Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Изучение указанных вопросов позволит определить особенности юридического статуса индивидуального предпринимателя, охарактеризовать его роль в современных гражданских правоотношениях, наметить пути совершенствования правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.

В данной работе мы рассмотрим такой вид индивидуальной предпринимательской деятельности, как индивидуальная педагогическая деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимательства в современном Российском праве 5
1.1. Признаки индивидуального предпринимателя 5
1.2. Конституционные гарантии предпринимательства 17
1.3. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 24
1.4. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 29
1.5. Постановка индивидуальных предпринимателей на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков 49
Глава 2. Организация индивидуальной педагогической деятельности 56
2.1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя 57
2.2. Ведение учета доходов и расходов 60
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Глоссарий 77
Приложение N 1 80
Приложение N 2 86

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности3.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

     В то же время представляется, что  в целях государственной регистрации  индивидуальных предпринимателей место жительства должно определяться бесспорно и однозначно, по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания потребует от граждан немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, возрастет количество отказов в регистрации и т.п. Все этом не способствовало бы реализации принципа "одного окна", заложенного в основу Закона о государственной регистрации, и развитию индивидуального предпринимательства. Поэтому чтобы устранить отмеченную коллизию правовых норм, целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

     Следует иметь в виду, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован  в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (жилой  дом, квартира, служебное жилое помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться в качестве места, где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан, размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. В то же время данные нормы ГК РФ, по нашему мнению, следует толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права иных проживающих в данном помещении лиц, а также соседей15.

     Новый Жилищный кодекс РФ, определяя в ст. 17 назначение жилого помещения и пределы его использования, допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, труд которых связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством и т.п.

     Документами, подтверждающими адрес места жительства, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ), либо документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (вид на жительство или разрешение на временное проживание). В случаях, когда названные документы не содержат сведений о месте жительства физического лица, адрес места жительства подтверждается иными документами в порядке, установленном федеральным законодательством.

     Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с действовавшими ранее правилами (п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 08.08.1994 г. N 1482) этот срок увеличен. Однако новый срок представляется более реалистичным и в то же время достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия. Это подтверждает, например, практика Межрайонной инспекции N 46 по г. Москве, где указанный срок строго соблюдается. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.

     Датой представления документов для государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  считается день их получения регистрирующим органом (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). С даты получения надлежащим регистрирующим органом всех предусмотренных для конкретного случая государственной регистрации документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о государственной регистрации.

     Под "получением" регистрирующим органом  указанных в комментируемой норме  документов следует понимать поступление  в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

     Порядок представления документов в регистрирующий орган при государственной регистрации  определяется в соответствии со ст. 9 Закона о государственной регистрации. Она предусматривает два способа представления документов. Документы представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Правительством РФ могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган.

     Требования  к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены  Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены, в частности, следующие формы документов: N Р21001 - "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 18); N Р24001 - "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (приложение N 19); N Р26001 - "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (приложение N 20); N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.". Этим же постановлением утверждены Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей17.

     Заявления и другие документы, используемые при  государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами и должны быть оформлены по правилам, установленным указанными выше Требованиями. Эти документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Заявления и другие документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть заполнены  в одном экземпляре от руки печатными  буквами чернилами или шариковой  ручкой синего или черного цвета  либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в соответствующих графах проставляется прочерк. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

     Заявление (о государственной регистрации  или о внесении изменений в  государственный реестр) является одним  из необходимых документов, представляемых во всех случаях регистрации индивидуальных предпринимателей, предусмотренных ст. 22-22 гл. VII Закона о государственной регистрации, кроме случаев регистрации при прекращении предпринимательской деятельности, указанных в п. 2-6 ст. 22.3. В соответствии с п. 1 ст. 9 этого Федерального закона заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подлинности подписей на документах осуществляется по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

     Представление физическим лицом названного заявления  без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для  государственной регистрации документов и в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации может повлечь отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

     При государственной регистрации индивидуального  предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от его имени необходимые документы в регистрирующий орган для государственной регистрации. Он может представить такие документы только лично либо по почте.

     На  регистрирующий орган возлагается  обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной  регистрации документов.

     Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

     Юридическое значение расписки состоит в том, что она является документом, доказывающим факт и дату получения регистрирующим органом документов, представленных при государственной регистрации. Поэтому отказ в выдаче расписки не допускается ни при каких обстоятельствах. Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи следует рассматривать как нарушение установленного порядка государственной регистрации, влекущее ответственность соответствующего органа или его должностных лиц по правилам ст. 24 Закона о государственной регистрации.

     Пункт 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации в императивной норме установил для регистрирующих органов запрет на истребование от заявителя документов, не предусмотренных этим Федеральным законом. Нарушение данного запрета должно рассматриваться как нарушение порядка государственной регистрации и влечь юридическую ответственность на основании ст. 24 Закона о государственной регистрации18.

     Как уже отмечалось, после принятия регистрирующим органом решения о государственной  регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей заявителю выдается один из документов (свидетельств), о которых говорилось выше, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

     Регистрирующий  орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной  регистрации обязан представить  сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ (п. 4 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей является приложением N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений. К таким органам отнесены: федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы МАП России, МВД России, КФМ России, Госкомстата России; таможенные органы Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; органы местного самоуправления. Состав сведений, передаваемых в указанные органы, определен приложением N 2 к названным выше Правилам.

     Отказ в государственной регистрации  допускается только в случаях, исчерпывающим образом определенных в ст. 23 Закона о государственной регистрации. К ним относятся:

  • непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственной регистрации, осуществляемой по правилам ст. 22.1-22.3 Закона, а также в случае, предусмотренном ст. 3 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенные для соответствующего случая. Указанные документы исчерпывающим образом перечислены в указанных правовых нормах. Здесь нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, представление документов должно осуществляться способом, определенным на основании п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации; во-вторых, эти документы должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями этого Федерального закона и принятых для конкретизации его норм подзаконных правовых актов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Надлежащим регистрирующим органом является регистрирующий орган по месту жительства заявителя. В случае представления документов в регистрирующий орган не по месту жительства заявителя такой орган не обязан пересылать представленные документы в надлежащий регистрирующий орган;
  • случаи, предусмотренные п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации. Напомним, что согласно этому пункту не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если: не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве; не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Индивидуальная предпринимательская деятельность. Виды и особенности