Издержки обращения торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………3
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности торгового предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность издержек обращения…………………………...5
1.2. Виды издержек обращения и их классификация…………………………15
1.3. Особенности формирования издержек обращения торгового предприятия в современных условиях………………………………………………………...21
2. Анализ издержек обращения предприятия торговли……………………….25
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия торговли…………………………………………………………...25
2.2 Характеристика основных показателей, определяющих причины издержек обращения предприятия……………………………………………...27
2.3. Анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Факторный анализ издержек обращения…………………………………………………….29
2.4. Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат……………..31
3. Рекомендации по снижению издержек обращения…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………...…………………………41
Приложение 1…………………………

Работа содержит 1 файл

Издержки обращения предприятия торговли.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

К дополнительным относят затраты, связанные с движением потребительной стоимости, продолжением процессов производства в сфере обращения. Эти затраты являются дополнительными по отношению к сфере обращения и в общественно необходимых размерах включаются в стоимость товара. При наличии нерациональных расходов их величина также включается в состав расходов[4].

Другая группа расходов связана со сменой форм стоимости и включает расходы по учету, на рекламу, затраты, связанные с кассовыми операциями, и другие эти расходы относят к чистым, вытекающим из сущности сферы обращения. Они не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства и производительного труда в сфере обращения.

Большое значение имеет распределение затрат по видам с точки зрения причин, повлекших эти затраты. С этих позиций их можно классифицировать по следующим группам: затраты на маркетинговые исследования и закупку товаров; общепроизводственные и административные затраты; затраты на сырье и материалы; затраты на энергию; затраты на персонал.

В отдельных случаях при группировке затрат выделяют амортизационные отчисления, затраты на риск, отчисления (различные налоги, страховка и т.п.) Имеются и другие признаки деления издержек обращения по группам: на оперативные и расходы на содержание аппарата управления, прямые и косвенные и др.

Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания номенклатура статей издержек обращения определена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и включает следующие статьи издержек обращения:

1)  транспортные расходы (оплата транспортных услуг организаций за перевозки, погрузке в транспортные средства и выгрузке из них; экспедиционных и других услуг; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств, их утепление; плату за временное хранение грузов в пределах нормативных сроков в соответствии с заключенными Договорами; за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам);

2)  расходы на оплату труда (затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий, стимулирующих и компенсационных выплат, затраты по оплате труда работников не списочного состава, занятых в основной деятельности);

3)  отчисления на социальные нужды;

4)  расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря (платежи за текущую аренду, коммунальные услуги, электроэнергию, обслуживание и содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории и др.);

5)  амортизация основных средств (амортизационные отчисления на полное восстановление собственных и арендованных производственных средств);

6)  расходы на ремонт основных средств (проведение всех видов ремонта основных производственных средств, в том числе и арендованных);

7)  износ санитарной и специальной одежды столового белья, посуды, приборов, других МБП (затраты по использованию МБП, расходы по стирке и починки столового белья, санитарной и спальной одежды, обуви и др.);

8)  расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд (стоимость различных видов топлива, израсходованных на технологические и иные производственные нужды);

9)  расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку;

10)                 расходы на рекламу (расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий, этикеток, упаковки, образцов выпускаемой продукции; на рекламные мероприятия через СМИ; участие в выставках, ярмарках; на оформление витрин, выставок-продаж и на проведение других рекламных мероприятий, связанных с деятельностью предприятия);

11)                 затраты по оплате процентов за пользование займом (платежи по процентам за кредиты банков, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков товаров, а также другие расходы по оплате процентов за пользование займами в порядке, установленном законодательством);

12)                 расходы на тару (амортизация (износ) тары, расходы по ремонту и естественному износу, стоимость тары в результате ее естественного износа, разница между приемными и сдаточными ценами на тару);

13)                 прочие расходы (представительские и командировочные расходы, а также расходы будущих периодов).

Расходы на рекламу, по оплате процентов за пользование займом и отдельные элементы прочих затрат относятся к нормируемым расходам. Также в торговых предприятиях нормируется естественная убыль при перевозке, хранении и продаже товаров и потери, которые неизбежны и обусловлены свойствами товаров и тары, особенностями их продажи.

К представительским расходам относятся: затраты по приему и обслуживанию представителей других предприятий включая иностранных, участвующих в переговорах с целью устранения или поддержания взаимовыгодного сотрудничеств также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа предприятия, в том числе расходы, связанные с проведением официального приема.

Расходы на командировки списываются на издержки обращения в тех случаях, когда они связаны с хозяйственной деятельностью. К указанным расходам относят проезд к месту назначения и обратно, наем жилого помещения, суточные за время нахождения в командировке.

Расходы торгового предприятия, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим (последующим) периодам, отражаются в издержках обращения как расходы будущих периодов. В указанную статью затрат включается арендная плата за аренду отдельных объектов основных фондов при предварительном перечислении, расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования, расходы на рекламу и подготовку кадров, уплаченные вперед.

Система потребительской кооперации является много отраслевой и осуществляет торговую, производственную, заготовительную деятельность, общественное питание. Следовательно, она имеет свои особенности учета затрат.

К издержкам обращения в бухгалтерском учете относят:

-   в торговых организациях - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализацией товаров;

-   в организациях общественного питания - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением продуктов, производством собственной продукции (кроме затрат сырья, стоимость которого учитывается обособлено от издержек обращения), рекламой, продажей изделий собственного производства и покупных товаров, а также с организацией их потребления;

-   в заготовительных организациях - расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственной продукции и сырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.

Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанные с основной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются в составе издержек обращения затраты непроизводственного и капитального характера, некоторые из которых должны производиться за счет прибыли торгового предприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационные отчисления.

 

1.3.      Особенности формирования издержек обращения торгового предприятия в современных условиях
 

Перемещение готовой продукции из сферы производства в сферу потребления обусловлено объективным процессом разделения труда в обществе. При этом доведение продукции от производителей к потребителям осуществляется с помощью различных посреднических организаций, которые объединены в одну отрасль экономики — торговлю. В настоящее время торговля, как оптовая, так и розничная, является наиболее привлекательной для предпринимательства. Этому способствует необходимость относительно небольшого стартового капитала в торговле, а также ее невысокая трудоемкость.

  Оптовая торговля создает предпосылки гибкости производства и его материально-технического обеспечения, что позволяет оперативно реагировать на  изменение конъюнктуры рынка.

    Следует различать расходы торговых организаций по закупке товаров, капитальные вложения и текущие затраты по реализации товаров, то есть затраты по организации процесса товарного обращения.

    Расходы по закупке товаров по своей сути авансируются предприятием и постоянно находятся в обороте. Их источниками является собственный оборотный капитал торговой организации, а также краткосрочные кредиты банка.

    Капитальные вложения, связанные с увеличением масштаба предприятия, являются единовременными затратами и возмещаются либо за счет собственных источников предприятия, либо за счет долгосрочных кредитов банков и др.

   Затраты торгового предприятия по организации процесса товарного обращения включают в себя издержки и затраты, не учитываемые в составе издержек обращения (налоги, сборы, штрафы, пени, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, потери от уценки товаров и т.д.).

    Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли.

   Издержки обращения являются исторической категорией, так как могут иметь место только в условиях существования товарно-денежных отношений, то есть когда результат производства принимает форму товара и распределяется путем обмена.

    Издержки являются важнейшим оценочным показателем работы предприятий торговли, в котором отражаются эффективность и качество их деятельности.

    Основное отличие издержек обращения от себестоимости в промышленности заключается в том, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, то есть торговые организации закупают уже готовые товары, затрачивая ресурсы только на доведение их до потребителей. А расходы, не включаемые в издержки обращения, покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.

Доведение товаров от производителей до потребителей связано с определенными затратами живого и овеществленного труда. Эти затраты, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы, связанные с нормальным процессом товаров: доставкой, комплектованием, хранением и продажей товаров, изучением спроса, рекламой, управлением предприятиями, обязательным социальным и медицинским страхованием, страхованием имущества. В издержки обращения включаются также и некоторые виды налогов, обязательных платежей и сборов.

    Издержки обращения современной торговли обусловлены целями производства и необходимостью организации товарного обращения продукции. Под издержками обращения торговли следует понимать затраты живого и овеществленного труда не только для создания условий хранения и продажи товаров, но и для обеспечения достаточно комфортной производственно-бытовой сферы трудовым коллективам, благоприятных возможностей покупки товаров покупателями.

    По своей экономической природе расходы торговли не являются однородными, так как неоднороден процесс обращения товаров. Являясь формой товарного обращения, торговля осуществляет, во-первых, продолжение процесса производства продукции в сфере обращения, выполняя операции, связанные с затратами труда производственного характера; во-вторых, процесс купли-продажи, смену форм стоимости — превращение товарной формы в денежную и наоборот. Смена форм стоимости связана с затратами труда непроизводительного характера[5].

Однако природа затрат не меняется от того, в какой отрасли они возникают. Они не перестают быть издержками обращения и в том случае, если в силу ряда причин образуются в другой сфере. Эти затраты, независимо от места их возникновения, дополняют затраты производителя по созданию товаров.

Перед торговыми предприятиями стоит задача обеспечить снижение величины постоянных расходов. Поэтому очень важно последовательно добиваться увеличения объема продаж, с тем, чтобы полностью загрузить мощности (торговые площади) и тем самым минимизировать постоянные затраты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ издержек обращения предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия торговли
 

Объектом исследования является ОАО «Азык», расположенное по адресу г. Казань, ул. Декабристов 83. Открытое акционерное общество «Азык», именуемое в дальнейшем – «Общество», создано в соответствии с гражданским Кодексом РФ Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» (далее ФЗ «Об акционерных обществах»), другими правовыми актами.

              Общество создано путем приватизации коммунального оптово – розничного предприятия «Азык» в соответствии с Законом республики Татарстан «О преобразовании государственной о коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)» от 05.02.1992г. № 1403-XII и Постановлением Комитета по управлении. Коммунальным имуществом при Главе Администрации города Казани (Постановление № 142 от 29.12.1994 г.).

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия