Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Современное положение в пищевой промышленности, характеризующееся сохранением глубоких кризисных явлений, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для эффективного преодоления кризиса. Одним из путей восстановления продовольственного потенциала России является использование возможностей интеграции предприятий в корпорации, объединенные технологическими связями и продовольственным рынком.

Содержание

Интеграция. …..3
Вертикальная интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции. ..…5
Горизонтальная интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли. ..…11
Интегрированные формирования. Особенности интегрированных формирований в пищевой промышленности. …..14
Литература

Работа содержит 1 файл

эконимика пиш.пром..doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Горизонтальная  интеграция - потенциальный стратегический шаг, который может предпринять фирма. Горизонтальная интеграция, означает приобретение деловых операций на том же уровне цепочки приращения стоимости. Это может означать:

-приобретение  операций с подобными продуктами  для аккумулирования синергии  и достижения степени разумной диверсификации. Например, комплементарные кондитерские продукты, сопровождаемые такими же основными маркетинговыми предложениями.

- приобретение  операций с товарами-заменителями для собственных продуктов. Следовательно, фирма может нейтрализовать угрозу со стороны товаров-заменителей одной из 5 сил портера. Например приход canon в отрасль цифровых камер.

-приобретение  конкурентов. Таким образом уменьшая  угрозу со стороны конкуренции.

-завершение  номенклатуры выпускаемых изделий  ожидаемое клиентами. Например: Microsoft office software.

Применение горизонтальной интеграции. Формы применения:

-Стратегическое планирование

Для обеспечения роста фирмы стратегическое планирование требует выявления рыночных возможностей в сферах, где фирма будет иметь явное конкурентное преимущество. Такие возможности можно выявить на путях интенсивного роста в.масштабах нынешней товарно-рыночной деятельности (более глубокое проникновение на рынок, расширение границ своего рынка или совершенствование товара), на путях интеграционного роста в рамках отрасли (регрессивная, прогрессивная или горизонтальная интеграция) и на путях диверсификационного роста (концентрическая, горизонтальная или конгломератная диверсификация). 

Преимущества горизонтальной интеграции :

-экономия от масштаба

-синергия.экономия  от совмещения.

-защита от  товаров-заменителей

-снижение конкуренции

-реализация  клиентских ожиданий

-увеличение  переговорной силы. Больше рычагов  давления над влиятельными поставщиками  или клиентами 

Ограничения горизонтальной интеграции. Недостатки:

-синергии могут  быть более мнимыми,  чем реальными. Известным примером была автомобильная и авиационная продукция SAAB

-рынок товаров-заменителей  часто значительно отличается. Достижение  успеха в результате приобретения  активов

-снижение конкуренции  или даже монополия, может вызвать монопольные вопросы. 
 
 

Интегрированные формирования. Особенности  интегрированных  формирований в пищевой промышленности. 

      Основным  условием дальнейшей активизации деятельности предприятий пищевой отрасли может стать развитие интеграционных процессов как важнейшего фактора стабилизации экономики.

      Принципы создания интегрированных структур в России и за рубежом (см. табл. 2).

Таблица 2

Принципы создания интегрированных структур в России и за рубежом

Россия

Западные страны
  • Формирование корпоративных объединений холдингового типа осуществляется путем приобретения контрольного пакета акций управляющей компанией.
  • Создание перерабатывающих производств производителями сельхозпродукции.
  • Организация сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями объединений для совместной переработки и реализации продукции.
  • Организация конкурентоспособных объединений регионального (краевого, областного) уровня.
  • Создание агропромышленных формирований предприятиями и организациями различных отраслей.
  • Ведущую роль в агропромышленной интеграции США играет пищевая промышленность.
  • Во Франции интеграционный процесс охватывает в первую очередь отрасли, относящиеся к продовольственной системе: сельское хозяйство, пищевую промышленность и сферу реализации продовольствия.
  • Отличительной особенностью формирования интеграционных агропромышленных связей в странах Северной Европы является преобладающее участие в этом процессе сельскохозяйственных кооперативов.
  • В Японии основную роль в качестве интегралов играют универсальные торговые компании, которые, кроме торговли, занимаются и другими видами деятельности.
 

 Существенным упущением в интегрированных формированиях России является то, что они часто организуются без учета объективных условий, неправильно выбирается головное предприятие, низок уровень централизации функций управления, квалификации управленческих кадров и специализации управленческого труда. Не отработаны оптимальные модели формирования интегрированных комплексов, их организационно-правовые формы, не определено оптимальное количество и соотношение участников по видам деятельности.

Интеграционные  процессы необходимо рассматривать не только как средство стабилизации экономического положения региона и отдельного предприятия, но и как фактор развития производственной и сбытовой базы предприятия или комплекса предприятий. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис .1. Принципиальная схема стратегических направлений роста 

       Стратегические  направления первой группы выбирают предприятия, предпочитающие независимую  и самостоятельную деятельность на рынке. Они ориентируются, прежде всего, на создание и использование  конкурентных преимуществ в рамках существующих масштабов деятельности.

       Когда предприятие не имеет возможности  за счет внутренних резервов повысить свою конкурентоспособность, оно стремится  формировать и использовать преимущества во внешней среде. Этот путь реализуется  второй группой стратегических направлений роста, в основе которой лежат интеграционные процессы с контрагентами или конкурентами.

       Следует отметить, что главным средством  выявления и формирования конкурентных стратегий развития является системный  анализ и, на его основе, системное планирование. Его особенностью в интеграционных процессах является выявление и анализ существующих производственных, финансовых, информационных и других потоков, присущих конкретной корпорации.

        В соответствии с этим, обладая меньшими возможностями при индивидуальной хозяйственной деятельности изначально, предприятия за счет друг друга могут расширить благоприятные возможности внешней среды и собственные сильные стороны. Эти мотивы, являющиеся импульсом для согласования интересов участников интеграционных процессов, можно структурировать в модели интеграции предприятий пищевой отрасли (см. рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Модель интеграции предприятий пищевой отрасли  на основе выравнивания экономических  интересов в организационно-экономических  отношениях 

       Для достижения синергетического эффекта  интеграции, во много раз превышающего эффект индивидуальной деятельности, предприятия должны шаг за шагом  в процессе сотрудничества достигать  сначала небольших, но совместных результатов. Развитие этого процесса (постепенный рост результатов) объективно заставляет субъектов интеграции сделать шаг от категории собственных целей к формированию системы согласованных целей объединения.

       Таким образом, анализ проблем формирования интеграционных процессов позволяет  сделать вывод о необходимости использования системного подхода к разработке стратегии в крупных корпоративных системах. При этом выбор вертикальной интеграции подтверждается не только теорией, но и российской практикой создания корпоративных систем в пищевой промышленности.

Осуществляемые  преобразования в пищевой промышленности страны обусловливают использование  передовых инструментов конкурентной борьбы. Стоит отметить, что слабая степень приспособляемости интегрированных структур, недостаточно высокая степень их эффективности в производственном процессе нацеливают современные предприятия на разработку новых методических подходов к построению организационно-ориентированных интегрированных структур.

В условиях укрупнения промышленных предприятий, ориентации их деятельности на наукоемкие и инновационные производства, формирование интегрированных структур в пищевой промышленности, а точнее, построение схем управления разного уровня служат одним из

важных условий  по обеспечению устойчивого развития

предприятий пищевой промышленности. Следует отметить, что процесс формирования интегрированных структур в стране носит более затяжной характер, чем, например, на Западе.

Важно отметить, что в начале 1990-х гг. (период, когда отрасль пищевой промышленности, по сути, вступила на новый уровень развития) процесс производства, как отмечается в ряде исследований, перестал быть расширенным. В этот период в России насчитывалось свыше 337 интегрированных структур, в становлении и последующем развитии которых роль государственной поддержки была определяющей. Под воздействием ускоренной реорганизации и приватизации предприятий пищевой промышленности доминирующее влияние на хозяйственные

процессы оказали дезинтеграционные процессы . Необходимость создания самодостаточных интегрированных структур и объединений от производства сырья до выпуска конечного продукта и его последующей реализации в настоящее время обусловлена:

– сложившейся  конъюнктурой рынка в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

– неравномерным  распределением прибыли в отрасли, получаемой за счет валового выпуска конечной продукции, проходящей все стадии технологической цепи производства;

– целесообразностью  более эффективного взаимодействия предприятий друг с другом, связанных  между собой единым производственным, технологическим и сбытовым циклами.

В настоящее  время актуальной проблемой, по мнению руководителей предприятий пищевой  промышленности, является нормативно-правовая база образования агропромышленных формирований, развитая в недостаточной степени. Предприятия слабо мотивированы к тому, чтобы объединять совместные усилия для достижения конечной цели (выпуск качественной конкурентоспособной отечественной продукции).

Накопленный опыт формирования интегрированных структур в пищевой промышленности России позволяет отметить следующие особенности их функционирования:

– современные  интегрированные структуры сочетают принципы не только горизонтального  и вертикального управления производством, но и включают ряд промежуточных  звеньев;

– повсеместное распространение современных корпораций предпринимательского типа обусловлено необходимостью разработки общей генеральной стратегии развития и промышленного роста с целью устойчивого получения предпринимательского дохода;

– укрупнение транснациональных  корпораций повышает их маневренность на внешнем и внутреннем рынках, обусловливая глобализацию их деятельности и формирование потенциала продовольственного рынка;

– внедрение  агрохолдингов в пищевой промышленности обусловлено кардинальным пересмотром  всей производственной и хозяйственной деятельности на новом уровне, позволяющей объединить банковский и промышленный капитал для создания эффективных видов производств;

– низкая степень  развитости агропромышленных формирований обусловлена следующими обстоятельствами: износом техники, дефицитом квалифицированных кадров (особенно в сельской местности), низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствием у предприятий

собственных оборотных  средств, соотношением величин кредиторской и дебиторской задолженности и др.

Эволюционное развитие интеграционных структур в процессе трансформации российской экономики проявилось действием принципов наследственности изменчивости, естественного отбора. Возникла потребность в координации совместных усилий и потенциалов в целях пост-

роения эффективных схем управления и деятельности.

Надо отметить, что в основу классификации предпосылок интеграции в зависимости от факторов внешней среды вошли основные, наиболее часто встречающиеся мотивы объединения. Характеристики среды рассматривается вне зависимости от состояния экономики. Анализ, проведенный авторами, позволяет отметить, что к объединению предприятия «подталкивают» в преобладающей степени факторы внешней среды . 

Информация о работе Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности