Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности РУП «МТЗ». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
- определить понятие инноваций, их классификацию;
- определить понятие инновационной стратегии предприятия;
- оценить современное экономическое состояние предприятия на основе анализа основных технико-экономических показателей;
- оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
дение 2
Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях 4 1.1 Основные понятия и классификация инноваций 4 1,2Инновационная стратегия предприятия 9
Технико-экономическая характеристика хозяйственной деятельности РУП «МТЗ» 12 2.1 Краткая характеристика РУП «МТЗ» 12 2.2Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУП «МТЗ»
14
2.3 Анализ организационной структуры управления инновационной
деятельностью на РУП «МТЗ» 17
3.Оценка формирования эффективной стратегии предприятия 20
3.1 Оценка инновационной деятельности РУП «МТЗ» 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
За пределами Республики Беларусь имеются сборочные производства по сборке тракторов «Беларусь»: в Польше (АО), Пакистане (собственность пакистанской стороны) и Эфиопии (собственность эфиопской стороны).
Емкость рынков стран СНГ составляет 52-54 тыс. тракторов. Эти рынки являются традиционными для РУП «МТЗ» и доля тракторов «БЕЛАРУС» в продажах на рынках этих стран составляет более 60%. На некоторых рынках доля МТЗ достигает 82-84% (Украина, Молдова, Туркменистан).
Крупнейшим рынком среди стран СНГ является рынок Российской Федерации - его емкость составляет порядка 29 - 32 тыс. тракторов (с учетом гусеничных тракторов). Доля РУП «МТЗ» в общих продажах на рынке России оценивается более 65%, а в сегменте колесных тракторов она достигает 85%.
Емкость рынков стран дальнего зарубежья - 408 тыс. тракторов. Удельный вес продаж тракторов «БЕЛАРУС» в общих продажах на рынках этих стран - около 5%.
На сегодняшний день РУП «МТЗ» - одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек. За время работы МТЗ произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира.
РУП «Минский тракторный завод» является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Непосредственное руководство осуществляет Генеральный директор, назначенный приказом Министра и подписавший контракт с Министром промышленности РБ.
Генеральный директор имеет ряд заместителей по основным направлениям и видам деятельности, с соответствующими административными и структурными подразделениями.
Структура аппарата управления в объединении отработана и проверена временем.
Входящие в объединение заводы в Сморгони, Минске, Витебске, Бобруйске имеют достаточно высокую степень автономности. Они являются самостоятельными юридическими лицами со своими расчетными счетами. Их взаимодействие в рамках РУП организуется на договорной основе.
В целях претворения в жизнь намеченных планов на РУП «Минский тракторный завод» за последние годы проведена корректировка организационной и организационно-штатной структуры объединения и по оптимизации структуры управления, сокращения лишних звеньев управления, организованы новые структурные подразделения.
В целях усиления работы по сбыту продукции завода, перераспределения регионов сбыта и укрепления коммерческих отделов МКЦ изменена структурная схема управления маркетинг-центром МТЗ.
Экономическая стратегия развития РУП «МТЗ» заключается в создании конкурентоспособного первоклассного предприятия, выпускающего комплекс машин под определенные технологии (сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие), дающие возможность потребителю с максимальной эффективностью, в сжатые сроки с минимальными затратами выполнять свою работу.
2.2
Анализ производственно-
РУП «МТЗ»
Анализ экономического состояния предприятия проведем на основе оценки технико-экономических показателей (ТЭП) работы предприятии за 2007-2009 гг., представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Основные ТЭП деятельности РУП «МТЗ»
|
|
|
|
|
Объем производства | млн. р. | 1795849 | 2 099065 | 2350953 |
Выручка от реализации | млн. р. | 1870018 | 2 597422 | 2751683 |
Себестоимость продукции | млн. р. | 1486792 | 2 086251 | 2 251566 |
Затраты на 1 руб. выручки | р./р. | 0,795 | 0,80 | 0,82 |
Прибыль от реализации | млн. р. | 279 800 | 357 992 | 396 203 |
Балансовая прибыль | млн р. | 231 705 | 323780 | 362 987 |
Чистая прибыль | млн. р. | 155 775 | 223 779 | 248684 |
Рентабельность продаж | % | 15,8 | 13,7 | 16,0 |
Рентабельность продукции | % | 15,9 | 18,9 | 19,3 |
Численность работающих | чел. | 21 675 | 22 245 | 23 500 |
Производительность труда | млн. р./чел | 86,3 | 116,8 | 117,1 |
Фонд заработной платы | млн. р. | 224 230 | 268 389 | 319 980 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | млн. р. | 1557905 | 1591120 | 1610 780 |
Фондовооруженность | р./чел. | 71,8 | 71,5 | 68,5 |
Фондоотдача | р./р. | 1,2 | 1,6 | 1,7 |
Материалоемкость | р./р | 0,615 | 0,648 | 0,652 |
За анализируемый период предприятие увеличивало объемы производства в среднем на 15% в год, что было связано с расширением рынков сбыта продукции и вводом производственных мощностей.
В структуре выпуска товарной продукции РУП «Минский тракторный завод» основную долю производства занимает тракторная техника - 85%.
По сравнению с 2008годом (59 647 шт.) выпуск тракторной техники увеличился на 214 430 млн. р и в 2009 году составил 1 998 310 млн. руб. Это прежде всего связано с увеличением спроса на данную продукцию в
Российской федерации, и выходом на новые рынки сбыта в странах СНГ. За 2009 год РУП «МТЗ» изготовил товаров народного потребления на сумму 1 603 млн. рублей, а прочие виды продукции на 350 896 млн. р.
Загрузка производственных мощностей РУП «МТЗ» на 2009 год максимальна 100% .
Тем
не менее, с учетом экономического кризиса
и сложившейся экономической
ситуации на мировых рынках можно
предположить, что в ближайшие
несколько лет загрузка производственных
мощностей будет снижаться. Но при
этом для повышения
За три года объем производства вырос на 37,4%, а объем реализации увеличился на 30%. То, что за 2007-2009 годы объем производства продукции выше объема реализации, говорит о том, что на складах предприятия остались остатки готовой продукции.
Себестоимость в 2007 была 1486 792 млн. р., в 2008- 2 086 251 млн. р., а в 2009 составила 2251566. Таким образом, за три года видим увеличение затрат на 51%.
Большую часть материальных затрат предприятия составляли энергетические затраты. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование. РУП «МТЗ» в 2010 г. запланировал провести комплекс энергосберегающих мероприятий.
За 2009 г. затраты на 1 рубль выручки составили 0,82 р. и выросли по отношению к 2008г. на 2,5%.
За
последние три года наиболее эффективно
использовались резервы снижения себестоимости
за счет изменения структуры
За анализируемый период основная прибыль предприятия была от реализации произведенной продукции. В 2007 году прибыль от реализации составляла 279 800 млн. р.; в 2008 -357992 млн. р. (что в 1,3 раза больше, чем в 2007 году); в 2009 - незначительное увеличение до 396203 млн. р. Прибыль от реализации выросла в 2009 году за счет роста объемов реализации и увеличения цен на реализованную продукцию.
Чистая прибыль в 2007 году составила 155775 млн. р., в 2008 году этот показатель увеличился на 68004 млн. р., в 2009 году чистая прибыль предприятия увеличилась еще на 24905 млн. р.
Полученная чистая прибыль на РУП «МТЗ» используется следующим образом: 5% - резервный фонд; 40% - на пополнение собственных оборотных средств; оставшаяся сумма распределяется между фондом накопления и фондом потребления.
Наиболее весомым фактором для увеличения прибыли было изменение цен на продукцию, но этого влияния было недостаточно для нейтрализации негативного влияния увеличения себестоимости. В качестве резервов для увеличения прибыли от реализации считаем сокращение затрат на производство и реализацию продукции, и сокращение запасов нереализованной продукции.
Рентабельность продаж в 2007 году составила 15,8%, в 2008 году этот показатель снизился до 13,7%, а в 2009 году рентабельность продукции возросла на 2,3% и составила 16%. Положительная динамика рентабельности продукции обусловлена увеличением объемов производства и реализации продукции, а также ростом цен на реализуемую продукцию.
Резервом
повышения уровня рентабельности продукции
является снижение себестоимости.
2.3 Анализ организационной структуры управления инновационной деятельностью на РУП «МТЗ»
Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений [5,с.254].
Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Такая структура управления предусматривает специализацию функций и компетентность всех звеньев управления, обеспечивает экономию на управленческих расходах и содействует эффективному производству стандартизированных изделий. Преимуществом данной структуры является то, что она позволяет быстро решать проблемы, находящиеся в компетенции одной функциональной службы.
Для управления инновационной деятельностью на предприятии создан научно-технический центр (НТЦ).
В состав научно-технического центра входят подразделения согласно структурной схеме управления НТЦ, представленной на рисунке 1.
Зам. Директора НТЦ по подготовке производства | Упраление информационных технологий | Зам. Директора НТЦ по новой технике | ||||
Директор НТЦ
Управление главного технолога
Центральная
заводская технологическая лабо
Конструкторско- технологический отдел
Управление
главного конструктора
Информационный центр |
Модельный цех | |
Управление
главного металлурга
Экспериментальный цех-1
Рисунок 1 - Структура управления НТЦ
Отдел новой техники и технологий
Управление лабораторных и исследовательских работ
Руководство
и организационно-
Компетенция
директора научно-технического центра
устанавливается генеральным директором
в соответствии с Положением о научно-техническом
центре, нормативными актами и инструкциями.
Основными задачами научно-технического
центра являются: - обеспечение постоянного
улучшения качества, надежности и конкурентоспособности
выпускаемой техники в соответствии с
требованиями потребителей;