Государственная политика в области труда и занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного проекта является труд и занятость населения.
Предметом исследования является государственная политика в области труда и занятости.
Целью работы является проведение исследования существующей системы государственной политики в области труда и занятости.
Задачи:
Обозначить теоретические основания государственной политики в области труда и занятости
Проанализировать состояние государственной политики в области труда и занятости в Белгородской области

Работа содержит 1 файл

курсач мой ГРЭ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Меры косвенного влияния направлены на изменение условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

     Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются посредством государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном па динамику предложения труда.

     Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:

  • пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;
  • активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

     Одним из наиболее важных путей воздействия на состояние занятости является всестороннее развитие масштабов переподготовки высвобождаемой рабочей силы, соответствующей структуре высвобождаемых рабочих мест. Стратегия эффективной занятости должна строиться не только и не столько на превентивных мерах по сдерживанию социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В числе этих мер - повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование занятости требует немалых затрат.

     Государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0 - 5,5% ВВП). При этом значительное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы.

     Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. не просто выделить средства, но и правильно (кому и как) отдать деньги.

     Россия проводила в основном пассивную государственную политику занятости12.

     Таким образом, существующие методы государственного регулирования рынка труда и занятости  имеют разрозненный вид, их необходимо применять в соответствии с различными видами безработицы, так как эта проблема типична для всей страны и меры, применяемые, для ее решения будут эффективны только в своей совокупности. Меры государственной политики в области труда и занятости будут совпадать с приоритетными направлениями социально- экономического развития страны и регионов в целом.

 

РАЗДЕЛ  II.  ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСИ 

     Белгородская  область является одним из субъектов  РФ. Численность населения на 1 января 2008 года составила 1 миллион 519 тысяч человек (1,1% от населения России), средний возраст  которого - около 40 лет. По данным выборочного обследования Белгородского Статистического управления, численность экономически активного населения области в 2008 году составляла 737 тысяч человек. Официальный статус безработного в 2008 году получили 21328 человек. Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2009 года составила 10231 человек, в сравнении с 1 январем 2008 года она выросла на 1990 безработных, уровень регистрируемой безработицы составил 1,39 процента.

     Доминирующее  положение среди зарегистрированных безработных сохраняется за женщинами  – 66,7%, молодежь в возрасте 16 – 29 лет  составляет 43,0%, инвалиды – 10,4%, жители сельской местности – 32,8%, высшее и среднее профессиональное образование имели 54,4% безработных; выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней составили 7,1%; родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, – 26,0%13.

     Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать  общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

     Тем не менее, среди этого множества  действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.

     В городе Белгороде функционирует  Управление по труду и занятости  Белгородской области.  Начальником  управления является Полевой Игорь Николаевич, заместитель начальника управления - Рябко Сергей Владимирович.

     В структуру управления входят:

  • Отдел аналитической и контрольной работы
  • Отдел трудоустройства и программ занятости
  • Отдел трудовой миграции
  • Отдел социально-трудовых отношений, уровня жизни и доходов
  • Отдел охраны и государственной экспертизы условий труда
  • Отдел профессионального обучения и целевой подготовки кадров
  • Отдел информационных технологий
  • Финансово-бухгалтерский отдел
  • Отдел правовой и кадровой работы

     Государственные службы занятости – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным14.

     Органы государственной службы занятости (ГСЗ) ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным.

     Для того чтобы политика занятости стала  эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована  на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

     Для этого должны быть решены следующие  задачи:

  1. повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;
  2. обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное;
  3. усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;
  4. упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;
  5. расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
  6. максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;
  7. совершенствование учета безработных и предоставления пособий;
  8. оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

     Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

     Служба  занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном  предприятии, поскольку ее цель —  управление занятостью, но в масштабах  государства. Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству;
  • чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

     Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи:

  • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
  • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
  • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
  • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

     В соответствии с законодательством о занятости населения государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют следующие государственные услуги, т.е. выполняют функции:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности
  • выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных работников в Российской Федерации15.

     Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников предоставляется бесплатно.

     На  практике службы занятости выполняют  лишь часть этих функций — в  зависимости от потребностей региона  и страны в целом и имеющихся  ресурсов.

     В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Государственная политика в области труда и занятости