Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Объектом данного проекта является труд и занятость населения.
Предметом исследования является государственная политика в области труда и занятости.
Целью работы является проведение исследования существующей системы государственной политики в области труда и занятости.
Задачи:
Обозначить теоретические основания государственной политики в области труда и занятости
Проанализировать состояние государственной политики в области труда и занятости в Белгородской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Занятость населения рассматривается как макроэкономическая категория, которая объединяет важные социальные и экономические индикаторы состояния общества. Рынок труд, это рынок товаров, услуг и капиталов, занимает особое положение в системе рынков.
Трудовые ресурсы - особый вид ресурсов. Это главная производительная и потребляющая сила. Это не только рабочая сила, но и прежде всего люди с разнообразными интересами, потребностями и способностями.
Свобода и добровольность труда — главное условие возникновения рыночных отношений по поводу рабочей силы. Для реализации принципа свободы и добровольности нужна личная собственность работника на свою рабочую силу и частная собственность предпринимателя на условия и факторы производства. Рынок труда необходимо рассматривать во всем многообразии взаимодействий между работником и работодателем, которые возникают между ними в экономической системе, включая безработицу, спад производства, закрытие предприятий. В зависимости от экономических и исторических условий развития производства вес составные части рыночного механизма регулирования труда и занятости в различных странах находятся в разном соотношении.
Регулирование занятости должно быть направлено на поддержание баланса экономических и социальных приоритетов на рынке труда. Основное национальное богатство - интеллектуальный потенциал страны, человеческие ресурсы, их знания, система ценностей, творческие способности - именно они позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние народа и безопасность страны.
Степень научной разработанности. В настоящее время накоплен значительный опыт теоретического обоснования государственной политики в области труда и занятости. Теоретические основы функционирования рынка труда, его развития, роль, которую играют на нем государственные регулирующие органы, отражены в работах отечественных экономистов, таких как Н.Н. Колосовского, Ю.Г. Саушкина, Л. Н. Абалкин, Б. Д. Бреев, В. С. Буланов, П. А. Бунин, Н. А. Волгин, Н. А. Горелов, А. 3. Дадашев, Р. П. Колосова, В. Г. Костаков, К. Маркс, А. Э. Котляр, И. С. Маслова1 и др. Занятость, ее общеэкономические связи с другими процессами, вмешательство и невмешательство государства как регулирующего органа в экономику — круг вопросов, исследовавшихся зарубежными учеными: Дж. Кейнсом, А. Оукеном, А. Пигу, Т. Питерсом, П. Самуэлсоном, Р. Смитом, А. Филлипсом, С. Фишером, М. Фридменом, Л. Харрисом, П. Хейне, Р. Эренбергом, С. Янгом2 и др.
В работе рассматривается проблема, которая заключается в сложившемся противоречии между необходимостью создания эффективной государственной политики в области труда и занятости населения, и отсутствием эффективных технологий регулирования труда и занятости
Объектом данного проекта является труд и занятость населения.
Предметом исследования является государственная политика в области труда и занятости.
Целью работы является проведение исследования существующей системы государственной политики в области труда и занятости.
Задачи:
Теоретико-
Эмпирическая база исследования состоит из законов, нормативных актов, положений и уставов, статистических материалов, отчетов служб занятости.
Логическое решение поставленных задач обусловило следующую структуру работы, состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
Рынок труда – специфический элемент рыночной системы хозяйствования. В рыночной экономике он существует и развивается во взаимосвязи с другими рынками – земли, товаров, инвестиций, ценных бумаг. При всех особенностях рынка труда в каждой из стран его обязательным условием являются личная и экономическая свобода человека, возможность выбора не только рабочего места, но и образа жизни, наличие товара – рабочей силы, возникающего в обществе из-за отсутствия у работника средств производства, существование в экономической системе работодателя, являющегося фактическим собственником средств производства и создаваемых рабочих мест. В качестве такого экономического субъекта на рынке труда могут выступать частные предприниматели или их ассоциации, государство.
Рынок труда - система экономических отношений, возникающих между его субъектами в процессе движения рабочей силы в ее товарной форме3.
Складывающиеся
на рынке труда отношения
Рынок труда может быть рассмотрен в широком и узком смысле. В первом случае рынок влияет на весь воспроизводственный процесс рабочей силы; во втором – он лишь один из его этапов, связанных с наймом рабочей силы.
При
широком понимании рынка труда
к его воспроизводственным
Вполне очевидно, что формирование рынка труда в широком его понимании, качественная реализация рынком труда отмеченных выше функций по воспроизводству рабочей силы – результат длительного развития рыночной системы хозяйствования. В России сегодня положено лишь начало формированию рынка труда в его узком понимании.
Другим
показателем эффективной
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок)4.
Знание
рынка труда требует
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства5.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1.
Исключительное право граждан
распоряжаться своими
2.
Ответственность государства
Таким
образом, в рамках данной концепции
можно достичь полной занятости
при любом ее уровне, если спрос
населения на рабочие места удовлетворяется
при условии экономической
Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении6. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.
В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.
Принципиальное значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени – одного из главных достояний человека и человечества.
Еще
одна принципиальная сторона занятости
состоит в возможности избрания
сферы трудовой деятельности в любом
секторе экономики вне
Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости со временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и в трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере приложения трудовых усилий.
Информация о работе Государственная политика в области труда и занятости