИ – предельные издержки, руб./ед.;

Иn – сумма издержек n-го периода, руб.;

Иn-1 – сумма издержек предшествующего периода, руб.;

Оn – оборот розничной торговли n-го периода, ед.;

On-1 – оборот розничной торговли предшествующего периода, ед.

При проведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек (In).

                                                                                    (9)

Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)

                                                                                    (10)

где:  Уn – уровень издержек n-го периода, %;

Уn-1 – уровень издержек предшествующего периода, %

В результате трансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозировании издержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержек обращения следующего вида.

IИ=Iу*IО                                                                                    (11)

где: IО – индекс роста оборота розничной торговли;

IИ – индекс роста издержек обращения.

Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.

IП >IО >IИ                                                                                    (12)

где: IП – индекс роста прибыли.

Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня издержек обращения и повышение эффективности их использования за счет увеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.

Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек (Ту), который определяется по формуле

                                                                                    (13)

 

На издержки обращения оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют одновременно как в сторону снижения издержек, так и в сторону их повышения. При этом одни факторы являются специфическими и оказывают влияние на издержки обращения в отдельных подотраслях, торговых системах, звеньях товаропроводящей сети или на отдельные статьи издержек, другие же факторы являются общими и влияют на издержки обращения всех звеньев торговли, на все или многие статьи издержек обращения.

Из них наиболее значимыми являются:

-         изменение объема, состава и структуры оборота розничной торговли;

-         изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций;

-         изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы;

-         изменение времени и скорости товарного обращения;

-         изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;

-              изменение производительности труда работников.

Следовательно, на уровень издержек обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовых цен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержек обращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использование выделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышение производительности труда, выбор форм обслуживания покупателей – все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину издержек обращения.

Степень реагирования издержек на изменения объема деятельности может быть определена с помощью коэффициента эластичности издержек обращения от оборота розничной торговли (КЭ). Однако при его использовании следует принимать во внимание систему дополнительных показателей, так как этот показатель не учитывает фактор неоднородности издержек обращения. В условиях высоких темпов инфляции, он может быть интерпретирован как степень реагирования затрат в целом на изменение суммы оборота розничной торговли.

                                                                                    (14)

где:  - изменение издержек обращения, %;

- изменение оборота розничной торговли, %.

При этом необходимо учитывать, что статьи и элементы затрат, взятые обособленно, зависят от оборота розничной торговли не одинаково. Так, для постоянных издержек этот коэффициент будет равен нулю. Следовательно, рост оборота розничной торговли может сопровождаться увеличением абсолютной величины не всех издержек обращения, а только переменной их части (уровень переменных издержек при этом не изменяется). Повышение суммы постоянных расходов изменением объема деятельности объяснять, естественно, нельзя.

Таким образом, рост оборота розничной торговли сопровождается увеличением абсолютной величины издержек обращения, однако их уровень будет снижаться; уменьшение оборота розничной торговли, хотя и сопровождается некоторым сокращением суммы издержек, их уровень повышается.

                                                        (15)

где: - изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения оборота розничной торговли, процентных пунктов;

- сумма условно-постоянных расходов базисно периода, руб.;

О1, О0 - оборот розничной торговли отчетного и базисного периода соответственно, руб.;

Для определения влияния изменения оборота рознично торговли на сумму издержек обращения нужно пересчитать сумму переменных расходов базисного периода с учетом оборота розничной торговли отчетного периода.

                                                        (16)

где:  - уровень условно-переменных издержек базисного периода, %;

- сумма условно-переменных издержек базисного периода, руб.

Измерять зависимость уровня издержек обращения от объема деятельности рекомендуется и с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа.

Таким образом, при анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям.

 

 

1.2. Виды издержек обращения и их классификация

 

 

Все расходы на продажу делят на две большие группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы на продажу представляют собой статьи затрат, которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры объема продаж. К ним относятся: расходы на аренду торговых единиц; амортизация основных фондов; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; оплата труда работников по окладам или тарифным ставкам, на ремонт основных средств, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др. Эти издержки обращения являются постоянными только в коротком периоде деятельности. Средние постоянные расходы (сумма постоянных расходов в расчете на 1 ед. объема продаж, например, на 1000 руб.) по мере роста объема продаж имеют тенденцию к снижению[3].

К остаточным расходам относится та часть постоянных затрат, которые имеют место на предприятии в период прекращения его деятельности по реализации товаров. К стартовым же издержкам обращения также относится часть постоянных расходов, которые возникли в связи с возобновлением торговой деятельности предприятия.

Переменными называются издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема и структуры продаж. К таким издержкам обращения относятся:

      на перевозку товаров;

      затраты по упаковке и подработке товаров;

      расходы на рекламу; на представительские расходы;

      затраты по оплате процентов за пользование займами;

      расходы на оплату труда работников по сдельным расценкам и др.

Сущность этих расходов можно выразить и так: к переменным относятся расходы, связанные с использованием производственных факторов, величина которых определяется изменениями объема реализации товаров.

Характер зависимости переменных расходов от объема продаж имеет различную степень эластичности. В тех случаях, когда переменные расходы на продажу изменяются в одинаковых пропорциях с объемом оборота торговли, их называют пропорциональными расходами на продажу. Большая часть переменных расходов на продажу, при нормальных условиях хозяйствования, изменяется в одинаковом направлении с изменениями объема оборота торговли, их называют депрессивные.

Расходы, которые изменяются в относительно большей пропорции по сравнению с оборотом торгового предприятия, получили название прогрессивных переменных издержек обращения.

Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек обращения. Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных их видов является одним из основных принципов классификации, который позволяет обеспечить эффективное управление ими.

На практике перед предприятиями возникает вопрос об оценке эффективности процессов расширения или сокращения торговой деятельности. При его решении важно уметь рассчитать величину прироста расходов в связи с расширением экономической деятельности или сокращения расходов при ее уменьшении. Указанные виды расходов называются предельными. Предельные расходы представляют собой изменения величины общих расходов, происшедшие в результате изменения объема продаж на одну единицу.

Предприятия определенное внимание должны уделять изучению структуры издержек обращения (доли постоянных и переменных расходов).

Издержки обращения характеризуют величину потребленных ресурсов. Они представляют собой перенесенную в процессе осуществления хозяйственной деятельности часть стоимости основных фондов, расходы, связанные с использованием оборотных средств и на использование рабочей силы.

Исходя из характера общественного труда и содержания экономических процессов в сфере обращения все расходы очень часто делят на две группы: дополнительные и чистые. Деление расходов на продажу на дополнительные и чистые позволяет правильно определить границы материального производства, глубже исследовать процессы, происходящие в сфере обращения, и совершенствовать на этой основе управление ими, определять резервы по экономии средств и повышению эффективности функционирования торговой отрасли и экономики страны в целом.

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия