Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:02, контрольная работа
Современное положение в пищевой промышленности, характеризующееся сохранением глубоких кризисных явлений, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для эффективного преодоления кризиса. Одним из путей восстановления продовольственного потенциала России является использование возможностей интеграции предприятий в корпорации, объединенные технологическими связями и продовольственным рынком.
Интеграция. …..3
Вертикальная интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции. ..…5
Горизонтальная интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли. ..…11
Интегрированные формирования. Особенности интегрированных формирований в пищевой промышленности. …..14
Литература
Горизонтальная интеграция - потенциальный стратегический шаг, который может предпринять фирма. Горизонтальная интеграция, означает приобретение деловых операций на том же уровне цепочки приращения стоимости. Это может означать:
-приобретение
операций с подобными
- приобретение операций с товарами-заменителями для собственных продуктов. Следовательно, фирма может нейтрализовать угрозу со стороны товаров-заменителей одной из 5 сил портера. Например приход canon в отрасль цифровых камер.
-приобретение
конкурентов. Таким образом
-завершение
номенклатуры выпускаемых
Применение горизонтальной интеграции. Формы применения:
-Стратегическое планирование
Для обеспечения роста фирмы стратегическое планирование требует выявления рыночных возможностей в сферах, где фирма будет иметь явное конкурентное преимущество. Такие возможности можно выявить на путях интенсивного роста в.масштабах нынешней товарно-рыночной деятельности (более глубокое проникновение на рынок, расширение границ своего рынка или совершенствование товара), на путях интеграционного роста в рамках отрасли (регрессивная, прогрессивная или горизонтальная интеграция) и на путях диверсификационного роста (концентрическая, горизонтальная или конгломератная диверсификация).
Преимущества горизонтальной интеграции :
-экономия от масштаба
-синергия.экономия от совмещения.
-защита от товаров-заменителей
-снижение конкуренции
-реализация клиентских ожиданий
-увеличение
переговорной силы. Больше рычагов
давления над влиятельными
Ограничения горизонтальной интеграции. Недостатки:
-синергии могут быть более мнимыми, чем реальными. Известным примером была автомобильная и авиационная продукция SAAB
-рынок товаров-заменителей
часто значительно отличается. Достижение
успеха в результате
-снижение конкуренции
или даже монополия, может вызвать
монопольные вопросы.
Интегрированные
формирования. Особенности
интегрированных
формирований в пищевой
промышленности.
Основным условием дальнейшей активизации деятельности предприятий пищевой отрасли может стать развитие интеграционных процессов как важнейшего фактора стабилизации экономики.
Принципы создания интегрированных структур в России и за рубежом (см. табл. 2).
Россия |
Западные страны |
|
|
Существенным упущением в интегрированных формированиях России является то, что они часто организуются без учета объективных условий, неправильно выбирается головное предприятие, низок уровень централизации функций управления, квалификации управленческих кадров и специализации управленческого труда. Не отработаны оптимальные модели формирования интегрированных комплексов, их организационно-правовые формы, не определено оптимальное количество и соотношение участников по видам деятельности.
Интеграционные
процессы необходимо рассматривать не
только как средство стабилизации
экономического положения региона и отдельного
предприятия, но и как фактор развития
производственной и сбытовой базы предприятия
или комплекса предприятий.
Рис .1. Принципиальная
схема стратегических направлений роста
Стратегические направления первой группы выбирают предприятия, предпочитающие независимую и самостоятельную деятельность на рынке. Они ориентируются, прежде всего, на создание и использование конкурентных преимуществ в рамках существующих масштабов деятельности.
Когда предприятие не имеет возможности за счет внутренних резервов повысить свою конкурентоспособность, оно стремится формировать и использовать преимущества во внешней среде. Этот путь реализуется второй группой стратегических направлений роста, в основе которой лежат интеграционные процессы с контрагентами или конкурентами.
Следует отметить, что главным средством выявления и формирования конкурентных стратегий развития является системный анализ и, на его основе, системное планирование. Его особенностью в интеграционных процессах является выявление и анализ существующих производственных, финансовых, информационных и других потоков, присущих конкретной корпорации.
В соответствии
с этим, обладая меньшими возможностями
при индивидуальной хозяйственной деятельности
изначально, предприятия за счет друг
друга могут расширить благоприятные
возможности внешней среды и собственные
сильные стороны. Эти мотивы, являющиеся
импульсом для согласования интересов
участников интеграционных процессов,
можно структурировать в модели интеграции
предприятий пищевой отрасли (см. рис.
2).
Рис. 2. Модель интеграции
предприятий пищевой отрасли
на основе выравнивания экономических
интересов в организационно-
Для достижения синергетического эффекта интеграции, во много раз превышающего эффект индивидуальной деятельности, предприятия должны шаг за шагом в процессе сотрудничества достигать сначала небольших, но совместных результатов. Развитие этого процесса (постепенный рост результатов) объективно заставляет субъектов интеграции сделать шаг от категории собственных целей к формированию системы согласованных целей объединения.
Таким образом, анализ проблем формирования интеграционных процессов позволяет сделать вывод о необходимости использования системного подхода к разработке стратегии в крупных корпоративных системах. При этом выбор вертикальной интеграции подтверждается не только теорией, но и российской практикой создания корпоративных систем в пищевой промышленности.
Осуществляемые преобразования в пищевой промышленности страны обусловливают использование передовых инструментов конкурентной борьбы. Стоит отметить, что слабая степень приспособляемости интегрированных структур, недостаточно высокая степень их эффективности в производственном процессе нацеливают современные предприятия на разработку новых методических подходов к построению организационно-ориентированных интегрированных структур.
В условиях укрупнения промышленных предприятий, ориентации их деятельности на наукоемкие и инновационные производства, формирование интегрированных структур в пищевой промышленности, а точнее, построение схем управления разного уровня служат одним из
важных условий
по обеспечению устойчивого
предприятий пищевой промышленности. Следует отметить, что процесс формирования интегрированных структур в стране носит более затяжной характер, чем, например, на Западе.
Важно отметить, что в начале 1990-х гг. (период, когда отрасль пищевой промышленности, по сути, вступила на новый уровень развития) процесс производства, как отмечается в ряде исследований, перестал быть расширенным. В этот период в России насчитывалось свыше 337 интегрированных структур, в становлении и последующем развитии которых роль государственной поддержки была определяющей. Под воздействием ускоренной реорганизации и приватизации предприятий пищевой промышленности доминирующее влияние на хозяйственные
процессы оказали дезинтеграционные процессы . Необходимость создания самодостаточных интегрированных структур и объединений от производства сырья до выпуска конечного продукта и его последующей реализации в настоящее время обусловлена:
– сложившейся
конъюнктурой рынка в сфере производства
и переработки
– неравномерным распределением прибыли в отрасли, получаемой за счет валового выпуска конечной продукции, проходящей все стадии технологической цепи производства;
– целесообразностью более эффективного взаимодействия предприятий друг с другом, связанных между собой единым производственным, технологическим и сбытовым циклами.
В настоящее
время актуальной проблемой, по мнению
руководителей предприятий
Накопленный опыт формирования интегрированных структур в пищевой промышленности России позволяет отметить следующие особенности их функционирования:
– современные
интегрированные структуры
– повсеместное распространение современных корпораций предпринимательского типа обусловлено необходимостью разработки общей генеральной стратегии развития и промышленного роста с целью устойчивого получения предпринимательского дохода;
– укрупнение транснациональных корпораций повышает их маневренность на внешнем и внутреннем рынках, обусловливая глобализацию их деятельности и формирование потенциала продовольственного рынка;
– внедрение
агрохолдингов в пищевой
– низкая степень развитости агропромышленных формирований обусловлена следующими обстоятельствами: износом техники, дефицитом квалифицированных кадров (особенно в сельской местности), низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствием у предприятий
собственных оборотных средств, соотношением величин кредиторской и дебиторской задолженности и др.
Эволюционное развитие интеграционных структур в процессе трансформации российской экономики проявилось действием принципов наследственности изменчивости, естественного отбора. Возникла потребность в координации совместных усилий и потенциалов в целях пост-
роения эффективных схем управления и деятельности.
Надо отметить,
что в основу классификации предпосылок
интеграции в зависимости от факторов
внешней среды вошли основные, наиболее
часто встречающиеся мотивы объединения.
Характеристики среды рассматривается
вне зависимости от состояния экономики.
Анализ, проведенный авторами, позволяет
отметить, что к объединению предприятия
«подталкивают» в преобладающей степени
факторы внешней среды .
Информация о работе Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности