Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Современное положение в пищевой промышленности, характеризующееся сохранением глубоких кризисных явлений, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для эффективного преодоления кризиса. Одним из путей восстановления продовольственного потенциала России является использование возможностей интеграции предприятий в корпорации, объединенные технологическими связями и продовольственным рынком.

Содержание

Интеграция. …..3
Вертикальная интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции. ..…5
Горизонтальная интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли. ..…11
Интегрированные формирования. Особенности интегрированных формирований в пищевой промышленности. …..14
Литература

Работа содержит 1 файл

эконимика пиш.пром..doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Тема 4. Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности. 

План

  1. Интеграция.                                                                                              …..3
  2. Вертикальная интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции.                                                                                              ..…5
  3. Горизонтальная интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли.                                                                                                  ..…11
  4. Интегрированные формирования. Особенности интегрированных формирований в пищевой промышленности.                                    …..14
  5. Литература                                                                                             …..26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интеграция

        Современное положение в пищевой промышленности, характеризующееся сохранением глубоких кризисных явлений, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для эффективного преодоления кризиса. Одним из путей восстановления продовольственного потенциала России является использование возможностей интеграции предприятий в корпорации, объединенные технологическими связями и продовольственным рынком.

       Под интеграционными процессами понимаются процессы объединения субъектами рыночных отношений активов в рамках единого бизнес-процесса с образованием или без образования (на основе соглашения) новой организационно-правовой фирмы. При этом в рыночной экономике именно правовой характер отношений собственности детерминирует форму организации производства. Следовательно, интеграция как форма организации производства, с учетом сложившихся в отечественной и мировой науке подходов, может быть определена следующим образом: «объединение двух и более предприятий под общим контролем в рамках одной организационной структуры».

      В сфере экономики выделены три  основных способа наращивания потенциала крупных предприятий, т.е. интеграции:

  1. Горизонтальная интеграция, связанная с увеличением удельного веса данного предприятия в масштабах отрасли (рост ее доли в отраслевом производстве, в производственных мощностях, доля на рынке отраслевой продукции и т.п.).
  2. Вертикальная интеграция, основанная на проникновении в находящиеся в функциональной зависимости по отношению к основному производству смежные отрасли.
  3. Диверсификация, опирающаяся на сознательное вложение капитала в целый ряд функционально не связанных между собой отраслей и производств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вертикальная  интеграция. Недостатки и факторы успеха вертикальной интеграции. 

       Важнейшим фактором макроэкономической конкурентоспособности  становится вертикальная интеграция расширенного воспроизводства. Этот фактор предопределяет дальнейшее мировое разделение труда  и конкурентоспособность национальных экономик.

       С прекращением эффективной поддержки со стороны государства возникла проблема деградации ресурсного потенциала большинства направлений в пищевой промышленности, появилась технологическая и экономическая несбалансированность и дезинтеграция предприятий сельского хозяйства, переработки и торговли. В связи с этим на всех уровнях управления и на производственном уровне в настоящее время идет интенсивный поиск эффективных мер по нормализации ситуации, устранению названных негативных факторов, оживлению главных производств отрасли – сельскохозяйственного производства и переработки.

       О результатах этого поиска свидетельствуют  следующие показатели (см.табл.1) 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1

       Основные  показатели работы организаций по виду деятельности «Производство пищевых  продуктов, включая напитки и табака» (по данным Росстата) 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Индекс  производства, в процентах к пред. году 105,3 108,0 107,2 106,9 104,4 104,4
Среднегодовая численность работников организации, тыс. чел. 1641 1623 1605 1588 1542 1422
Производство: мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т 1193 1284 1456 1677 1776 1827
Колбасные изделия, тыс. т 1052 1224 1468 1700 1865 1957
Мясные  полуфабрикаты, тыс. т 244 338 409 599 772 925
 

 
Вертикальная интеграция обычно состоит в приобретении организации, которая снабжает предприятие сырьем или является покупателем его продукции (услуг). Она может осуществляться в обратном (контроль поставок сырья) или прямом направлении (контроль за сетью распределения). Это значит, что предприятие расширяется на направления деятельности, связанные с поступлением сырья (обратная) или выпуском продукции (прямая вертикальная интеграция).  
 
Прямая вертикальная интеграция закрепляет и усиливает сеть распределения, гарантируя продажу продукции. Обратная вертикальная интеграция нацелена на закрепление поставщиков сырья, материалов, обеспечивая более низкие затраты на материальные ресурсы, чем у конкурентов. 

 Стратегическими преимуществами и недостатками вертикальной интеграции являются следующие:  
 
Преимущества: 

-   Возникает много возможностей для экономии, которые могут быть реализованы. Сюда входят: улучшение системы управления, снижение расходов на погрузку-разгрузку, лучшее использование площадей, мощностей, меньшие затраты на сбор информации о рынке, меньшие расходы на заключение договоров, выгоды от стабильных связей;

-   Вертикальная интеграция должна гарантировать предприятию поставки сырья, материалов в более жесткие сроки и продажу продукции в периоды низкого спроса;

-   Предприятие получает контроль над большей частью цепочки создания стоимости и тем самым преимущества перед конкурентами; 

-  Этот путь позволяет противостоять усилению рыночной власти поставщиков и покупателей;

-   Вертикальная интеграция может повысить общую прибыль предприятия в расчете на вложенные средства. 

Недостатки:

-   В вертикальной интеграции заложена тенденция к росту доли постоянных затрат, так как предприятие должно будет покрывать постоянные затраты, связанные с обратной или прямой интеграцией. Последствием такой возросшей зависимости будет повышенный риск предприятия;

-   Возникает необходимость поддерживать в равновесии начальные и конечные этапы основной деятельности предприятия. Это не окажется серьезной проблемой, если будет существовать готовый рынок для сырья и продукции;

-  Стратегия интеграции должна принести отдачу, как минимум, равную величине вложенных средств. В противном случае вариант будет нежизнеспособным;

-   Новым подразделениям предприятия могут потребоваться новые управленческие навыки. Это может увеличить расходы и повысить степень риска стратегии.  

Вертикальная  интеграция обычно эффективна в отраслях с непрерывным характером производственного процесса (химической, нефтегазовой и нефтехимической, металлургической, целлюлозно-бумажной, резинотехнической и производстве пластмасс). В силу высокой степени взаимосвязанности стадий производственного процесса, в таких отраслях высоки издержки, связанные с разделением технологической цепочки. Поэтому, вертикальная интеграция в отраслях с непрерывным характером производственного процесса может быть использована для повышения эффективности  производства,  снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности конечного продукта.   

Углубление вертикальной интеграции и объединение в рамках одного предприятия ряда последовательных этапов производственного процесса в дискретных высокотехнологичных отраслях (например, производство электронного и оптического оборудования) может быть неэффективным с точки зрения повышения конкурентоспособности предприятий. По результатам эмпирического анализа, для предприятий стран ЦВЕ эффективной является специализация на производстве отдельных (в основном, относительно менее сложных) компонентов высокотехнологичной продукции (как, например, LCD-мониторов для компьютеров и телевизоров). Объединение в рамках одного предприятия нескольких последовательных стадий производства  высокотехнологичной продукции в ЦВЕ может быть сопряжено с высокими издержками, которые могут превысить выгоды от углубления вертикальной интеграции.  Возможной причиной является то, что практически каждый из этапов производственного процесса в высокотехнологичных отраслях является сложным производством, налаживание которого требует наличия специфичных ресурсов (например, инженеров с соответствующим опытом работы и квалификацией),  соответствующей инфраструктуры, постоянного обновления оборудования и больших вложений в сферу исследований и разработок и, поэтому, сопряжено с высокими денежными и временными затратами.

Кроме того, в  высокотехнологичных отраслях большое  значение имеет производственная гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям технологии. Углубление вертикальной интеграции может привести к ограничению производственной гибкости и снижению скорости адаптирования к смене технологии производства и, соответственно, оказать неблагоприятное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий.  

В дискретных отраслях, которые не относятся к высокотехнологичным (например, текстильно-швейная, пищевая отрасли)  результаты эмпирического анализа на примере стран ЦВЕ  свидетельствуют об эффективности вертикальной интеграции как фактора улучшения показателей деятельности предприятий. Полученные результаты могут быть обусловлены спецификой производственного процесса в этих отраслях: в частности, адаптировать имеющиеся в стране инфраструктуру и ресурсы для освоения и налаживания производства на всех этапах производственного процесса в этих отраслях обычно легче, чем в высокотехнологичных. Поэтому, в таких отраслях вертикальная интеграция может быть более эффективна (по сравнению с высокотехнологичными отраслями) за счет того, что издержки размещения всех стадий производственного процесса в рамках одного предприятия не превышают выгоды от углубления вертикальной интеграции.  

Более того, ряд  специфических характеристик производственного процесса в этих отраслях также способствует достижению положительного эффекта от углубления вертикальной интеграции (например, большое значение, которое имеет быстрый обмен информацией между звеньями технологической цепи в текстильно-швейной отрасли, где предпочтения потребителей меняются очень быстро).

Кроме того, по результатам  анализа на примере стран в  ЦВЕ,  большинство крупных  вертикально-интегрированных предприятий в таких отраслях поставляют часть произведенной продукции на экспорт.  С одной стороны, углубление вертикальной интеграции и повышение концентрации капитала может стимулировать инвестирование средств в обновление основных фондов предприятия, создание  бренда,  узнаваемого на зарубежных рынках и, как следствие, может быть необходимым для выхода предприятия на внешние рынки. С другой стороны,  конкуренция на внешнем рынке может создавать стимулы  для повышения эффективности деятельности предприятий.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Горизонтальная  интеграция. Формы горизонтальной интеграции в отрасли.

 
Горизонтальная интеграция происходит, когда предприятие приобретает или сливается с основным конкурентом или другим предприятием, находящимся на этой же стадии в цепочке создания стоимости. Два предприятия, однако, могут обладать разными сегментами рынка.  
Существует несколько причин, по которым предприятие может участвовать в горизонтальной интеграции:

- Эффект масштаба может обеспечить основные конкурентные преимущества;

- Предприятие может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что поможет ему управлять расширившейся компанией;

-Предприятию может потребоваться устранить с рынка товар, являющийся близким заменителем его продукта;

- Конкурент, которого хотят купить, может иметь значительный дефицит финансовых ресурсов.  
 

Слияние двух автомобильных гигантов “Даймлер - Бенц” и “Крайслера” - это пример именно горизонтальной интеграции. В результате образуется гигант, который будет в состоянии почти на равных конкурировать с признанными лидерами автомобильного бизнеса - “Дженерал Моторз” и “Форд Моторз”. Или другой аналогичный пример успешной горизонтальной интеграции - слияние двух фармацевтических гигантов “Киба-Гейджи” и “Сандоз”, в результате которого образовался гигант, входящий в десятку мировых компаний по общей капитализации (рыночной стоимости акций), - “Новартис”.  Концерн «Бабаевский», включающий кондитерские фабрики в разных регионах России и около пятидесяти Торговых домов (в России и странах СНГ). Пивоваренную компанию «Балтика», включающую ряд пивоваренных заводов, и т.д.  
Российская практика дает нам, к сожалению, немало примеров неудачной горизонтальной интеграции - несостоявшиеся слияния ЮКОС и “Сибнефти”, Кузнецкого металлургического и Западно-Сибирского металлургического комбинатов.

Информация о работе Интеграция, диверсификация в пищевой промышленности