Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Современное положение в пищевой промышленности, характеризующееся сохранением глубоких кризисных явлений, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для эффективного преодоления кризиса. Одним из путей восстановления продовольственного потенциала России является использование возможностей интеграции предприятий в корпорации, объединенные технологическими связями и продовольственным рынком.

Содержание

Интеграция. …..3
Вертикальная интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции. ..…5
Горизонтальная интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли. ..…11
Интегрированные формирования. Особенности интегрированных формирований в пищевой промышленности. …..14
Литература

Работа содержит 1 файл

эконимика пиш.пром..doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Целесообразность  формирования интегрированных структур в пищевой промышленности региона обусловлена:

1) обострившейся проблемой импортозамещения отечественного продовольственного рынка продукцией низкого качества, в которую входят:

-диспаритет  цен на продукцию пищевой промышленности;

-значительная  часть выпуска продукции потребляется той частью населения, которые находятся за чертой бедности.

2) учетом процессов производства качественного нового уровня:

-улучшение результативности  труда, эффективность привлеченных инвестиций;

-явные диспропорции  в промышленности.

3) параметрами ресурсного потенциала и результативности хозяйственной деятельности на отраслевом уровне, имеющими неудовлетворительное значение:

-сумма убытка  и доля убыточных предприятий  ;

-инвестиции  в основной капитал;

-уровень износа  основных фондов;

-рентабельность производства.

4) рисками составляющими продовольственную угрозу для экономики пищевой промышленности:- высокая зависимость продовольственного рынка от импорта продовольствия;

-рост конкуренции  в системе продовольственного обеспечения;

- дефицит рабочих  кадров и снижение доли квалифицированных рабочих;

- неэластичность спроса на продукцию сельского хозяйства.

В 1999–2002 гг. появилась  новая тенденция – переход

от сравнительно аморфных образований типа конгломеным структурам, имеющим четкие организационно-правовые границы. В наиболее явном виде этот процесс наблюдается в нефтяной и металлургических отраслях, отмечен он также в химической, пищевой промышленности, гражданском авиастроении, ряде секторов военно-промышленного комплекса (хотя здесь многолетние попытки создания, или, точнее, восстановления, вертикально интегрированных структур «сверху» не были успешными).

Стоит отметить, что целесообразность построения интегрированной структуры обусловлена необходимостью рассмотрения конкурентоспособности пищевой промышленности на новом уровне . Построение структуры, отвечающей требованиям системности и обеспечивающей достижение предприятиями эффекта от операционной деятельности, – основа для вывода предприятий из кризиса.

Методический  подход к формированию интегрированной структуры, предлагаемый авторами, основан:

а) на построении алгоритма, предполагающего выделение  ведущих приоритетных направлений  развития пищевой промышленности;

б) выделении  этапов, мероприятий, которые необходимо выполнить в комплексе .

Этап 1. Уяснение текущего состояния развития пред-

приятий пищевой  промышленности. На данном этапе предполагается провести сравнительный анализ важнейших экономических показателей для того, чтобы определить, каким потенциалом обладают анализируемые предприятия. За основу берутся данные статистики, финансовой и бухгалтерской отчетности, результаты маркетинговых исследований, опросы по различным направлениям деятельности предприятий.

Этап 2. Установление приоритетов развития. Проводимый анализ текущего состояния платежеспособности анализируемых организаций позволит выявить уязвимые места в деятельности предприятий пищевой промышленности. Необходимым и достаточным условием данного

этапа является оценка основных сфер своей деятельности с использованием экспертного метода (привлечение авторитетных лиц для адекватной оценки целесообразности (нецелесообразности) развития своей деятельности в

конкретном направлении).

Этап 3. Разработка интегрированной структуры в

пищевой промышленности. На данном этапе предусматривается  формирование системы управления пищевой промышленностью на принципах комплексности и системности. Интегрированная структура в пищевой промышленности – сложное образование, содержащее

ряд основных, а  также промежуточных звеньев. Особое

внимание отводится  управлению продуктовой цепочкой (диверсификация бизнеса, расширение ассортиментного ряда, ориентация на потребителя, контроль качества, координация, установление обратной связи между пищевой промышленностью, с одной стороны, и АПК, сельским хозяйством, оптовыми и розничными сетями, местными органами власти на региональном уровне, с другой). В рамках данного этапа особое место

отводится оценке дополнительных резервов в производстве. Речь идет о сопоставлении норм потребления, установленных Институтом питания  в целом по стране, и фактическими значениями. Взаимосвязь, получаемая на

основе проведенных расчетов и отображаемая графически, покажет тот объем ресурсов, которым располагают предприятия.

Этап 4. Обоснование целесообразности формирования интегрированной структуры в пищевой промышленности.

Проведенные исследования, с опорой на экономические показатели и материалы статистики, позволяют  отметить, что внедрение интегрированной  структуры в пищевой промышленности служит мощным инструментом

повышения конкурентоспособности рассматриваемой

отрасли. Тесная взаимосвязь предприятий между  собой, ориентация на глубокую переработку  сырья, рациональное использование  имеющихся ресурсов и мощностей стремление производителей к производству качественного продукта и обеспечению вклада в выработку валового регионального продукта определили приоритеты

стратегического развития, создали определенные предпосылки  для формирования интегрированной  структуры в регионе.

Результатом предложенного  методического подхода являются конкретные мероприятия, использование которых в производстве в нынешних условиях хозяйствования служит объективной необходимостью для обеспечения доступа фермеров и сельхозпроизводителей к рынкам сбыта, привязанных к конкретной сырьевой базе (поиск эффективных партнеров, проявляющих интерес к переработке первичного сырья); повышения качества поставляемого на рынок продукта, сокращения числа простоев оборудования, снижения (в процентах) импортозамещения в пищевой промышленности за счет сотрудничества с местными поставщиками и предприятиями, технического совершенствования производства, создания

новых рабочих  мест (повышения квалификации рабочих); развития сопутствующих видов производств (ориентации на выпуск качественных продуктов питания для детей младшего возраста, разработки гибкой ценовой политики, предотвращения ценового сговора, эффективных систем коммуникаций производителей и потребителей); повсеместного внедрения технологии бережливого производства и других организационных мероприятий, нацеленных на совершенствование отрасли пищевой промышленности.

Данные мероприятия носят рекомендательный характер, следовательно, могут быть скорректированы каждым предприятиям с учетом специфики своей деятельности. Построение интегрированной структуры пищевой промышленности предполагает обязательный учет всех видов деятельности (как профильных, так и дополняющих, второстепенных), всесторонний анализ состояния внешней и внутренней среды, сопровождаемый составлением стратегического плана развития, тщательным мониторингом и оценкой полученных результатов.

Таким образом, прослеживается тенденция к использованию интегрированных структур в пищевой промышленности, которая пережила затяжной период стагнации в экономике; мотивы интеграции, как показало исследование, разнообразны. В зависимости от характеристики внешней среды (конъюнктуры, структуры отраслей экономики, институциональной среды, экономических условий) 

предпосылками интеграции могут быть:

а) стремление получить стратегические преимущества в сбыте и снабжении;

б) диверсификация, возможность увеличить прибыль, расширение сегментов рынка;

в) стремление усилить  рыночную мощь и прочие организационные  мероприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

1. Гумеров, Р. Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе / Р. Р. Гумеров // Российский экономический журнал. 2002. № 5–6. С. 24–25.

2. Ананьев, М. А. Формирование интегрированных хозяйственных структур продуктового типа / М. А. Ананьев // Региональная экономика: теория и практика. 2009.№ 1. С. 85–94.

3. Антонов, Г. Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России / Г. Д. Антонов// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 45–51.

4.Бабаев О.И. Использование потоковых подходов при стратегическом планирвоании предприятий пищевой отрасли//М.: Экономика и финансы № 11. 2005 г. (0,2 п.л.).

5.Бабаев О.И. Развитие интеграционных процессов в пищевой промышленности//М.: Вестник Московского университета МВД № 10, 2006 г. (0,3 п.л.).

6. Экономика предприятия пищевой промышленности. Учебник А,В,гордеев, О,А, Масленникова и т.д. 2-е изд.,-М.: Агроконсалт,2003

7. Пищевая промышленность в условиях рыночной экономии.под ред. Е,И, Сизенко.-М.:Пищепромиздат,2002

8. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

9. Михайлушкин А.И. Экономика С-Пб Питер 2005

10. Экономика отрасли. Серия « Учебники и учебные пособия;. Ростов на Дону: Феникс,2003

Информация о работе Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности