Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры на рынках, депрессии или кризиса.

Наличие действенного государственного сектора в экономике позволит решить следующие задачи:

•  усилить  контроль со стороны государства  над важнейшими народнохозяйственными процессами;

•  повысить общее антикризисное воздействие;

•  урегулировать  потоки инвестиций;

•  упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях по производству товаров и услуг.

Основными экономическими функциями государственного сектора  экономики являются:

•  обеспечение приоритета социальных целей;

•  стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

•  реализация государственной структурной политики;

•  поддержка  и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

•  поддержание  определенного уровня цен;

•  решение  проблем занятости;

•  обеспечение  внешнеэкономического равновесия.

Государственный сектор в лице национального (центрального) банка выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

•  аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят эффективность общественного производства и структура национальной экономики;

•  определяет процентные ставки на рынках ссудных  капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;

•  осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств в экономике и обеспечивая поступление денежных средств в бюджет.

Показателями  количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

•  доля ВВП, создаваемого в государственном секторе;

•  количество занятых в нем рабочих и  служащих;

•  удельный вес занятых в государственном  секторе по отдельным сферам деятельности и предприятиям;

•  число  предприятий госсектора в целом  и по отдельным сферам деятельности и отраслям.

Размеры государственного сектора экономики в определенной мере могут служить критерием экономической роли государства. Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики. Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиги в соотношении двух секторов — государственного и частного в пользу последнего.

Целесообразность  существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования. Оценка эффективности основывается:

•  на рентабельности предприятий государственного сектора экономики;

•  полезности для общества.

Как правило, в  странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора являются низкорентабельными, даже убыточными. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два-три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерно привлекаются ресурсы, которые нерационально используются.

К основным причинам низкой рентабельности предприятий государственного сектора можно отнести:

•  сосредоточение предприятий на невыгодных с точки  зрения получения прибыли видах деятельности;

•  использование  государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

•  высокий  уровень социальных расходов;

•  низкий уровень  конкуренции;

•  государственное  финансирование производственных затрат и т.д.

 

Заключение

 

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке.  При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в сферы экономики,  где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг и капитала, регулирует валютный курс.

Особое место  в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики предприятий в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Система воздействует через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Бюджетно-налоговое  регулирование представляет собой  совокупность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих по приоритетам финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния  на рыночную экономику.

Таким образом, государственное регулирование  экономики предприятий включает систему взаимосвязанных экономических  и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.

 

Список использованных источников

 

  1. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / И. М. Бабук. – Минск: Информационно-вычислительный центр Министерства финансов, 2008. – 326 с.
  2. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волкова, О.В. Деяткина; под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфа-М, (Высшее образование) 2009. — 604 с.
  3. Выварец А.Д. Экономика предпрятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности  "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / А.Д.Выварец. - М.: Юнити-дана, 2007. - 543 с.
  4. Гринцевич, Л. В. Экономика промышленного предприятия: учебно-методическое пособие / Л. В. Гринцевич. – Минск: Элайда, 2009. – 254 с.
  5. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник / Ю. Ф. Елизаров. – Москва: Экзамен, 2008. – 495 с.
  6. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. – Москва: Инфра–М, 2009. – 453 с.
  7. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2011. – 393с.
  8. Карлик, А.Е. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и допол. / Под ред. А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  9. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.А. Зайцева; под ред. Л.Н. Нехорошева. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 383 с.
  10. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников; под ред. В.К. Скляренко — М.: Инфа-М, 2008. - 528 с
  11. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и пол. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
  12. Титов, В. И. Экономика предприятия: учебник / В. И. Титов. – Москва: Эксмо, 2008. – 411 с.
  13. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с.
  14. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010 – 429 с.

Информация о работе Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия