Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Изучение указанных вопросов позволит определить особенности юридического статуса индивидуального предпринимателя, охарактеризовать его роль в современных гражданских правоотношениях, наметить пути совершенствования правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.

В данной работе мы рассмотрим такой вид индивидуальной предпринимательской деятельности, как индивидуальная педагогическая деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимательства в современном Российском праве 5
1.1. Признаки индивидуального предпринимателя 5
1.2. Конституционные гарантии предпринимательства 17
1.3. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 24
1.4. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 29
1.5. Постановка индивидуальных предпринимателей на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков 49
Глава 2. Организация индивидуальной педагогической деятельности 56
2.1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя 57
2.2. Ведение учета доходов и расходов 60
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Глоссарий 77
Приложение N 1 80
Приложение N 2 86

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности3.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на то, что названные три вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта11.

     Порядок совершения указанных актов определяется общими правилами ст. 1-3 гл. I, ст. 4-7 гл. II, ст. 8, 9, 11 гл. III и специальными нормами ст. 22.1-22.3 гл. VII.1 Закона о государственной регистрации, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанного Федерального закона.

     Моментом  государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации.

     Фактически  государственную регистрацию осуществляют территориальные органы ФНС России. Например, в г. Москве функции, связанные с регистрацией индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, возложены на Межрайонную инспекцию N 46 по г. Москве (Походный пр-д, влад.3). Исследование порядка регистрации индивидуальных предпринимателей, проведенное нами летом 2004 г. в данной инспекции, показало, что ее деятельность основана на применении современных технологий и методов организации работы и заслуживает самой высокой оценки. Здесь имеется достаточное информационное обеспечение процедуры регистрации, практически нет очередей, хорошо налажена консалтинговая служба. Оформление и представление необходимых документов занимает не более одного часа, строго соблюдается срок, отведенный на регистрацию. Получение документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр (свидетельства), происходит в течение нескольких минут. Московский опыт, бесспорно, заслуживает распространения и в других регионах России.

     При такой организации работы платные "услуги" разнообразных посредников при регистрации индивидуальных предпринимателей становятся бессмысленными. Например, одна из московских организаций предлагала содействие в оформлении и удостоверении у нотариуса необходимых для регистрации документов в присутствии заказчика в течение одного часа. Между тем за это же время заявитель сам может представить документы в регистрирующий орган, не неся расходов на оплату нотариальных действий и "услуг" посредников (летом 2004 г. стоимость подобных "услуг" составляла в среднем 1500 руб.). Несмотря на это в г. Москве такого рода посредничество по-прежнему популярно. По-видимому, спрос на подобные предложения обусловлен чаще всего незнанием современных процедур государственной регистрации.

     За  государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. С 01.01.2005 г. вступил в силу ФЗ от 02.11.2004 г. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации". Указанный Федеральный закон дополнил Налоговый кодекс РФ (НК РФ) главой 25.3 "Государственная пошлина" и признал утратившим силу с 01.01.2005 г. Закон РФ от 09.12.1991 г. "О государственной пошлине". Поэтому в настоящее время порядок уплаты государственной пошлины (сбора) за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется НК РФ.

     Сведения  о приобретении гражданами статуса  индивидуального предпринимателя, прекращении ими деятельности в  этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные  Законом о государственной регистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, которые являются основой для внесения этих записей. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

1.4. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

     Принципы  ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4-7 Закона о государственной регистрации. Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и порядок предоставления содержащихся в нем сведений установлены Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 630. Порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей был утвержден приказом ФНС России от 21.10.2004 г.           N САЭ-3-09/7, который зарегистрирован в Минюсте РФ 17.11.2004 г. (регистрационный N 6123)26.

     Единый  государственный реестр индивидуальных предпринимателей формируется и  ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях ФНС  России и ее территориальными органами в соответствии с указанными Правилами. Указанный реестр содержит (в виде записей) сведения:

  • о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;
  • о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.

     Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

     В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона о государственной  регистрации установлены правила о сроке и месте государственной регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22-22 гл. VII указанного Федерального закона. Поэтому целесообразно рассмотреть эти правила подробнее.

     Государственная регистрация индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Данная норма является традиционной для отечественного законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, начиная с 90-х годов XX в. Она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. В связи с этим лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется, так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Пункт 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации преследует цель защитить контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий: место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя. Кроме того, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции7.

     Правило о государственной регистрации только по месту жительства в его нынешнем виде вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что норма п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации не вполне согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Указанные нормы Конституции РФ содержатся в статьях ее главы 2 "Права и свободы человека и гражданина". О юридическом значении положений данной главы говорилось выше. Здесь же уместно напомнить, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

     С учетом сказанного представляется целесообразным уточнение редакции п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации путем внесения в него соответствующего изменения. Для этого предпочтительно использовать более корректную формулировку, закрепляющую юридическую конструкцию, которая, с одной стороны, обеспечивала бы беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

     Закон о государственной регистрации  не связывает осуществление акта государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому в случае, когда гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность осуществляет в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту осуществления предпринимательской деятельности8.

     Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.

     Однако  сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Например, что считать местом жительства, если гражданин имеет на праве собственности как квартиру в городе, которой не пользуется, так и жилой дом в сельской местности, в котором проживает постоянно? На практике окажется, что в таком случае факт постоянного проживания в указанном жилом доме не будет иметь юридического значения, если адресом, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства, является адрес квартиры (хотя он в ней фактически и не проживает). Такие же последствия возникнут даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в установленном порядке по месту пребывания по адресу жилого дома.

     Таким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место  жительства гражданина в целях государственной  регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это обстоятельство прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, который требует включать в реестровую запись указание на "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания регламентирована Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713. Основные правила регистрации иностранных граждан в Российской Федерации установлены статьями гл. III ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

     Однако  следует отметить, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое место жительства, то упомянутые нормы Закона о государственной регистрации и названных выше Сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства). Несоответствие этих норм правилам ГК РФ, по нашему мнению, не вызывает сомнений. Юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон (т.е. ГК РФ) не связывает с ними определение места жительства гражданина. Прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Эти рассуждения справедливы и применительно к регистрации граждан по месту жительства14.

Информация о работе Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности