Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство должно стоять на защите конкуренции.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Среди функций  государственного регулирования экономики промышленности, например, выделяются:

•  направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей в отрасли;

•  распределительная  и перераспределительная функции, которые определяют сокращение различий в размерах доходов работников различных субъектов хозяйствования, распределение дефицитных ресурсов между отраслями промышленности посредством налоговой политики и бюджетного регулирования;

•  стимулирующая  функция, связанная с активизацией сил, движущих развитие промышленности. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики отрасли в заданном направлении;

•  контрольная  функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности.

Функции государства  по регулированию производственной деятельности предприятий многогранны.

1. Создание правовой основы для функционирования предприятий путем обеспечения «правил игры», регулирующих взаимосвязи субъектов экономических отношений (прежде всего предприятий, государств и домашних хозяйств).

2. Защита прав собственности.

3. Защита конкуренции, что «заставляет» предприятия внедрять НТП, нововведения, улучшать качество товаров, снижать издержки производства.

4. Обеспечение права свободы предпринимательства и стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования.

5. Обеспечение законности и правопорядка в процессе хозяйственной деятельности.

6. Регулирование взаимоотношений работодателей и наемных работников, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, индексация доходов в связи с инфляцией.

7. Государственный контроль за соблюдением законодательства в производственной деятельности предприятия, а именно:

•  за доходами предприятия и уплатой ими  налогов и других платежей;

•  техникой безопасности и санитарным состоянием на производстве;

•  назначением  и техническим уровнем продукции;

•  соблюдением  стандартов и технических условий  производства;

•  правовой защитой наемного персонала и др.

Функции государства  по регулированию экономики предприятий  сопровождаются ответственностью предприятий за соблюдение:

•  интересов  государства и прав граждан;

•  законов  в области предпринимательской  деятельности, охраны окружающей среды и взаимодействия с субъектами инфраструктуры и внешнеэкономической среды;

•  условий  трудовых соглашений и коллективного  договора в отношении режима труда и отдыха, продолжительности и размера оплаты отпусков, условий и форм оплаты труда.

 

  1. Методы государственного регулирования экономики

 

Государство для  выполнения своих функций и регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила: так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой.

Административные, т. е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях: естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т. д.); охрана окружающей среды и использование ресурсов; сертификация, стандартизация, метрология; социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.); внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т. д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской  деятельности, для стабилизации и  подъема экономики государство  должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования производственной деятельности предприятий используются административно-распорядительные и экономические методы. Важно отметить взаимосвязь этих методов, так как любой экономический метод несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Административно-распорядительные (прямые) методы чаще используются в управлении предприятиями государственной формы собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном экономические (косвенные) методы регулирования. Основные инструменты системы государственного регулирования экономики предприятий приведены.

 Система  инструментов государственного  регулирования экономики предприятий представлена ни рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1. Система инструментов государственного регулирования экономики предприятий.

 

В конечном счете все меры государственного регулирования экономики  направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, который обеспечивает достижение соответствующих социально-экономических целей и задач.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной  власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом. К мерам принуждения относятся выработанные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования в области охраны труда, установлении очистных сооружений и т.д.). Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны:

•         в сфере контроля над монопольными рынками;

•         в области регулирования экологии;

•         в разработке национальной системы стандартизации и сертификации;

•  в регулировании  внешнеэкономической деятельности в части лицензирования и квотирования экспорта, государственного контроля над импортом;

•       в определении и поддержании социальных стандартов.

Среди мер прямого воздействия на функционирование предприятий важное значение имеет государственный заказ, позволяющий воздействовать на спрос, активно влиять на экономику предприятия, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, национальной безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Госзаказ способствует обеспечению оптимальных пропорций между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды, прежде всего продуктов питания. В Республике Беларусь формирование и размещение государственного заказа регулируется законом «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1994 г., а также другими нормативными актами. Госзаказ осуществляется на основе государственного контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд размещаются в основном на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты, которых государство обязывает заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.

В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации предприятия. Дотация представляет собой финансовую помощь предприятию из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма финансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг.

В системе государственного регулирования экономики в целях  защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа, лицензии, в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе  государственного регулирования экономики  предприятий занимает стандартизация, которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.

Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация, которая подтверждается выдачей сертификата. Например, на производство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат.

Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги.

 К мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении,  вводимое на определенный срок по отдельным странам или группам стран.

Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Экономические методы государственного регулирования  осуществляются путем косвенного воздействия  государства на интересы объектов регулирования  через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную системы.

К экономическим  методам воздействия государства  на экономическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках:

• 1. фискальной политики государства (методы льготного  налогообложения); Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Информация о работе Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия