Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 06:09, курсовая работа
Трудовые ресурсы – население обоих полов в трудоспособном возрасте, мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 включительно. За исключением инвалидов 1-2 группы и лиц получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте. Трудовые ресурсы, являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами на предприятии возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, в составе штабных служб. Для того чтобы специалисты могли активно содействовать реализации целей предприятия, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена.
Введение……………………………………………………..…….……...3
Глава 1. Формирование трудовых ресурсов…………………………..5
1.1 Состав, структура и функции трудовых ресурсов………………
1.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах………………5
1.3. Набор и отбор кадров…………………………………………..……7
Глава 2. Развитие трудовых ресурсов в современных условиях……….8
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе,
подготовка кадров и оценка результатов деятельности……… 9
2.2. Классификация методов анализа трудовых ресурсов и
построение системы управления трудовыми ресурсами. Подходы к управлению трудовыми ресурсами и показатели эффективности управления……………………………………………………………… 18
Глава 3.
3.1 Организационно-правовая собственность предприятия………………
3.2 Анализ трудовых затрат предприятия………………………………………
Заключение…………………………………………………………….…..
Список используемой литературы……………………………………….
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом, и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления персоналом. При структуризации должны быть обеспечены взаимо- увязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления персоналом.
Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала предприятия к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результатов анализа причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.
Исключительный эффект в практике совершенствования управления персоналом дает нормативный метод. Он предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерий построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления персоналом (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязей подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей, и специалистов управления персоналом организации.
Все шире применяется параметрический метод. Задача этого метода - установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия.
В последнее время на некоторых предприятиях при совершенствовании системы управления трудовыми ресурсами начали применять метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления трудовыми ресурсами или выполнения той или иной функции управления трудовыми ресурсами, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления персоналом и т. п.
Метод главных компонентов позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один.
Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения, управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения.
Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.
Наибольшее развитие в деле совершенствования управления трудовыми ресурсами получил метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений и определении границ и условий их применения.
Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления трудовыми ресурсами является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления трудовыми ресурсами и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.
Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направления развития системы управления трудовыми ресурсами группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания - выявит, возможно, больше вариантов путей совершенствования системы управления трудовыми ресурсами.
Метод «банка» идей позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещаний по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.
Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась «подсказка» о том, что и как следует сделать для решения задачи.
Морфологический анализ предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления трудовыми ресурсами. Суть этого метода заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги по три идеи и передает их остальным членам группы, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи и т. д. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет 108 вариантов.
Наибольший
эффект и качество системы управления
трудовыми ресурсами достигается в том
случае, когда применяется система методов
в комплексе. Применение системы методов
позволяет взглянуть на объект совершенствования
со всех сторон, что помогает избежать
просчетов.
Существуют подходы к управлению трудовыми ресурсами.
Технократический - приводит к тому, что все управленческие решения подчинены, прежде всего, интересам производства. Численность и состав работников определяется исходя из принимаемой техники технологического и операционного разделения труда.
Гуманистический – создание таких условий труда и такое его содержание, которое позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Согласно данной концепции функционирование производства, а главное его результат во многом зависит уже от соответствия численности и от персонала, рабочей силы, требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников.
Автократический – характеризуется наличием официальности с подчиненным, отсутствие доверительности нежеланием считаться с мнением работников. Вся философия сводится преимущественно к принудительному труду при угрозе увольнения в случае неподчинения и т.п.
Демократический- отношение к труду развивается под влиянием опыта в принципе он готов развивать умения брать ответственность и реализовывать поставленные цели. В этом случае человек не нуждается в постоянном контроле и развивает самоконтроль, но для этого нужны соответствующие условия.
Бюрократический – четкая фиксация формальных должностных обязанностей каждого служащего определить иерархии должностных взаимоотношений, прав и ответственности единообразия осуществления формализацию процедур в процессе управления.
Показатели эффективности управления персоналом.
Все результаты, достигнутые на предприятии, в первую очередь отражают эффективность деятельности персонала и, в частности, работников службы управления персоналом, обеспечивающих качество рабочей силы. Основная цель этой службы – обеспечение качества персонала, адекватного требованиям внутренней и внешней среды организации, используя современные знания, методы и рекомендации по реализации функций, а также весь потенциал работников СУП и менеджмента.
При определении целесообразности инвестирования в трудовые ресурсы, подходят методы расчета эффективности инвестирования капитала, например срока окупаемости инвестиций:
Ток=( К+Кр(1+i)):П+А+Акр
Где К - первоначальные инвестиции;
Кр – величина кредита, используемого для инвестиций;
П+А – валовые накопления (прибыль и амортизация);
Акр – амортизация кредита;
i – процент за кредит
Показатели отражающие экономию, получаемую предприятием за счет мероприятий, направленных на повышение качества персонала и качества трудовой жизни:
Эч=Ч1(1+Р:100)-Ч2
Где Ч1 и Ч2 – численность рабочих до и после внедрения;
Р – прирост объема производства в результате внедрения мероприятия.
Эс=УТКсргРт(1-Кт2:Кт1)
Где УТКсрг – среднегодовой ущерб от текучести кадров;
Рт1 – ущерб от не до получения продукции, когда увольняющиеся работники предупредили о желании уволиться, но дорабатывают 2 недели;
Рт2– ущерб от не до получения продукции от новичков;
Рт3 – затраты на обучение новичков;
Рт4 – дополнительные расходы, связанные с организацией работ по приему и увольнению по собственному желанию;
Ртn– другие расходы, связанные с текучестью;
Кт2 – ожидаемый процент текучести рабочей силы после внедрения комплекса мероприятий, направленных на снижение текучести, повышение лояльности работников предприятию, улучшение отношения к труду.
Кт1 – фактический процент текучести рабочей силы в связи с недостатками в организации труда на предприятии;
n – количество видов ущерба.
Глава
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объем проведенных исследований пока еще недостаточен для окончательных выводов о результативности программ по реорганизации условий труда, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции. Вместе с тем было установлено, что во многих случаях повышения производительности труда не отмечалось, что, видимо, было обусловлено крайней степенью его специализации.
Хотя эти результаты и указывают на то, что программы изменения организации труда способствуют повышению эффективности деятельности организаций, находятся специалисты, критикующие такие программы. Некоторые критики утверждают, что нельзя отдавать приоритет чувствам удовлетворения рабочего, по соображениям экономической эффективности. «Если уж изменять технологию и оборудование для улучшения условий труда, — говорят они, — то это следует делать только тогда, когда изменения обещают более высокую прибыль». Другие же говорят, что «многие рабочие не испытывают чувства отчуждения от своей работы и не хотят большей ответственности или привязанности к работе». Кроме того, эти же авторы заявляют, что попытки обогатить содержание труда зачастую разбиваются об ограничения, устанавливаемые профсоюзами в виде должностных инструкций, требований к срокам пребывания в должности, нормативных актов по ряду специальностей, а также наталкиваются на общее недоверие. Таким образом, руководство должно воздерживаться от реорганизации условий труда до тех пор, пока оно убедится в том, что рабочие предрасположены к нему. В ходе выполнения некоторых программ рабочим дали больше самостоятельности, чем они того желали. Результат — плохая работа и раздраженность работников. Ведущаяся в последнее время критика идеи реорганизации условий труда поддерживает такие взгляды. Тем не менее, при должной проработке программы совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров.
Информация о работе Использование трудовых ресурсов на предприятии