Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Достижение  экономической выгоды, как для  отдельных предпринимателей, так  и для работников предприятия  требует наличия и реализации следующих обязательных предпосылок:

во-первых, свободного выбора способа достижения экономической выгоды, что проявляется в обеспечении экономической выгоды и ее максимизации для большинства работников, рациональности поведения предприятий и соблюдении правил игры на рынке. Если нет свободного выбора способа достижения экономической выгоды, то и нет рыночной экономики. Поэтому механизм ее регулирования должен обеспечивать предпринимателю реальную возможность подобного выбора не только в области денежной выгоды, но и сферы и форм конкуренции, предложения, спроса, сферы приложения труда и капитала. Выбор способа достижения выгоды осуществляет не только предприниматель, но и каждый индивид, поэтому механизм регулирования должен обеспечивать возможность выбора способа достижения экономической выгоды как можно большему числу индивидов. Такая предпосылка способствует развитию экономической активности работников предприятия;

во-вторых, цели индивидуального экономического выбора, как для предпринимателя, так  и для каждого работника, которые  сводятся к достижению максимально возможной чистой экономической выгоды. Обеспечение возможности такой «максимальности» — одно из требований к механизму регулирования рыночной производственной деятельности предприятий;

в-третьих, индивидуального  выбора способа обеспечения максимально  чистой экономической выгоды; он всегда должен осуществляться рационально путем оценки предпринимателем и работником соотношения выгоды и затрат на ее достижения. Поэтому механизм регулирования экономики предприятий должен предоставить возможности для такого рационального поведения его участников;

в-четвертых, механизма  регулирования экономической деятельности предприятий, который должен широко использовать правовые формы регламентации хозяйственной деятельности. В современной экономике взаимодействие участников рыночного производства происходит по обязательным для всех правилам, включая правовую регламентацию действий участников производства, т.е. кто, когда, при каких условиях и какое действие может совершить. Особенно это относится к праву собственности, которое фиксирует имущественный статус экономического субъекта, т.е. что и кому принадлежит.

Но если государственное  регулирование является объективной  необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Это связано с введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т.д. Проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.

Государственное регулирование экономической деятельности предприятий – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики.

Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Основной принцип  регулирования и вмешательства  государства в экономику - не разрушать рыночные основы экономики предприятий и не допускать кризисных явлений. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется. В этой связи государственное регулирование экономики выполняет три задачи: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Решение социально-экономической задачи позволяет раскрыть экономическую систему государства с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. Заметим, что социально-экономические отношения выступают в единстве с технико-экономическими, которые связаны с рациональным использованием ресурсов, их воспроизводством и определяются свойствами этих ресурсов, доступными технологическими возможностями.

Организационная сторона государственного регулирования экономики предприятий закрепляет единство технико-экономических и социально-экономических отношений и проявляется через систему регулирования функционирования отраслей и сфер производства. Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны и ее отраслей, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.

Система государственного регулирования включает в себя: принципы, субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.

Рассмотрим  важнейшие принципы государственного регулирования экономики.

1. Принцип научности. Предполагает, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества; опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний; использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу; обеспечивать единство стратегических и тактических решений.

2. Принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования.

3. Принцип  единства  централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы воздействовать на них в нужном для общества направлении.

4. Принцип эффективности. Он требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наименьших затратах в процессе его реализации.

Объектами государственного регулирования экономической деятельности предприятий являются:

•  стимулирование спроса на товары и услуги, капиталовложений, инновационной деятельности и занятости;

•       создание условий для развития конкуренции;

•    структура  экономики отраслей (соотношение  отдельных подотраслей, воспроизводственная, технологическая, социальная и региональная структура);

•    условия  накопления капитала, которые соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;

•       внешнеэкономическая деятельность предприятий;

•       окружающая среда.

Государственное регулирование ресурсов производства, финансов и процессов обмена реализуется путем проведения экономической политики, в частности промышленной.

Экономическая политика — это стратегия и тактические мероприятия, применяемые государством при регулировании экономики для достижения экономических целей страны и субъектов хозяйствования. Государство стремится обеспечить на макроэкономическом уровне полную занятость населения, стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса, а на микроуровне — эффективное использование ресурсов путем создания необходимых для этого условий.

Промышленная политика — политика, направленная на обеспечение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отрасли, предприятий и товаров, содействие техническому прогрессу и внедрению новых технологий, развитие и стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, а также создание новых рабочих мест. Функции государства по регулированию производственной деятельности предприятий вытекают из целей государственного регулирования национальной экономики. Выделяют генеральную и конкретные цели. Генеральной целью государственного регулирования национальной экономики являются достижение и поддержание экономической и социальной стабильности, укрепление социально-экономической системы страны, создание условий для адаптации предприятий к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют «дерево целей».

При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей. Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и формируются в виде следующих многоугольников:

•  треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

•  четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое  равновесие);

•  пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

•  шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение  окружающей среды).

Как вы знаете, на государство возлагаются следующие основные функции.

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2.  Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3.   Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т. е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:

•   снижение  конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

•   отток  денег из страны, особенно иностранной  валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

•   девальвация  валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

•   обесценение  сбережений граждан;

•   снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать  вывод о важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

Информация о работе Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия