Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Проблема государственного воздействия на экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.  В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития.

Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

По моему  мнению, государство должно постоянно  балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать  от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.

Существуют  сферы, которые находятся вне  пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции. Все вышеназванное подтверждает актуальность исследуемой темы.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила  в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.

Следует также  отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

Негативные  последствия действия вышеперечисленных  и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы.

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

В целом государство  реализует политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Таким образом государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 

  1. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий

 

Рыночная система  на примере развитых стран продемонстрировала свои преимущества, суть которых сводится к тому, что она способствует эффективному распределению ресурсов, максимально приближая их к общественным потребностям. Она стимулирует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий. Рыночно-конкурентный механизм регулирования экономическими с социальными процессами формирует интересы и мотивы поведения людей, выявляет индивидуальные потребности и возможности их удовлетворения.

Однако, рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал  в такие отрасли и такие  проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Таким образом  наряду с преимуществами, рыночной экономике присущи и недостатки, к которым следует отнести:

• неспособность  ее самостоятельно обеспечить оптимальное  функционирование экономики с общественной точки зрения;

•    тенденцию  к угасанию конкуренции - главного двигателя  и механизме рыночной экономики, чему способствует научно-технический прогресс, требуя концентрации больших объемов реального капитала, крупных рынков, надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя;

•      неравномерное распределение денежных доходов;

•     неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением услуг образования, науки и культуры, строительства автомагистралей и т.д.;

•    несовершенный  механизм обеспечения занятости  населения, что приводит к проблемам  безработицы и инфляции;

•  полное равнодушие рыночной системы к проблемам  малоимущих и слабозащищенных слоев населения;

•  неспособность  обеспечить стратегические направления  развития образования, науки, техники, технологии, так как стимулируется только эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений;

•      неспособность к глубоким структурным  преобразованиям экономики;

•   и, наконец, неспособность рынка обеспечить рациональные подходы к природопользованию и охране окружающей среды.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Условиями для  вмешательства государства могут  быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.

Знание условий  и их предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых  можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Определенный ее уровень – 4-6% численности рабочей силы — считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнем безработицы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство  должно вмешиваться в регулирование  безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т. е. когда начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция. Как известно, инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Исходя из этого  различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением  совокупного предложения. Каждая из них имеет свои особенности, и  поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит – это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины этого критерия. Если образовался большой профицит, то это тоже не совсем нормальное явление. Необходимо разобраться, почему он образовался, и не допускать впредь таких явлений.

Таким образом, экономика в любой стране не может  нормально развиваться, если государство  не обеспечило соответствующие условия для этого.

Решение проблем, прежде всего социального характера, которые не в состоянии разрешить рынок, требует активного государственного регулирования в части создания условий для эффективного функционирования рыночного хозяйства, определения правил экономического поведения субъектов хозяйствования, защиты их интересов, реализации возможностей проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устранения его негативных последствий.

Все приведенные  аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период. К этому следует добавить, что, несмотря на положительные тенденции, например, в развитии промышленности Республики Беларусь, в ее экономике имеет место ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

•  наличие  предприятий, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

•      относительно высокая материало- и энергоемкость производства;

•      слабая инвестиционно-инновационная  активность предприятий;

•  дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

•   недостаточно высокий уровень заработной платы  и мотивации высокопроизводительного труда.

Учитывая, что  в промышленности и в других отраслях в основном исчерпаны возможности наращивания производства  за счет экстенсивных факторов, необходимо обеспечить модернизацию экономики отраслей путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса предприятий.

Разрешение  имеющих место проблем в экономике  и необходимость организации стратегического управления отраслями с целью повышения эффективности функционирования требует наличия научно обоснованного механизма сочетания государственного и рыночного регулирования экономики, а также активного участия в этом механизме самих предприятий, способных создавать условия для повышения экономической эффективности предприятий и проявления экономического выбора для предпринимателей и отдельных работников.

Механизм регулирования  экономики предприятий обусловлен необходимостью максимального использования заложенных в самой рыночной экономике возможностей для оптимального регулирования производственной деятельности предприятий. В конечном счете, механизм регулирования производственной деятельности предприятий направлен на то, чтобы: а) превратить разрушительные тенденции в экономике в созидательные силы; б) использовать естественное стремление каждого участника рыночной экономики к достижению собственной экономической выгоды.

Информация о работе Инструменты государственного воздействия на экономику предприятия