Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Изучение указанных вопросов позволит определить особенности юридического статуса индивидуального предпринимателя, охарактеризовать его роль в современных гражданских правоотношениях, наметить пути совершенствования правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.

В данной работе мы рассмотрим такой вид индивидуальной предпринимательской деятельности, как индивидуальная педагогическая деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимательства в современном Российском праве 5
1.1. Признаки индивидуального предпринимателя 5
1.2. Конституционные гарантии предпринимательства 17
1.3. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 24
1.4. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 29
1.5. Постановка индивидуальных предпринимателей на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков 49
Глава 2. Организация индивидуальной педагогической деятельности 56
2.1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя 57
2.2. Ведение учета доходов и расходов 60
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Глоссарий 77
Приложение N 1 80
Приложение N 2 86

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности3.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

     Решение об отказе в государственной регистрации  принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистрации (не более пяти рабочих дней со дня  представления документов в регистрирующий орган). Оно должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

     С целью предотвратить случаи принятия произвольных, незаконных решений об отказе в государственной регистрации  предъявляются строгие требования к оформлению этих решений. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены следующие формы указанных решений, которые обязательны к применению всеми регистрирующими органами: N Р60001 - "Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов" (приложение N 26); N Р60002 - "Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган" (приложение N 27); N Р60003 - "Решение об отказе в государственной регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 ст. 221 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (приложение N 28).

     Названные формы решений об отказе в государственной регистрации содержат прямые указания на ошибки, допущенные заявителем при обращении за государственной регистрацией. Так, форма N Р60001 включает перечень документов, которые отсутствуют в составе документов, представленных для государственной регистрации. Форма N Р60002 прямо указывает, в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его почтовый адрес. Форма N Р60003 называет конкретное обстоятельство, предусмотренное п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, наличие которого препятствует осуществлению государственной регистрации.

     Решение направляется лицу, указанному в заявлении  о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

     Решение об отказе в государственной регистрации  может быть обжаловано в судебном порядке (в арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) Законом о государственной регистрации не предусмотрен.

     Ответственность регистрирующих органов и их должностных  лиц за нарушения Закона о государственной регистрации предусмотрена его ст. 24. Необходимо иметь в виду, что любой отказ в государственной регистрации, не соответствующий рассмотренным выше основаниям (предусмотренным п. 1 ст. 23 этого Федерального закона), признается необоснованным.

     Должностные лица регистрирующих органов несут  ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации, за следующие  правонарушения:

  • необоснованный отказ в государственной регистрации;
  • неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
  • иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом о государственной регистрации;
  • незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом о государственной регистрации документов.

     В случае необоснованности отказа в государственной  регистрации, установленной арбитражным  судом, виновное в принятии решения  об отказе в регистрации должностное  лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, установленным трудовым законодательством России. В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении соответствующего должностного лица к уголовной ответственности, например, на основании ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 290 (получение взятки), 293 (халатность) УК РФ.

     Неосуществление государственной регистрации в  установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации. Тогда должностное лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности, или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например, по ст. 169, 293 УК РФ. Содержание понятия "иное нарушение порядка государственной регистрации" Закон о государственной регистрации не раскрывает. Представляется, что должностное лицо регистрирующего органа может быть привлечено, как минимум, к дисциплинарной ответственности в любом случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им предусмотренной Законом о государственной регистрации в императивной норме обязанности регистрирующего органа, исполнение которой отнесено к компетенции соответствующего должностного лица. Кроме того, ответственность должностного лица наступает в случае нарушения им путем действия или бездействия любого запрета, установленного императивной нормой этого Федерального закона.

     Правила и условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов установлены ст. 6 и 7 Закона о государственной регистрации. Отказ в предоставлении открытых и общедоступных сведений, содержащихся в государственном реестре, категорически запрещен императивной нормой п. 4 ст. 6. Срок представления таких сведений определяется по правилам п. 3 ст. 6; обеспечение соблюдения этого срока является юридической обязанностью регистрирующего органа. Поэтому в случаях отказа в представлении или несвоевременного представления сведений, содержащихся в государственном реестре, соответствующее должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 14.25 КоАП РФ (штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда). Если указанное деяние содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ (отказ в предоставлении гражданину информации), то виновное лицо может нести уголовную ответственность. Что касается ответственности за отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление иных предусмотренных Законом о государственной регистрации документов, то здесь речь идет, например, о таких документах, как расписка в получении документов, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в государственный реестр, решение об отказе в государственной регистрации.

     Регистрирующий  орган возмещает ущерб, который  причинен отказом в государственной  регистрации, уклонением от государственной  регистрации или нарушением порядка  государственной регистрации, допущенным по его вине. Этот перечень оснований  гражданско-правовой ответственности регистрирующего органа (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации) является исчерпывающим. Речь идет о возмещении вреда по правилам ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает причинителя вреда возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (о понятии убытков см. п. 2 ст. 15 ГК РФ)21.

     Лицо, претендующее на возмещение вреда, должно доказать факт причинения ему вреда, незаконность действий регистрирующего органа, причинную связь между незаконными действиями этого органа и наступившим вредом.

     Обязанность доказывания факта невиновного причинения вреда, по смыслу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, возлагается на регистрирующий орган.

     В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (в данном случае - регистрирующий орган), причиненный другим лицом (например, работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей) имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

     Ответственность заявителя, а также зарегистрированного  индивидуального предпринимателя  за неправомерные действия предусмотрена  ст. 25 Закона о государственной регистрации.

     Пункт 1 данной статьи в качестве оснований юридической ответственности называет непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений и устанавливает, что заявители и индивидуальные предприниматели несут за эти правонарушения ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В данном случае имеется в виду административная и уголовная ответственность.

     Административная  ответственность в виде штрафа предусмотрена  ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

     Уголовная ответственность возможна по ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство, к которому уголовный закон, относит, в частности, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (превышающем 200 минимальных размеров оплаты труда).

     Пунктом 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации предусмотрено правило о том, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Реализация данного правомочия регистрирующего органа в строгом смысле не является мерой юридической ответственности индивидуального предпринимателя, но тем не менее может влечь для него весьма неблагоприятные правовые и экономические последствия.

     В период с 01.01.2004 г. до 01.01.2005 г. физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004 г., были обязаны пройти "перерегистрацию" в порядке, установленном ст. 3 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и таким образом подтвердить свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Возникал  вопрос, что означает указанная процедура - новую регистрацию индивидуального  предпринимателя, уже обладающего  этим статусом, или легализацию его прежней регистрации? Ответ на него можно получить на основе анализа некоторых норм указанного Федерального закона и Закона о государственной регистрации. Статья 3 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" обязывала каждое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004 г. (даты вступления в силу этого Федерального закона), представить в регистрирующий орган по месту своего жительства определенные документы, которые позволяют идентифицировать это лицо и подтверждают его статус в качестве индивидуального предпринимателя.

     Состав  указанных документов различался в  зависимости от того, является индивидуальный предприниматель гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства. Обратим внимание также на то, что среди указанных документов, отсутствовал такой документ, как заявление о государственной регистрации. Дело в том, что физическое лицо уже обладало легальным статусом индивидуального предпринимателя в силу его государственной регистрации в этом качестве по действовавшему ранее законодательству. Поэтому такое лицо не обращалось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р21001) по правилам ст. 22.1 Закона о государственной регистрации. Более того, если бы лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обратилось в регистрирующий орган с указанным заявлением, то ему несомненно было бы отказано в регистрации: не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве*(85).

     Для случая представления документов в  регистрирующий орган индивидуальными  предпринимателями, зарегистрированными  до 01.01.2004 г., предусмотрена специальная форма N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.". Иными словами, такой предприниматель, обязанный императивным требованием закона, обращался в регистрирующий орган, но не для того, чтобы приобрести статус индивидуального предпринимателя (этот статус у него имелся), а с целью внесения записи о нем в государственный реестр.

Информация о работе Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности